Вы здесь

Колонисты Ставрополья

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Как ни крути, такие слова как «колония», «колонист» вроде бы никакой стороной не могут быть соотнесены с Северным Кавказом, где мы живем.
Современный словарь русского языка дает целых пять толкований этого слова, из них одно - из области биологии. Оставим его специалистам этой области знаний. Уделим внимание другим значениям этих слов, которые относятся к человеческому обществу. Начнем со слова «колония». Колония, это, скажут нам, где-то в Африке, или, на худой конец, в Южной Америке, где еще сохранились колонии, несамостоятельные территории. Однако не так давно слово «колония» было привычным в нашем лексиконе. Так, в XIX веке близ Пятигорска существовала шотландская колония Каррас, или Шотландка. Сохранился рисунок М.Ю. Лермонтова с изображением улицы этой колонии. В наши дни на этом месте раскинулся поселок Иноземцево, названный так по фамилии известного инженера-строителя. Шотландка исчезла сама собой, без воздействия извне. Следы шотландской колонии и деятельности колонистов из Англии сможет найти здесь лишь дотошный краевед.

Любопытно, что прототип одного из лермонтовских персонажей, обрусевший немец, врач Николас Вильгельм Майер (Николай Васильевич на русский лад) после окончания в 1828 году Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии был направлен в Кишинев. Здесь он служил у генерала Инзова И.Н., главного попечителя колонистов в южных губерниях (было в России такое ведомство!). Это оттуда он был переведен в ставропольский госпиталь, где и попал в поле зрения поэта, который вывел его в своем известном произведении под именем доктора Вернера.
В 30-40-е годы уже XX века колонистов можно было увидеть даже на улицах Ставрополя. Эти колонисты были жителями ближайших окрестностей города. Их чаще можно было встретить на Верхнем базаре. Верхний базар в те годы занимал обширное пространство к востоку и северу от здания краеведческого музея. Наряду с жителями городских окраин и окрестных сел, здесь продавали сельскохозяйственную продукцию и жители «Немецкой колонки», как в просторечии именовали небольшую немецкую колонию Иогансдорф. Немок-колонисток на рынке в разговоре отличить было невозможно - все хорошо владели русским языком и редко между собой перебрасывались немецкими фразами. Их можно было отличить по белым фартукам и нарукавникам, а также по аккуратному оформлению продуктов. Так, сливочное масло они продавали не бесформенными лепешками, как это делали другие, а в виде брикетов, полученных в специальных формах. Немецкая колония Иогансдорф близ Сенгилеевского озера возникла в XIX веке на казенных землях, и потому жители ее считались государственными крестьянами. Как и всех крестьян, их в период коллективизации советская власть принудительно обратила в колхозников. Осенью 1941 года всех немецких колонистов в двадцать четыре часа изгнали в Сибирь и Казахстан. Так немецкая колония близ Ставрополя прекратила свое существование.
Однако колонисты жили даже в Ставрополе. Об этой колонии в городе мне довелось узнать в детстве. С 1935 года мы жили на Барятинской улице, только что переименованной в Комсомольскую. Вероятно, так ее назвали в связи с тем, что на ней в те годы обосновался штаб комсомольской организации. Комсомол - РКСМ, РЛКСМ, ВЛКСМ - так называли в разные годы эту организацию верных подручных большевиков. Официально так и говорилось, что организация... «является активным помощником партии в государственном, хозяйственном и культурном строительстве, в коммунистическом воспитании молодежи и детей». (Энциклопедический словарь 1963 года.)
Наша Комсомольская улица в те годы была оживленной магистралью. Значительная часть гужевого и автомобильного транспорта от железнодорожного вокзала передвигалась в верхнюю часть города обычно по этой улице. По ней в праздничные и выходные дни в центр города часто проходила пешим строем колонна одинаково одетых в серую форму подростков разного возраста. Сопровождаемая по бокам взрослыми, то ли конвоирами, то ли воспитателями, эта колонна двигалась вверх по булыжной мостовой в центр города. Шли они издалека, снизу, с улицы Трудовой. Трудовой та улица именовалась, видимо, потому, что на ней располагалась детская трудколония НКВД (позже эту улицу объединили с Комсомольской). В нашем дворе жил мальчик, мать которого работала медсестрой в этой исправительно-трудовой колонии. Мне доводилось с приятелем бывать у проходной в эту колонию. Внутри отгороженного со всех сторон высокой каменной стеной большого двора жили и работали несовершеннолетние заключенные - колонисты. Здесь размещались мастерские, столовая, спальни. Чем там занимались колонисты - мы не знали. Выходили колонисты с закрытой территории только в организованном порядке, колонной.
Тяжелая поступь ног в грубых ботинках по булыжной мостовой была слышна издалека. Однако о приближении колонны еще раньше извещали звуки духового оркестра, доносившиеся к нам задолго до ее приближения. Колонисты, а только так все их называли, шли в строю. Их с настороженным любопытством разглядывала ребятня, высыпав из дворов на тротуары. Да и взрослые прохожие останавливались, глядя на необычное зрелище. Блеск инструментов и звуки духового оркестра производили яркое впечатление. Размер музыкального инструмента соответствовал возрасту музыканта. Из маленьких, надувая щеки, извлекали звуки подростки. Большой барабан и трубы обслуживали юноши. Даже невзыскательный слушатель замечал огрехи неопытных оркестрантов. Но на это никто не обращал внимания. Это был праздник для колонистов и необычное зрелище для обывателей. Прекратились эти шествия колонистов перед войной. Вероятно, в связи с расформированием колонии или переводом ее в другое место.
Юго-западнее Ставрополя, в долине речки Грушевой, до Великой Отечественной войны тоже обитали колонисты. Здесь функционировала колония, которую именовали СельхозИТК. (ПромИТК для взрослых размещалась в городе.) Аббревиатура «ИТК» расшифровывается как исправительно-трудовая колония. Здесь отбывали свои сроки взрослые заключенные. СельхозИТК не была окружена забором, и здесь не бросались в глаза конвоиры. Обитали в этой колонии вынужденные колонисты в условиях свободного режима. Трудились колонисты на бахчах, плантациях земляники и т.п. Такая вот история с колониями и колонистами в наших краях.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет