Вы здесь

ИСКУССТВО ПРИДРАТЬСЯ К … ДЫМУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Что стал поперек дороги, провода развесил, фонарем мотаешь, да еще и гудишь тут…» – это из анекдотов про гаишников и их искусство придраться хоть к чему, даже к фонарному столбу.
Но, пох.оже, подобную «столбовую» самодеятельность скоро перещеголяет, если можно так выразиться, самодеятельность «дымовая». Мы о новом явлении – искусстве полицейских ГИБДД придраться к дыму. Обыкновенному, который идет из выхлопной трубы автомобиля

Глаз – на выхлоп алмаз
Но все по порядку.
17 августа этого года госавтоинспектор отдела ГИБДД «Шпаковский», капитан полиции Д. Хомяков на ростовской дороге, под самым Ставрополем, остановил КАМАЗ. Водитель правил вроде не нарушал, но его тормознули. С грузом все оказалось в порядке, но какой же гаишник машину просто так отпустит? Инспектор оказался из тех, у кого глаз – алмаз. До того внимательный и проницательный, что на глазок определил: из трубы этого грузовика, из сотни проехавших мимо, дым гуще и вреднее, чем положено. И точно: проведенный им замер выхлопных газов на содержание вредных веществ показал превышение этих самых вредных веществ. В общем, инспектор нашел то, что искал, и что подсказала ему сверх профессиональная интуиция.
В итоге Хомяков составил на водителя С. Есинкова протокол об административном правонарушении по статье 8.23 КоАП РФ за превышение показателей дымности у автомобиля, и тут же выписал постановление о наложении административного штрафа в размере 500 рублей.
В хозяйстве – а автомобиль принадлежит СПК «Колхоз имени Ворошилова» Труновского муниципального округа, – свыше полусотни КАМАЗов. Регулярно они проходят технический осмотр, где, в том числе, и замеряется показатель дымности. Машина Есинкова техосмотр прошла. Кроме того, технический контроль каждого автомобиля, и наш КАМАЗ не исключение, проводится ежедневно перед выездом из гаража. Да и техобслуживание налажено, регулировку топливной аппаратуры дизельных двигателей проводят специалисты. Так что руководство хозяйства удивилось штрафу. Но оспаривать его не стало, в те дни как раз заканчивали уборку, и забот хватало других.
Напрасно не стали оспаривать
Если штраф не оспорен, оплачен – значит, вина в административном правонарушении наказанным лицом признана. А также вина того, кто выпустил машину из гаража на трассу. Такова не моя, а полицейская логика. И уже спустя 10 дней после инцидента тот же госинспектор Хомяков вызывает в Михайловск, в райотдел ГИБДД ответственного за выпуск автомобилей СПК на линию С. Якшина и составляет и на него протокол об административном нарушении по статье 8.22 КоАП. А за ним и постановление о назначении такого же штрафа в 500 рублей выписывает.
Якшин также мелочиться не стал, да и некогда было, ведь уборка, и приходилось полсотни машин каждый день проверять перед выходом на линию. Оплатил штраф, и вроде как забыл.
И тем не менее эти два штрафа стали для руководства хозяйства поводом для тотальной проверки всех своих автомобилей. Дело в конце концов не в денежной сумме, она незначительная. Если машина дымит, то это верный сигнал о неисправности техники и перерасходе топлива. Да и экология не пустой звук. В начале октября, когда уже в основном закончились уборочные работы, весь автопарк был направлен в райцентр село Донское на ТО. Проверка показала, что содержание загрязняющих веществ в отработанных газах у всех автомобилей гаража соответствует установленным требованиям. О чем и была сделана запись в диагностических картах на каждую машину.
Так что откуда взял инспектор Хомяков превышение показателей дымности у автомобиля Есинкова – осталось загадкой. А то, что надуманный штраф не оспорили – ошибкой. Это показало дальнейшее развитие событий.
Один случай – случай, три – тенденция
Однако не прошло и месяца, как тот же капитан Хомяков, там же, под Ставрополем, на Северном обходе, останавливает сразу два КАМАЗа СПК «Колхоз имени Ворошилова». И также проверяет их на дымность. Выявляет превышение содержания вредных веществ и составляет протоколы об административном правонарушении по той же статье 8.23 КоАП, выносит своим постановлением штраф по 500 рублей водителям А. Раковскому и Г. Савельеву.
И уже на следующий день, даже не дожидаясь оплаты водителями штрафов и таким образом признания ими своей и гаража вины, инспектор Хомяков решает наказать и ответственное за выпуск машин на линию лицо в СПК. «Для разрешения дел об административных правонарушениях» официально запрашивает у руководства СПК сведения о контролере технического состояния автотранспорта, приказ о его назначении, копию диплома, квалификационное удостоверение, должностную инструкцию и даже номер СНИЛС. (По-моему, в этом перечне по запросу не хватает номера банковской карточки и пароля к ней!?). То же самое просит сообщить и о специалисте по безопасности дорожного движения, а в придачу – еще и приложить к ответу реестр всех аттестованных специалистов по обеспечению этой самой безопасности.
По большому счету, подобный запрос – это внеплановая проверка бизнеса. Камеральная, без выезда на место, если говорить налоговым языком. Та самая внеплановая проверка, которая сейчас запрещена специальным Постановлением Правительства России. Цель запрета – защита хозяйствующих субъектов от недобросовестных наездов всяческих проверяющих. Явления, которое получило меткое название «кошмарить бизнес». Страна в сложном положении, под внешними санкциями, и если ее производство еще и изнутри разрушать необоснованными придирками, то желаемого и необходимого развития не видать как своих ушей. Похоже, наш инспектор Хомяков – именно такой проверяющий. Так загорелось капитану зацепить руководство хозяйства, что даже перешагнул через объявленный правительством мораторий?
Вообще-то для разрешения дела по статьям 8.23 и 8.22 КоАП сведения о специалисте по безопасности дорожного движения не нужны. Поэтому у руководства СПК сразу же возникло подозрение, что инспектор, запрашивая столь обширный перечень документов, хочет нарыть что-нибудь еще и на руководителя хозяйства. Чтобы привлечь его, а то и предприятие в целом, к ответственности по статье 12.31.1 – за необеспечение безопасности дорожного движения в СПК. Статья серьезная, предусматривает в некоторых случаях штраф до ста тысяч рублей с предприятия. Но если так, то здесь инспектор явно выходит за рамки своей компетенции. СПК «Колхоз имени Ворошилова» зарегистрирован в Труновском муниципальном округе, а Хомяков работает в Шпаковском. Нарушение территориальности налицо.
Тот еще «анализ»
Руководство хозяйства убеждено, что случившееся – по меньшей мере необоснованные придирки инспектора Хомякова. В хозяйстве своя ремонтная мастерская со всем необходимым для ремонта и обслуживания техники оборудованием, поэтому их КАМАЗы всегда в очень хорошем техническом состоянии. Как говорится, не тот случай, чтобы движки дымили. Опять же, только что проверялись на ТО на дымность, и все оказалось нормально. За три недели после проверки аж три движка задымили?
Поэтому было решено защищать права водителей, а заодно и всего хозяйства, в законном порядке. Раковский и Савельев обжаловали постановление госинспектора Хомякова в Шпаковском районном суде. Дело будет рассматриваться 21 декабря судьей Н. Русских.
Судья уже запросила из отдела ГИБДД все материалы, относящиеся к делу. И дала возможность ознакомиться с ними истцам и их представителю. И тут выяснилось нечто очень интересное. Которое ставит под большое сомнение результаты проверки всех трех КАМАЗов на дымность.
У КАМАЗа, как известно, дизельный двигатель. У него есть свои особенности, прямо относящиеся к проблеме дымности. В частности, если машина постоит с работающим двигателем, то при начале движения наградит атмосферу копотью. Ни собственник машины, ни ее водитель тут не при чем. Затем, при продолжении движения, выбросы войдут в норму.
Именно поэтому при замере дымности берутся сразу шесть проб. Нажал до упора педаль акселератора, через 20 секунд отпустил. И так шесть раз! Две первых пробы отбрасываются, из четырех оставшихся вычисляется среднее арифметическое. Такова методика проведения замеров, и она должна строго соблюдаться.
Но в нашем случае, похоже, было совсем не так. На предоставленном в суд фото измерителя дымности МЕТА изображены показания K1 и N1, а согласно нормативов и методики проверки должны использоваться только усредненные показания, которые прибор показывает в виде K* и N*.
По всему выходит, что инспектор Хомяков не стал утруждать себя длительной проверкой дымности остановленных им КАМАЗов, и составил протоколы, а затем и привлек водителей к административной ответственности по результатам отбора всего лишь первой пробы. Той самой, самой дымной, машина ведь стояла перед тем, как газовали, и которую нельзя использовать для расчета средних показателей, предусмотренных ГОСТ 33997–2016.
При этом, как рассказали сами водители, их попросили вообще отойти от машин. Инспекторы ГИБДД все манипуляции с транспортными средствами делали сами. Заводили КАМАЗы и газовали, как им вздумается, а может, и как надо для «правонарушения». Хотя согласно методике проверки они должны были давать команды водителю. Он и только он должен газовать. Все шесть раз.
Самое время проверить проверяющего
И самое главное. Штрафы за одно и то же – превышение концентрации отравляющих веществ сразу у трех машин из одного хозяйства. С проверками одним и тем же лицом почти на одном и том же месте. Не слишком ли много совпадений?
Только тот факт, что инспектор Хомяков из отдела ГИБДД «Шпаковское» запрашивает документы из сельхозпредприятия чужого, Труновского округа, да еще с прицелом на выявление административного правонарушения у руководства, заставляет подозревать превышение им своих служебных полномочий. Не повод ли это для прокуратуры края провести соответствующую проверку? А заодно и установить, случайность ли все описанные выше совпадения, или мы имеем дело с очередным фактом целенаправленного наезда на бизнес?
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.