Вы здесь

СТАРЫЙ НОВЫЙ МОНАСТЫРЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Сегодня в нашей рубрике, посвященной Дню Ставропольского края и юбилею города Ставрополя, мы хотели бы рассказать читателям об историческом памятнике культуры федерального значения - архитектурном комплексе, находящемся под защитой государства. Речь пойдет об Иоанно-Мариинском женском монастыре, расположенном в краевом центре, который сегодня, к сожалению, пребывает в полуразрушенном состоянии. Своим названием монастырь обязан святым Иоанну Предтече и Марии Магдалине.

С чего все начиналось

В 1842 году была образована Кавказская и Черноморская епархия с кафедрой в городе Ставрополе. Первый Кавказский архипастырь, епископ Иеремия (Соловьев), с отеческой решимостью принялся за благоустройство своей епархии. Он поставил себе одной из главных задач устройство надежного и мирного приюта для девочек-сирот, вдов, одиноких матерей и девиц в столице губернии.

Архипастырь начал подыскивать соответствующее место. Стоит отметить, что ставропольские парламентарии тех лет вовсю включились в реализацию плана владыки. Да и поиски земли увенчались успехом - мещанин Яков Скоморохов сам предложил епископу Иеремии свой хутор в дар. А его родственницы, Ирина и Дарья, имевшие рядом усадьбы, уступили свои земли за незначительную плату для будущего монастыря. Также нашлось немало добровольных жертвователей, которые помогали не только деньгами, но и строительными материалами, рабочей силой. В мае 1848 года архимандрит Герасим (Добросердов) освятил место закладки храма в честь святого Иоанна Предтечи. Всего год понадобился ставропольчанам для строительства церкви, вмещавшей не менее 1000 молящихся. А всего на территории монастыря впоследствии было построено пять храмов.

Едва только обитель приобрела надлежащий свой вид, как жены и девы всех сословий стали притекать под священный кров с разрешения архипастыря. Через несколько лет на территории обители были построены шесть новых корпусов для насельниц и дом для священников, а территорию обители обнесли каменной оградой. Трудами святителя Игнатия Брянчанинова, заступившего на Ставропольскую кафедру, в 1859 году последовал Указ Священного Синода о присвоении общине степени второклассного монастыря со всеми правами.

Жизнь насельниц протекала в постах, молитвах и трудах. За короткий срок были построены водяная мельница, две маслобойни, просторное подворье с хозяйственными постройками, помещения для содержания скота, вырыты три пруда для различных потребностей.

К 1874 году число монахинь составляло уже 226 человек. И все они были при деле: пряли, ткали, плели, вязали, шили, обрабатывали сад и огород. Кроме того, образованные монахини учили сестер и других лиц чтению, письму, церковному пению.

На попечении монастыря даже была больница, где инокини несли послушание медсестер. Настоятельница озаботилась и созданием ковроткачества, а также расширением белошвейного производства. За непродолжительное время монастырь приобрел большую известность благодаря искусству рукоделия, стал выполнять заказы на различные церковные принадлежности для всей епархии и получил известность даже за ее пределами. Параллельно с этим шло и духовное становление обители.

А к концу 19 века Иоанно-Мариинский монастырь вошел в число крупнейших монастырей России. В нем обитало уже около 1000 монахинь и послушниц, а приезжающих и приходящих богомольцев считали тысячами. Монастырский хор состоял из более чем 100 человек и славился своим слаженным пением на всю епархию. Члинский же лес, на краю которого расположился монастырь, трудами монахинь превратился в ухоженную рощу.

В 1921 году монастырь был разогнан. Монахини разошлись, священники были репрессированы. На территории уже бывшей обители последовательно находились колония для беспризорников, дом отдыха и, с послевоенных времен, филиал краевой психиатрической клиники. За годы советской власти здания были запущены, разрушились и обветшали. И только в 2004 году на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством патриарха Алексия было благословлено открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в столице Ставрополья.

Сегодня духовная жизнь монастыря, как и в прошлые века, очень богата. Монахини, инокини и послушницы с честью несут свой молитвенный и трудовой подвиг, помогают в строительстве нового корпуса, занимаются духовным воспитанием детишек в воскресной школе, открытой при обители. Малыши просто обожают своего педагога инокиню Евфросинию, которая читает им Жития Святых и Евангелие.

А что сегодня

Но о полномасштабном возрождении обители говорить еще рано. Тем не менее монастырь всегда открыт для паломников, которых сестры охотно приобщают к молитве и угощают вкусной монастырской трапезой, которую также можно отведать в любой из многочисленных православных праздников. Обитель тесно сотрудничает со Спасо-Преображенским реабилитационным центром: бездомные и зависимые, приходя в монастырь за пропитанием, обретают здесь духовную помощь.

Сегодня понемногу, превозмогая трудности, идет обустройство некогда крупной и известной обители. Рассказывая о возрождении монастыря, нельзя не вспомнить о заслугах и личных качествах его сегодняшней настоятельницы. Каждый бытовой вопрос, каждая потребность сестер проходит через сердце матушки Иоанны (Лихомановой).

Мы побеседовали с матушкой и узнали у нее об особенностях нынешней жизни монастыря, а главное, о его месте как в сердцах ставропольчан, так и вообще в православном мире.

- Матушка Иоанна, скажите, какое место в современном мире, да и вообще в церкви, занимает сегодня монашество?

- Монашество в Православной Церкви занимает особое место. Причем как в ее жизни и духовной деятельности, так и в смысле направленности его подвигов.

Это не значит, что у монашества свои цели, отличные от целей самого христианства. Оно не претендует заменить собой принесенный христианством идеал жизни, а представляет лишь один из способов его осуществления, вытекающий, однако, из тех же самых заповедей Христа, соблюдение которых неизбежно сопрягается с подвигом.

- Когда говорите о подвиге, вы имеете в виду какой-то определенный?

- Нет христианина неподвижника, и потому, когда говорим о сущности монашеского делания, то говорим о том, что близко и родственно христианскому образу жизни.

В монашеском подвиге жизни лежит мысль о посвящении человека Богу, о высокой духовной его жертве перед своим Создателем, ради Которого он оставляет низшее в жизни - житейскую суету и ставит первой своей целью приобщиться высшему, совершенному образу жизни и мысли - к познанию истины Христовой.

- Но не всем же быть монахами...

- Не всем. Вполне можно спастись и в миру, если следовать Божьим Заповедям. Скажу более, монаху намного это сделать тяжелее, чем мирянину. Знаете, как у нас говорят? За простым человеком охотится один демон для того, чтобы погубить его душу. А за монахом - тридцать шесть. Поэтому мы должны проявлять намного больше усердия, чем миряне. В посте, в работе, в молитве... Так что монашество - это призвание. На него нас выбирает сам Бог, а мы уже решаем, покориться Ему или нет. Многие женщины приходят к нам и говорят, что раз у них не складывается личная жизнь, то поэтому они, пожалуй, готовы стать монахинями. Отвечаю им, мол, нет. Это не повод и не потому мы выбираем такой путь. А по душевной тяге. Чувствуя в том наше призвание. Мы приходим в монастырь молить Создателя за весь мир. За то, чтобы не было воин и многого другого. Приходим молиться за спасение не только своих душ, но и других людей. И не потому, что нам не повезло в жизни.

И в тоже время монашество - это подвиг не одного дня, но долгих лет, и характер его неземной. Это выражение постоянного покаяния, непрестанного плача о себе самом и о мире, «лежащем во зле», в котором обитает инок, ища чистоты и святости. Нужны чувства,
обученные долгим временем, в различении добра от зла.

- А в чем самый большой смысл монашества?

- Истинное монашество по самой своей сущности заключается не в черных ризах, постах, долгих молитвах, не в умерщвлении только плоти и исключительных заботах о своем личном спасении, а единственно в исполнении самим делом заповедей Христовых, в деятельном, непрестанном проявлении к нашим ближним любви, правды, милости, без которых ни одному человеку не возможно спастись.

- А как стать монахиней?

- Православная христианка, желающая поступить в нашу обитель, для испытания своего намерения должна пожить какое-то время в монастыре как трудница, не разрывая связи с миром. Хорошо, если перед этим она успела приобщиться активной церковной жизни, что означает регулярное посещение храма, исполнение церковных послушаний, посещение святых мест, исповедь у постоянного духовника и приобщение Святых Христовых Тайн. Для поступления в монастырь желательно иметь благословение своего духовного отца.

- А какими качествами нужно обладать для монашеской жизни?

- Необходимо помнить, что даже для короткого пребывания в монастыре нужно иметь произволение к повиновению, готовность безропотно и охотно исполнять любую работу, терпеть Бога ради неудобства и лишения, неизбежные в общежительном монастыре. Поступающим в монастырь необходимо оставить вредные привычки.

- А кого в монастырь не примут?

- В обитель на постоянное жительство не принимаются: женщины, имеющие несовершеннолетних детей, не имеющие официального развода с мужем, психически неуравновешенные и душевнобольные люди. Это не по причине дискриминации, а только потому, что им не выдержать бесовских нападений, неизбежных в монастыре, поскольку монастырь - передний край обороны от духов злобы, которую много веков держит Церковь.

- Матушка, а о распорядке дня в обители расскажете?

- Он прост. Есть у нас такое послушание - будильщик. Так вот, она звоном в маленький колокол будит сестер в
5:45 утра. Так начинается каждый наш день. В шесть часов мы уже молимся в церкви, это называется иноческие правила. А в восемь часов приходит священник и начинается литургия. Затем трапеза. До обеда послушания.
У каждого свои. Все при деле. Все знают круг своих обязанностей. Кто-то за огородом ухаживает, кто-то пищу готовит... Во время обеда у нас чтения Жития Святых. Чтобы никто не разговаривал друг с другом, не нарушал порядка. Да и познавательно. Потом до ужина снова послушания. После - вечерние молитвы. Отбой в 22 часа. И так размеренно проходит каждый наш день. Бывают, конечно, и паломнические поездки и многое другое. Но основа распорядка дня - вот такая.

Свет впереди

Попрощавшись с матушкой, мы прогулялись по территории обители. Она представилась нам неким маленьким оазисом. Да и местные жители уже давно полюбили это место и посещают его все больше и больше. И не только они. Насладиться намоленным местом и его спокойствием приезжают люди со всех районов не только Ставрополя, но и края. Не это ли явный признак становления монастыря?

Как мы уже обмолвились, из пяти существующих в свое время храмов монастыря уцелел лишь один. Так вот, для восстановления самого первого построенного здесь храма - имени Иоанна Предтечи - мае-июне этого года археологи и геологи провели археологическую разведку. Результатом стало документальное подтверждение того, что этот храм здесь был и располагался на определенном месте, площадью примерно 20 на 25 метров.

Следующим этапом стали начавшиеся на прошлой неделе раскопки разрушенного храма, при участии архитектора Виктора Аксенова и археолога Виталия Бабенко. Их цель - полностью расчистить место под старым храмом, оценить состояние его фундамента. На работы имеется разрешение министерства культуры РФ. Вот бы и каждому из нас внести свою малую лепту в развитие возрождающейся обители, вновь из руин возникнет тот знаменитый комплекс Иоанно-Мариинского женского монастыря, который был на этой земле более 170 лет назад.

Еще кое о чем, кроме полного восстановления монастыря в прежнем виде, оказывается, мечтает матушка Иоанна. Она считает, что первый Архипастырь Кавказской епархии Иеремия, при содействии которого и был открыт монастырь, должен быть увековечен в памяти ставропольцев в виде памятника. Ведь ему, так много сделавшему для спасения человеческих душ, нет ни одного памятники на всем Юге России. А он обязательно должен быть. И обязательно на территории Иоанно-Мариинского монастыря. Потому как владыко Иеремия очень любил этот приход, очень уважал его монахинь и послушниц. Незадолго до смерти просил именно их, чтобы пошили ему монашеские одежды, в которых и хотел быть погребенным. Что и исполнилось.

Андрей СОБОЛЕВ

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.