Вы здесь

Вчера Госдума края предложила правительству исправить бюджетные перекосы и провалила губернаторский закон об акционировании коммунальной энергетики

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Мы сегодня глупо выглядим в глазах народа!
Эту фразу всегда спокойный депутат А. Шиянов запальчиво сказал, когда Дума обсуждала проект постановления «О формировании межбюджетных отношений в Ставропольском крае». Вопрос рассматривался шестым, но по значимости его, пожалуй, можно вынести на первое место.

Переход на местное самоуправление, начатый в крае в порядке эксперимента с 1 января, полностью изменил порядок формирования бюджетов муниципалитетов всех уровней. Первую скрипку здесь сыграло правительство, а если точнее - минфин края. Это он предложил такую концепцию, по которой 76 процентов всех собираемых в крае налогов осталось на краевом уровне. И только 24 процента составили непосредственную налоговую базу муниципалитетов. Хотя еще несколько лет назад было пятьдесят на пятьдесят.
Где-то уже к марту на местах поняли, как их надули. Дошло до того, что муниципалитеты, отдавая львиную долю собранных налогов наверх, сами были вынуждены брать кредиты в банках. Из городов и районов в адрес краевой власти стало раздаваться все больше и больше критики по поводу перекосов в бюджетных отношениях. Главный смысл просьб и предложений - дайте финасовую самостоятельность. По словам того же А. Шиянова, руководители муниципалитетов в безысходности, им и денег недодали, и отстранили от формирования доходной части бюджета. Мало какая поездка в районы обходится без жалоб на бюджет.
Это же подтвердили и докладчики, председатель контрольно-счетной палаты Думы А.Колесников и председатель бюджетного комитета А. Яшкунов: при формировании бюджета наблюдается чрезмерная централизация средств на краевом уровне, показатели проектов бюджетов не согласовываются и не утверждаются районами и поселениями. Они полностью зависят от дотаций из края. Так, если годом раньше фонд финансовой поддержки территорий был в крае в размере 214 миллионов, то в этом году он - 729 миллионов. Деньги территорий просто собираются в край и потом раздаются по непонятным критериям. Раньше мы имели 18 городов и районов доноров, а по итогам первого полугодия - лишь 8. Еще в марте правительству края было рекомендовано Думой внести законопроект
о нормативах отчислений от налогов, оставляемых муниципалитетам. Законопроекта до сих пор нет.
Печальную статистику дополнил председательствующий Ю. Гонтарь, рассказав, что по итогам первого полугодия из 26 муниципальных районов не выполнили план доходов по бюджету 23, из 280 муниципальных поселений - 207.
Вышедшая на трибуну министр финансов Т. Погорелова пыталась отвергнуть отдельные пункты проекта постановления, но поддержки депутатов не нашла. Постановление было принято. Правительству предложено, в частности, пересмотреть объемы дотаций местным бюджетам, привести их в соответствие с нормами, внести до 1 сентября предложения по изменению бюджетного законодательства, в том числе - уточнения порядка расчетов налогового потенциала и более полный учет всех особенностей территорий. В числе предложений также формирование районного фонда финансовой поддержки поселений, расширение перечня расходных обязательств, минимизация уровня дотационности местных бюджетов и другое. Депутаты обещали вернуться к этому вопросу уже в сентябре, сразу после парламентских каникул.
Достаточно бурно проходило обсуждение информации правительства о взаимодействии муниципальных образований городов курортов с Пятигорским теплоэнергетическим комплексом. Эта сугубо, казалось бы, хозяйственная тема стала в последнее время чуть ли не политическим вопросом. Во всяком случае, экологическим - это уж точно. Дело в том, что этот самый комплекс, а проще - мусоросжигательный завод, перейдя из краевой в муниципальную собственность Пятигорска, без согласования с муниципалитетами городов курортов так взвинтил цены на принимаемый мусор (686 руб. за тонну), что кавминводцы начали валить его во всех лесополосах, за считанные месяцы превратив особо охраняемый экологический регион в особо охраняемую свалку. Выступивший с информацией правительства министр ЖКХ А. Орешков признал, что передача завода Пятигорску была ошибкой, город с заводом не справился. Сейчас он работает, но финансовая ситуация желает быть лучшей. У предприятия 19 миллионов рублей долгов. Но раз это случилось, то надо идти дальше, преобразовывать его в акционерное общество, что откроет дорогу инвестициям.
Глава администрации Кавминвод В. Михайленко отметил, что проблемы идут во многом от главы Пятигорска В. Шестопалова, который не справляется со своими обязанностями: «После моей критики он запретил работникам своей администрации любые контакты с администрацией Кавминвод и объявил меня врагом номер один. Как же в этих условиях можно работать?» А. Яшкунов сиронизировал, что у краевого правительства на все один рецепт - акционирование, другие варианты и не рассматриваются. Ю. Гонтарь также обратил внимание на другие варианты: может быть, акционерами должны стать города-курорты, ведь они заинтересованы в том, чтобы цены на услуги завода не росли. Такой поворот рассматривался?
В конце-концов создали двустороннюю комиссию из депутатов и правительства с задачей выработать предложения по решению проблемы.
Дебаты разгорелись и вокруг принятия закона о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих на объектах государственной и краевой собственности и проживающих в сельской местности. Это педагоги, медицинские и социальные работники, специалисты музеев. Средства в размере 240 миллионов рублей предусмотрены. М.Кузьмин сказал, что законопроект приведет к социальному взрыву: врачу краевой больницы будет социальная поддержка, а муниципальной - нет. Ему парировали: муниципалитеты сами себе установят, деньги на эти цели нужны не такие и большие, в размере 155 миллионов рублей. После поисков необходимой юридической формулировки закон, а также поправки к бюджету 2005 были приняты. В постановлении Дума предложила муниципалитетам до 1 сентября установить свои нормы социальной поддержки.
И сенсация: депутаты отклонили законопроект губернатора А.Черногорова об акционировании ГУП «Ставрополькоммунэлектро». Как известно, правительство с завидным упорством пытается вытащить из состава краевой собственности лакомые куски - предприятия обслуживания. И вот первая попытка и первый облом. Депутаты поддержали решение комитета по бюджету, который дал отрицательное заключение на законопроект, а если точнее - на саму идею. Он выяснил, что на комиссии по реформированию ГУПов из 31 ее члена присутствовало при рассмотрении вопроса всего 13, значит, не было кворума. Комитет предложил дать правовую оценку протоколу комиссии и действиям ее руководителя вице-губернатора Б.Калиничева, а также направить обращение в прокуратуру и Минюст РФ с просьбой дать правовую оценку акционированию и других ГУПов - «Ставрополькрайводоканал» и «Ставропольтеплоэнерго», исходя из требований 131-го Федерального закона.
Вообще после решения президента об избрании губернаторов законодательными собраниями регионов наша краевая Дума стала более критичной в оценке работы краевого правительства, а ее депутаты - более самостоятельными в принятии решений. И это радует.
Депутаты рассмотрели и ряд других вопросов.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет