Вы здесь

От оттепели к застою

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

От оттепели к застою

Так необычно называется выставка художников-«шестидесятников», которая открылась на днях в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.

Нынешний год проходит под знаком 45-летия со дня образования изомузея, и проект «Отечественная культура 1960-1970 годов» (куда составной частью вошла открывшаяся экспозиция) ставит перед собой задачу показать коллекцию музея данного периода, с привлечением работ из мастерских художников. В рамках проекта пройдет также двухдневная региональная научно-практическая конференция «Отечественная культура 1960-70 годов. Художественная жизнь Юга России. Образование, выставки, коллекции музеев».
Сегодня творчество «шестидесятников» - это уже классика отечественного изобразительного искусства. В их судьбах, творчестве отразились сложные, подчас противоречивые явления той эпохи. Как сказала, открывая выставку директор музея изобразительных искусств Зоя Белая, художественная критика все чаще обращается к теме переоценки (с точки зрения сегодняшнего дня) основных стилей изобразительного искусства этих лет - «социалистического реализма» и «сурового стиля». Открываются все новые факты событий, связанных с художественными скандалами того времени, связанными с негативной оценкой Хрущевым новых направлений в искусстве (выставка в Манеже) и началом формирования «художественного подполья» 60-х годов. А далее - «бульдозерная выставка» (1974 г.), организованная группой художников в Измайлово. И, тем не менее, результатом очередного скандала, стало появление официального выставочного зала на Малой Грузинской для «неофициального» искусства...
Произведения, представленные на данной выставке, как раз и показывают, как повлияли эти события на культурную жизнь Юга России и, в частности, Ставрополья. С полотен В. Иванова, И. Лежина, А. Тутунова, Б. Домашникова и других российских живописцев смотрят на нас и герои-современники: строители, нефтяники, ученые; и лирические этюды с изображением детей; и светлые, мажорные пейзажи. Шестидесятые годы дали импульс и к развитию графики. В экспозиции представлены графические листы О. Рабина, В. Немухина, абстракциониста Э. Белютина.
Присутствовали на выставке и два ставропольских «шестидесятника», работы которых занимают здесь одно из ведущих мест. Это Алексей Соколенко и Евгений Саврасов. Именно они, приехав в краевой центр на рубеже 1950-60-х годов, совместно с другими живописцами, занялись организацией художественной жизни. Были открыты: Ставропольское отделение Союза художников России, детская художественная школа, музей изоискусств, позже - краевое художественное училище. Портрет одного из его педагогов - известного художника В. Чемсо работы А. Соколенко (тогда еще студента) считается одним из лучших его изображений. Этот портрет тоже можно увидеть на выставке. Как и работы самого В. Чемсо и П. Горбаня. Немало в экспозиции и произведений, ранее неизвестных широкому зрителю. В том числе и те работы Е. Саврасова, которые долгое время считались «неправильными», не признававшимися советскими экспертными комиссиями, контролировавшими музейные закупки.
В целом, выставка, отражающая наиболее интересные творческие процессы русского искусства 60-70-х годов XX века, дает возможность почувствовать «пульс» того времени, увидеть своеобразный «портрет времени», еще достаточно близкого, но и уже достаточно удаленного для возможности объективного взгляда на него.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет