Вы здесь

Мама по имени Надежда

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Мы встретились с ней в краевом отделении Российского детского фонда. Невысокого роста, голова в кудряшках, карие глаза изучающе смотрят на собеседника. Вместе с несколькими грачевскими матерями Надежда Сергеева приехала в общественную организацию, чтобы подобрать вещи для троих своих детей. Говорит, что раньше ни разу сюда не обращалась, даже не знала, где находится Детский фонд. А накануне Международного дня семьи социальный работник составила список нуждающихся и привезла женщин в Ставрополь.

Семья Сергеевых живет в селе
Бешпагир. Есть свой небольшой
дом, огород, кое-какая живность. Живут, как и многие односельчане, несладко. На вид Надежда как будто физически крепкая, но на самом деле не такая уж она здоровая. Семь лет назад перенесла сразу несколько операций на печени. Сама по себе операция была несложной, но в Грачевке сделать ее профессионально не смогли – женщине трижды приходилось ложиться под нож. А потом все равно направили в Ставропольскую краевую больницу, чтобы исправили ошибки сельских эскулапов. Там ее тоже оперировали дважды, состояние было тяжелое, но, к счастью, все обошлось. Правда, боли в правом боку и сейчас донимают. Даже находясь в реанимации, Надежда просила докторов о выписке: «Мне домой надо, меня детки ждут...»
А деток у нее, тогда 26-летней женщины, было трое, и она переживала за них так, как может переживать только мать. Сейчас старшему сыну Виталику – 16 лет, дочери Ларисе – 15, а младшему сынишке Сергею – 12. Ребята как ребята: и набедокурят, и характер покажут, и уроки не выучат... Но Надежда сама из многодетной семьи (у родителей четверо дочерей), с раннего возраста к работе приучена («в десять лет я уже борщ варила, по хозяйству управлялась...») и своих ребят по трудовой дорожке направляет. Село ведь оно такое – бездельников не любит. Да и материальное положение семьи таково, что без помощи сыновей и дочери не обойтись.
Дело в том, что два года назад серьезно заболел муж Надежды Ивановны. Последние 15 лет он работал бурильщиком в «СтавропольТИСИЗе». А это частые разъезды, ведь изыскательские работы трест проводил по всему краю и даже за пределами. Это повлияло или что другое, но у мужа – серьезное заболевание тазобедренного сустава. Его перевели на инвалидность, сделали операцию в той же краевой больнице, где лежала она сама, только в другом отделении. Но улучшений нет, наоборот, даже стало хуже.
- Сейчас мы ждем, - говорит Надежда, - когда в краевую больницу приедут хирурги из московской клиники имени Пирогова. Они будут делать операции, обучая наших врачей. Муж на операцию – первый в очереди. Обещают сделать бесплатно. Ему надо поставить искусственный сустав, а он стоит дорого, где-то около трех тысяч долларов. Для нас такая сумма – фантастическая. Пенсия мужа – 1600 рублей с доплатой на иждивенцев. А я в Грачевском узле связи получаю 946 рублей.
С 8 до 13 часов Надежда Ивановна разносит по селу телеграммы. Бывает, за день так находится, что не только в правом боку болит. Но семью-то содержать надо. А значит, приспосабливаться как можешь. Она и приспосабливается. С утра телеграммы разнесет, а во второй половине дня идет в отделение Сбербанка мыть полы. Не исключено, что и третья смена появится, если удастся устроиться торговать пивом в ларьке частного предпринимателя.
Так вот, о трудовой дорожке Сергеевых младших. Они, конечно, видят, что матери трудно, поэтому стараются подработать. Виталик уже несколько лет в лесу заготавливает дрова на зиму, распиливает и складывает как заправский хозяин. Парнишка тянется к технике, его голубой мечтой был мотоцикл. Прошлым летом пошел работать к частнику, тот заплатил подростку тысячу рублей. Как раз хватило на подержанный транспорт.
А Лариса летом на частной пекарне вкалывала. В шесть утра уже была на рабочем месте. Узнала, как хлеб достается. Зато когда принесла первые свои деньги, столько было гордости. Сергей от брата с сестрой не отстал – взялся соседских коров пасти. Тоже свою получку в семью принес. Вместе с мамой потом сделали вылазку в магазины, купили одежду, обувь, учебники, необходимые канцтовары.
Дети звезд с неба не хватают, учатся средне. Виталик после 9 класса поступил в Ставропольский политехнический колледж. Будет слесарем, но хочет освоить и автодело. У Ларисы есть способности в кулинарии, может, пойдет по этому профилю. Надежде хочется выучить детей, дать им профессию. Чтобы они не болтались как некоторые, умели что-то делать. Но она не уверена, сможет ли старшего сына еще два года тянуть. Ведь каждую неделю ему как минимум надо дать 150 рублей. А хорошего подсобного хозяйства у Сергеевых практически нет. Держать корову или свинью при сегодняшних ценах на корма – одно разорение.
Ну до чего же терпеливые в селе люди! Вот и от Надежды Ивановны – ни слова упрека ни в чей адрес. Она не привыкла жаловаться, обивать пороги кабинетов власть имущих, разных фондов. Да, государство почти не помогает многодетным семьям. Да, трудно. Но рассчитывать не на кого – только на себя. Несмотря ни на что, Надежда не унывает:
- Раз мы завели детей, то должны как-то выкручиваться. У моей старшей сестры тоже сложное положение. Муж умер, осталась с двумя детьми. Для нас опорой во всем является наша мама. Она всегда поддержит, последнее дочерям и внукам отдаст.
А социальный работник из Грачевского района рассказала о любопытном факте из семьи Сергеевых. Уже две недели в ней «гостит» полуторагодовалый карапуз. Однажды в Бешпагир из Ставрополя приехала супружеская пара. Она якобы купила здесь дом и теперь ищет временную няню для сына и дочки (та на год старше). Сестра Надежды предложила свои услуги. Девочку потом родители забрали, а мальчика оставили. Денег за уход не платят и сами месяца два не появляются. А малышу очень нравится, когда его приводят к себе Сергеевы, играют с ним.
Вот так и живет эта обычная семья, каких на Ставрополье тысячи, - со своими горестями и своими радостями...
Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет