Вы здесь

Спортсмен, чемпион, актер, режиссер…

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Мастер спорта и каскадер, многократный чемпион России по тхэквондо и кикбоксингу и режиссер, председатель Ставропольской городской федерации тхэквондо и художественный руководитель Театра на Гагарина. А еще – успешный тренер, ученики которого выигрывали не только всероссийские соревнования, но и чемпионаты Европы. Актер, который снимался в одних фильмах с Александром Абдуловым, Константином Хабенским и Сергеем Безруковым. Человек с невероятным сочетанием силы и внутреннего достоинства. И неподражаемым чувством юмора – этакий коктейль из самурайской мудрости, кавказской деликатности и русской безграничности. Все это – Тамерлан Коченов, которому на днях исполнилось 50 лет!
Куда приводят мечты
У кого из нас в детстве не было мечты? Стать космонавтом/олигархом, покорить Эверест/Бештау… Была она и у Тамерлана. В конце 80-х годов прошлого столетия, когда в стране появились первые видеосалоны, обычный ставропольский школьник буквально заболел кинематографом. Насмотревшись боевиков с Брюсом Ли, Чаком Норрисом и Ван Даммом, полных брутальных поединков, трюков и сверхскоростных ударов, он со всей силой юношеского максимализма мечтал стать звездой боевиков.
Согласитесь, редко можно встретить человека, который сумел воплотить свою мечту в жизнь. Мало кто из мечтавших покорить горную вершину встает с дивана, чтобы, как минимум, добраться до подножия этой горы, не говоря уже обо всем остальном. А Тамерлан смог. Год за годом, шаг за шагом, он шел к своей мечте. Тогда, в 1988 году, в Ставрополе даже тренироваться было негде и не у кого, но мальчишки не отчаялись и стали сами придумывать себе упражнения, беря за основу знаменитые фильмы – смотрели, запоминали, повторяли. Каким-то чудом к ним попала книжка, самоучитель по восточным единоборствам, которую они по очереди переписывали. Через  год в городе появилась первая секция, где ребята стали заниматься под руководством тренера. Еще через несколько лет Тамерлан с друзьями открыли первую в крае профессиональную федерацию по тхэквондо.
И только через 16 лет, уже будучи многократным чемпионом России по кикбоксингу и тхэквондо, мастером спорта и тренером высшей категории, он отправился в Москву. Столица приняла спортсмена благосклонно, он сразу попал в две каскадерские команды, которые активно сотрудничали с киностудиями, дублируя актеров. Казалось бы, можно было успокоится и спокойно ждать приглашений на съемки, но не в характере Тамерлана надеяться на авось, он стал активно ходить на кинопробы. Поэтому и первый фильм в котором снялся спортсмен, был сериал «Есенин» с Сергеем Безруковым и Александром Михайловым в главных ролях. А уже потом его пригласили и в любимые боевики. «Сладкая жизнь», «Лесник», «Долг», «Розыск‑2», «СОБР», «Откричат журавли», «След», «Голос матери», «Глухарь‑2», «Банда», «Псевдоним «Албанец» – 2», «Ненависть», «Боец», «Главный калибр», «Охота на асфальте, «Дневной Дозор» – где-то дублер главного героя, где-то эпизод, где-то роль второго плана – в его фильмографии более 20 фильмов.
Как говорит Тамерлан, конечно можно было до пенсии играть однотипные роли, но ему стало тесно в одном амплуа, в одних и тех же типажах. А чтобы претендовать на что-то более серьезное, нужно было иметь профессиональное актерское образование. И  Коченов возвращается в Ставрополь.
«Дело в том, что в столичные театральные вузы принимают студентов максимум до 21 года, мне же было далеко за 30. А в Ставрополе у нас был шанс поступить в СГУ (нынешний СКФУ) на театральное отделение факультета искусств. До вступительных экзаменов я начал брать уроки актерского мастерства у ведущих актрис Ставропольского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова – народных артисток России Веры Рабовской и Натальи Зубковой. Затем Наталья Павловна поставила пьесу «Бермуды», в ней были заняты только мы вдвоем с супругой Ларисой Урбан. Художественный совет театра спектакль одобрил, ее сразу взяли в репертуар. Так одновременно мы стали и артистами театра драмы, и студентами».
В ставропольской драме складывалось по-разному: были и главные роли, и второго плана, и эпизоды. Но в какой-то момент Тамерлан с Ларисой поняли, что хотят перемен и покинули театр. Чтобы практически сразу появится в другом театре, собственном.
Тамерлан и его  актерская орда
Театр на Гагарина (названный так по месту своего расположения в ДК имени Юрия Гагарина) ворвался в жизнь ставропольских зрителей восемь лет назад и моментально стал новым культурным явлением.
Премьерный спектакль, который был представлен зрителям, «Двое на качелях» по пьесе американского драматурга У. Гибсона. Постанова имела шумный успех. Еще бы! У актеров получился пронзительный рассказ про мужчину и женщину, отчаянно ищущих свое счастье в большом городе, о любви и одиночестве, о вечном поединке между состраданием и эгоизмом. Конечно, спектакль не оставил равнодушными сердца зрителей. Как и второй спектакль «Из-за Belle» по роману А. Нотомб «Косметика врага». Психологический триллер в диалоге двух персонажей – непонятного, эксцентричного и вызывающего отвращение Текстора Текселя и сдержанного Жерома Ангюста – произвел эффект разорвавшейся бомбы. Уж слишком необычен сюжет, уж слишком непривычны диалоги, да и спектакли, где играют всего два актера, а «Двое на качелях» разыгрывается также на двоих, не часто появлялись на ставропольских театральных подмостках. Но оказалось, именно этого и не хватало ставропольскому зрителю – билеты раскупались сразу.
Сегодня в репертуаре театра 15 спектаклей. Очень разных, но их объединяет одно – сразу видно, что и режиссеру и актерам интересно то, что они делают. А раз интересно творческому коллективу, то интересно и зрителям. Спектакли – ставшие, без преувеличения, культовыми «Псы с городских окраин» и «Джульетта выжила», трогательный и нежный «Прекрасное далеко», пронзительные и страшные «Наташина мечта» и «Взаперти», горький «Концлагеристы», философский и смешной «Ангел, черт и проктолог» и другие – каждый становился  ярким культурным событием о котором говорили, обсуждали, спорили. Кстати, буквально с первых спектаклей зрители заговорили о том, что слава Богу дождались, в Ставрополе появился театр, который не хуже столичных, теперь и в Москву не надо ездить. И это при том, что и тогда, и сейчас театр существует только на собственные средства, то есть те, что он выручает от продажи билетов. Оказывается, деньги, конечно, хорошо, но не это главное. Можно вбухать в постановку миллионы и не собрать кассу, а можно самим шить костюмы, мастерить декорации, накладывать грим - и собирать аншлаги.
В своем новом проекте Тамерлану и Ларисе пришлось одновременно примерить на себя роли актеров, режиссеров, костюмеров и продюсеров. В «Театре на Гагарина» работают не только дипломированные актеры, хотя таких, конечно, большинство. Часто это люди, которые заняты в абсолютно других сферах, но всех их объединяет любовь к театру. Вечерами или в выходные дни они собираются на репетиции, чтобы с помощью режиссера найти нужные образы, грани, интонации. Как говорят актеры, Тамерлан как режиссер – просто подарок. Он может одним словом, одной метафорой поставить все на свои места. Он знает, где можно с юмором подойти к ситуации, а где остановить репетицию, чтобы поговорить, обсудить. И в то же время он чувствует ту грань, за которую нельзя заходить, чтобы не сломать актера. Он прекрасно понимает, что непрофессиональному актеру, конечно, нельзя доверить большую роль, она его просто «сожрет». А маленькая по плечу практически каждому.
В прошедшем сезоне зрители увидели несколько премьер. Одна из них – спектакль «Бермуды». Да, тот самый, с которого началась театральная карьера супругов в ставропольской драме. Только режиссер уже сам Тамерлан. Спектакль о двух одиноких людях, которых судьба сводит на берегу Женевского озера, был принят зрителями «на ура». Я часто думаю, почему такие разные спектакли гагаринцев так безоговорочно принимаются зрителями? Ответ на самом деле прост: они все о нас с вами. Вот, к примеру,  «Бермуды». За плечами героев пьесы – полная драматических эпизодов жизнь, на первый взгляд не оставляющая надежд на счастливое будущее. Судьба, конечно, дала шанс на счастье, вот только сберечь они его не смогли. Знакомо, правда? Или еще одна премьера прошедшего сезона, провокационный и бунтарский спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». Он конечно и об Александре Сергеевиче, который для нас «наше все», но, главное, он об обычном человеке, о его жизни, о его печалях и радостях, так знакомых каждому из нас. Поэтому и получается: два абсолютно разных спектакля и по сюжету, и по жанру, и по количеству действующих лиц – а цепляет одинаково глубоко. Да что там два, весь репертуар Театра на Гагарина цепляет.  В любой  постановке есть деталь, которая захватывает, завораживает, вызывает сопереживание… Одним словом, там всегда живые эмоции, там, в большинстве случаев, зритель начинает ассоциировать себя с главным героем или задумываться над своей жизнью и собственными поступками. И слезы там часто, и смех, и смех сквозь слезы…
Сейчас в театре идет подготовка к следующему сезону, гагаринцы репетируют две премьеры. Одна – любимая социальная драма «И это все она». В центре сюжета мать, которая после гибели мужа не может наладить отношения с сыном-подростком. Чтобы больше узнать о его жизни, она придумывает хитрый план: заводит фейковый аккаунт в соцсети и начинает общаться с наследником от имени девочки-ровесницы. Ситуация выходит из под контроля, когда мальчик влюбляется в свою таинственную собеседницу. И превращается в трагедию, когда он узнает правду.
Второй – «Пришел мужчина к женщине». Спектакль представляет собой своеобразный психологический поединок между совсем незнакомыми людьми. Но не только между собой будут сражаться эти двое героев, еще это будет поединок с самим собой, со своими страхами, комплексами, привычками… Можно быть уверенным, что постановки выйдут громкими. Темы уж сильно актуальные. Но не зря же девиз театра – «Правдивее только жизнь».
А вообще лучше зрителя никто не скажет. Вот отзыв в одной из соцсетей: «…их спектакль – это Безграничный Космос! И ты уже не понимаешь, кто ты – зритель или актер, ты становишься неотъемлемой частичкой какого-то невероятного потока, которой уносит в неведомые дали и долго на землю не возвращает…».
«Антимуза» и главная премьера его жизни
«Антимуза» – так Тамерлан шутливо называет свою супругу, ведущую актрису «Театра на Гагарина» Ларису Урбан. Они вместе 27 лет. Вместе – это в прямом смысле этого слова. Они вместе тренировались, занимались восточными единоборствами, тренировали детей и взрослых, вместе уехали в Москву, снимались в кино, на одном курсе изучали актерское мастерство, работали а Ставропольском академическом театре драмы и вместе приняли решение о создании собственного театра.
«Почему антимуза? А я все время во всем сомневаюсь, чего-то боюсь, думаю, что у нас ничего не получится, – смеется Лариса. – Но стоит Тамерлану спокойно сказать, что и с авторами он договорится, и костюмы мы сошьем, и что он уже знает, какая музыка будет в спектакле, я моментально успокаиваюсь и понимаю, что нет ничего невозможного. Его уверенность и целеустремленность, трудолюбие и собранность вкупе с добротой и чувством юмора позволяет мне спокойно жить с ним, чувствуя себя как за каменной стеной».
Конечно, это шутка. И вот яркий пример. После спектакля «Бермуды», когда артисты вышли на поклон, рядом со мной вдруг расплакалась женщина. Ничего удивительного в этом, кроме чуть запоздалой реакции, конечно, не было – в финале не один человек в зале смахивал слезы. Повернувшись ко мне, она произнесла: «Я большая поклонница творчества Театра на Гагарина, не пропускаю не одного спектакль. Всегда переживаю здесь сильные эмоции, но сейчас я плачу не из-за рассказанной истории. Посмотрите, что Тамерлан делает для Ларисы, какие роли он ей предлагает, как он партнерствует с ней на сцене. Так поступать могут только бесконечно любящие мужчины!».
Чуть больше трех лет назад в жизни Ларисы и Тамерлана произошла важная перемена – родилась дочь. «Моя лучшая в жизни премьера», – говорит папа Алисы. Продолжит ли она театральную династию Коченовых, пока неизвестно. «Пусть занимается тем, чем захочет, лишь бы ей это было интересно. Главное, чтобы она была счастлива», – говорят родители.
Что осталось за кадром
Я разговаривала с Тамерланом и Ларисой больше трех часов. Уместить все, что было сказано на газетной полосе конечно невозможно. Но и некоторые слова тоже невозможно оставить без внимания. Немного того, о чем говорил Тамерлан и что осталось за кадром.
«Я не понимаю, как я ставлю спектакли. И не понимаю, как выбираю пьесу для постановки. Это происходит каким-то рандомным способом».
«Я хотел стать актером – я им стал, а вот режиссером быть не хотел, но… тоже стал».
«Сегодня я могу организовать театр в любом месте. И спектакль могу поставить любой, даже если там будет занято 150 человек».
«Если б я не стал спортсменом, актером и режиссером, то я стал бы… спортсменом, актером и режиссером. (Кстати, как говорит супруга, Тамерлан стал бы отличным врачом).
«Когда появилась Лариса, я стал более эмоциональный. Мое самурайское воспитание – невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях – пошатнулось. Ну и хорошо, для актера важна подвижная психика»
«Лариса мой самый близкий друг. Мы много лет вместе, вместе дома и на работе, но у меня ни разу ни возникло желания побыть одному, отдохнуть от семьи. Считаю, что если такие мысли стали появляться, то нет смысла быть вместе».
«Чего бы я не простил в жизни? Наверное, предательства. Хотя, как говорят умные люди, всегда надо давать человеку второй шанс (Задумался- авт.) Но японская мудрость, мудрость самураев, гласит по другому – «Человек, предавший раз, будет предавать всегда».
«Не люблю театр!» (Представляете??? – авт).
«Я тот, который нарушает законы физики».
«Но не зря же девиз театра – «Правдивее только жизнь», перекликается с девизом кудо – «Реальнее только жизнь».
«Самый большой путь начинается с первого шага».
«Мой любимый фильм «Тот самый Мюнхгхаузен», с великим Янковским, я смотрел его несчетное количество раз».
«Мы долго жили вдвоем, а теперь нас стало трое. У нас родилась Алиса, со своим характером, со своими желаниями, и желаний у нее больше, чем у нас двоих. Она поменяла нашу жизнь кардинально – мы стали счастливее многократно. А еще все время удивляемся, как мы жили без нее раньше»
«50? Абсолютно нет никакой рефлексии по этому поводу. Я философски отношусь к вопросу возраста. Пока физически можешь делать то, что хочешь – ты живешь. Новым человеком в утро юбилея точно не проснусь. А так цифра 50 мне нравится».

***
Я знакома с Тамерланом порядочное количество времени, мы стали общаться сразу после премьерного спектакля в Театре на Гагарина. В последние годы я поздравляю его с Днем рождения коротко: «Тамерлан, как повезло нам, что ты у нас есть». Не буду изменять традиции и в этом году. Нам и правда всем повезло, Тамерлан. И спасибо за талант.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.8 (6 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.