Вы здесь

Из сотен кадров выбрать несколько

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Из сотен кадров выбрать несколько

Свою персональную выставку, открывшуюся недавно в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, автор - Андрей Белинский назвал «ANABAZIZ» («Восхождение»). Но многие посетители, уже побывавшие в музее и увидевшие эту цветную фотогалерею, считают, что экспозицию можно было бы назвать «Путешествие по странам и эпохам».

ГЛАВНОЕ ДЕЛО - АРХЕОЛОГИЯ
В культурном сообществе края, да и далеко за его пределами, Белинский - человек известный. Начнем с того, что наш земляк, окончив исторический факультет Ставропольского пединститута, а затем аспирантуру Института археологии Российской Академии наук, защитив кандидатскую диссертацию, стал специализироваться на археологии раннего железного века (скифская и кобанская культуры), а также на новейших методах исследования в археологии. Ну а так как Ставропольский край является одним из самых богатых на древние памятники регионов России, ничего удивительного, в том, что Андрей Белинский организовал в 1995 году и возглавил Государственное унитарное предприятие «Наследие» краевого министерства культуры. Оно-то - «Наследие» - и занимается на Ставрополье охраной памятников истории и культуры и проводит научные археологические исследования. Охранять же и исследовать у нас есть что. Именно по нашей территории проходил когда-то Великий шелковый путь. Здесь обитали как кочевые народы (сарматы), так и оседлые племена, населявшие Кавказский регион в период с XIV по IV века до нашей эры. Совсем недавно, кстати, ученые-археологи приступили к исследованию такого древнего поселения, обнаруженного два года назад близ Кисловодска. Это археологический памятник времен «кобанского» периода - такой термин связан с первой археологической находкой, принадлежащей к этой культуре, в селе Кобань в Северной Осетии в XIX веке. Ученые считают, что «кобанский» период - пока единственный из известных человечеству, когда в горах Кавказа проживало именно оседлое население, а не кочевники.
Но это только один из примеров археологических находок. Андрей Белинский в течение многих лет руководил международной российско-британской археологической экспедицией на могильнике Клин-Яр (около Кисловодска). В рамках этого совместного проекта для уточнения возраста археологических находок директор ГУП «Наследие» Андрей Белинский и представитель Редингского университета Генрих Харке обратились в Оксфордскую лабораторию радиокарбонного датирования в области археологии и истории искусств. Радиокарбонный анализ показал то, что можно назвать сенсационным моментом открытия. Человеческие кости оказались на целый век «старее», чем найденные в том же захоронении кости животных и монеты вполне определенного времени. Андрей Белинский тогда высказал предположение (позже подтвержденное исследованиями руководителя Оксфордской лаборатории Томаса Хайэма), что человеческие кости искусственно «состарены» карбоном, который через воду местных геотермальных источников попадал в пищу людей, откладываясь в организме. О таких «водных влияниях» археологи мира еще не знали. С учеными же из Оксфордского университета «Наследие» проводит совместную работу. Методика британцев дает возможность определить не только время, но и пространство обитания древних людей, и ареал их расселения. Англичан же привлекают и богатейшие археологические коллекции уникальных экспонатов музея ГУП «Наследие», где представлены предметы эпохи бронзы, скифо-сарматского периода и средневековья (аланы, половцы, народы Золотой Орды). И это не единственный международный проект, в котором участвуют ставропольские ученые-археологи. На территории Ставрополья вместе с сотрудниками «Наследия» работают специалисты отдела полевых исследований Института археологии РАН, а также ученые из Германии.
ФОТОНАХОДКИ
Вернемся, однако, к потрясающе интересному увлечению Андрея Борисовича - фотографии. Когда-то, как рассказывал Белинский, принимая участие в международных научных конференциях во многих странах мира, он брал с собой кинокамеру. А потом вдруг увлекся фотографией. Вот его собственное высказывание по этому поводу:
- Мы часто смотрим в пространство пустыми глазами, погрузившись в свои мысли, обыденность и суету, и волшебный мир вокруг почему-то становится просто серым фоном твоего существования. Иногда, выныривая из этого потока времени, вдруг видишь, как в первый раз, лица и морды, свет и тень, цвета и структуры, то, что возвращает тебе мир, который был в детстве, когда все было в первый раз. Это приходит Видение. Тогда фотография становится частью твоего мироощущения, частью жизни, без чего ты почему-то долгое время обходился. Она становится доступным инструментом и средством отражения твоего мира, мира, который внутри и вокруг тебя.
Чем чаще мы перемещаемся в пространстве, тем больше возможностей увидеть и почувствовать то, чего нет в обычной жизни - новые запахи, другие лица и города, освещение и краски, культуры и обычаи. Все это обостряет твои чувства, и хочется перенести эти ощущения в доступное для других визуальное пространство. Твоему Видению помогают знания, которые у тебя есть, твой жизненный опыт, твое неравнодушие к тому, что ты снимаешь. А потом из сотен кадров ты выбираешь несколько - тех самых, что соответствуют твоему миру внутри и вокруг...
Добавим, что в 2004 году Андрей Белинский, став международным инструктором по подводной археологии (!), возглавил российскую подводную археологическую экспедицию в Египте (Александрия). Теперь вполне можно себе представить то огромное количество фотонаходок, которое существует в архиве Белинского. На персональной выставке в изомузее их представлено более двухсот. Как сказала на открытии экспозиции директор краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая, автор открывает нам глаза на те страны, где он побывал как историк, археолог и просто турист.
Проходишь по залу музея, и как будто сам путешествуешь по странам и эпохам. Вот серия фото и витрина предметов, привезенных Андреем Белинским из Кубы. Захватывает экзотика Острова свободы, колоритные фигуры глубоких старцев с печальными глазами. «Скажешь, что ты «руссо», и для тебя открыты все двери»...
Китай. Фотосерия с раскопок «Терракотового войска». Комплекс храмов пагоды «Диких гусей». Пекин, старый город. Великая китайская стена. Шанхай.
Фотографии-символы, фотографии-образы, фоторепортажи. И, как сказал известный фотохудожник Игорь Кожевников, помогавший в создании данной экспозиции, великолепная техника исполнения. Сорок две работы посвящены Италии. Причем здесь есть такие интересные моменты, мимо которых равнодушно пройти просто нельзя, не получается. Венеция, гондолы на канале у площади Сан-Марко. Кошки, сидящие на старинной лестнице. Портрет обаятельного осла в пригороде Рима...
Когда я спросила Андрея Борисовича, какой из фотокадров ему наиболее близок, он привел к французской серии. Красочная мозаика купола Собора Парижской Богоматери. А рядом - две девочки, молящиеся на коленях в Нотр-Дам-де-Пари.
Англия: Кембридж. Шотландский волынщик. Старинные замки. Картинка «Собаки в ожидании охоты на лис». Перу: смуглые индейцы. Город инков. Озеро Титикака. Египет: Великие пирамиды. Каир. Нил. Сфинкс.
Чужая, интересная, непонятная жизнь. И такая понятная автору связь времен. Есть на выставке и не менее прекрасные снимки нашей родины: горы Северного Кавказа, старинные руины, в которых археолог Белинский находит много уникального из жизни наших предков. Обо всем рассказать просто невозможно, это надо видеть.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет