Вы здесь

«Театр - это добровольное рабство»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Так назвали свою работу, а вернее, состояние души артисты прекрасного столичного театра «Модернъ», побывавшего недавно в Ставрополе на коротких, но столь запоминающихся гастролях.

Давно уже (а может быть, и вообще никогда) ставропольцы не получали такого мощного заряда из соединения великолепной режиссуры, яркости сценического действия, актерского профессионализма, применения современного светотехнического оборудования, необычных декораций и чудесной музыки. Этот сплав настолько сильно воздействует на зрителя, что только в антракте, а то и после спектакля ловишь себя на мысли, что все это время сидел, не двигаясь, чутко воспринимая и мгновенно реагируя на все происходящее на сцене. Это похоже на сказку, только не для детей, а уже для, казалось бы, ничему не удивляющихся взрослых. И особенно это касается спектакля «Петля», поставленного по пьесе Рустама Ибрагимбекова.
Начало 30-х годов. Полковник Субботин, участвовавший в убийстве Распутина, живет в эмиграции в Париже. Неожиданно у него в доме появляется женщина, которая любила его в России... «Пронзительный спектакль о любви к Родине», «спектакль-загадка», «спектакль-коллаж», «спектакль-игра» - это все о нем, о «Петле». Но никакими словами невозможно обозначить ту боль, ту печаль, тоску по Родине, которые несут со сцены в зал заслуженные артисты Олег Царев (Субботин), Елена Стародуб (Нина), Сергей Пинегин (Коновалов), молодой талантливый Олег Масленников (Распутин). И как же все это перекликается с нашим «смутным» временем...
На пресс-конференции, которую дали после спектакля артисты театра во главе с техническим директором Кириллом Кроком, было сказано, что существующий уже 15 лет на культурной карте столицы «Модернъ» является авторским театром. Да, авторским театром талантливого режиссера (входящего в пятерку лучших режиссеров страны), народной артистки России Светланы Враговой. Каким же потрясающе верным творческим чутьем обладал народный артист СССР Михаил Иванович Царев, когда отдал в руки Враговой свой последний курс Щепкинского театрального училища. И уже через год благодаря спектаклю «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской Театр-студия на Спартаковской площади (прежнее название «Модернъ») стал солистом в многоголосом театральном «хоре» Москвы. И был приглашен на гастроли в США, которые, по сути дела, стали триумфом «нового театра из России». И тогда, и в нынешнее время как наш, так и зарубежный зритель реагирует на спектакли, поставленные Светланой Враговой, одинаково: зал стоит, люди плачут от избытка чувств и неистово аплодируют.
В репертуаре театра «Модернъ» нет известных, «раскрученных» пьес. Ставшая же теперь известной во всем мире «Катерина Ивановна» по пьесе Леонида Андреева играется в трех залах театра (каждое действие - в своем зале). Этот спектакль, идущий в театре «Модернъ» уже 10 лет, стал для него поворотным. С этого времени театр получает свое нынешнее название и начинает разрабатывать проблематику рубежа XIX- XX веков, который в русском искусстве получил поэтическое название «Серебряный век».
В Ставрополь «Модернъ» привез три спектакля. Помимо уже упомянутой «Петли», постановку Светланы Враговой «...ищет встречи!» (комическое музыкальное представление, соединившее произведения Чехова, Жванецкого, Губермана, Эрдмана с музыкой Леграна, Дассена, Джексона, Баснера, Лещенко, Токарева), и «Сон императрицы» («Жизнь без антракта») с народной артисткой России Илзе Лиепа в главной роли. Интересно, что ставропольцы увидели эти спектакли в том же виде, в котором они идут в столице. Что, как небо от земли отличается от тех нескольких антреприз, которые приезжали к нам, как говорится, налегке - «с тремя стульями» вместо полноценных декораций.
- Мы «чесом» не занимаемся, - говорит технический директор театра Кирилл Крок. - Очень жаль, что известные артисты приезжают в провинциальные российские города с наспех сделанными спектаклями. И этим только дискредитируют столичное искусство...
Зашел разговор на пресс-конференции и о театральной реформе в России. Москвичи обеспокоены ситуацией в театральном мире страны, хотя им-то, казалось бы, волноваться нечего, так как учредитель театра «Модернъ» - Комитет по культуре Москвы обещает труппе и в дальнейшем государственную поддержку. Но тревога за российский репертуарный театр все равно звучала в выступлениях артистов. И тут они полностью согласны с высказыванием Светланы Враговой: «Люди культуры вынуждены всегда стоять с протянутой рукой, а сейчас в эту руку положили камень».
Не хочется, однако, после таких замечательных гастролей говорить о печальном. В Москве, кстати, на ту же «Петлю» люди ходят по пять раз, дарят билеты на спектакли театра «Модернъ» своим родным и близким на день рождения. В творческих планах труппы - выпуск нового спектакля по пьесе Алексея Казанцева «Старый дом». В новом сезоне в театр придет новая актриса - хорошо всем знакомая Марианна Вертинская.
Ну а мы все будем надеяться, что сотрудничество двух драматических театров - Ставропольского и Московского «Модернъ» продолжится и совсем скоро мы увидим новые постановки Светланы Враговой. Те постановки, которые всегда «работают на опережение».

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет