Вы здесь

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКИ, ИЛИ РОССИЯ В ШОПЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Власти Ставропольского края потуже затягивают бюджетный пояс, сообщил не так давно губернатор Владимир Владимиров. «Мы будем жить в режиме серьезнейшей экономии. Никаких дополнительных расходных обязательств на себя брать не будем. На сегодня важнейшая задача - выплата зарплат, социальных пособий, обеспечение работоспособности инженерной инфраструктуры. Это те три вопроса, которые будут во главе угла», - акцентировал глава региона.

Впрочем, судя по разыгранному на днях тендеру на поставку мясных наборов в правительство края на 1,5 миллиона рублей, слова у нас по-прежнему расходятся с делом, когда спецоперация спецоперацией, а вкусняшки должны быть употреблены по расписанию. Ибо ничего так не стимулирует думу о народе как бутерброд с корейкой по утрам. Особенно когда и сам народ тоже массово ударился в шоппинг. Причем сложно назвать ту отрасль рыночной торговли, куда бы не ступила нога потребителя. Точнее не вышибла магазинные двери этой ногой. Ибо мы скупали все – от автомобилей до туалетной бумаги. Начали же с бытовой техники.

Ведь стоило на фоне спецоперации на Украине доллару и евро поползти резко вверх, как часть россиян бросилась в магазины. Бытовая техника, электроника и средства связи у нас в основном импортного производства, и не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, как подобные перемены курса валют скажутся на стоимости товаров. Однако реальный рост стоимости продукции на 30 и более процентов переплюнул самые смелые предположения потребителей. Как и вызвал шквал критики в социальных сетях.

 «Я утром комплектующие для компьютера собирал. Пока смотрел, сбрасывал в корзину, заполнял все документы, общая цена за каких-то десять минут выросла на 3 тысячи рублей», - недоумевали ставропольцы от аппетитов магазинов.

 «Странно. Вроде закупок по новым ценам у них еще не было, а продажи по новым ценам уже есть. Техника, которая стояла в пыли на прилавке, она что, обновилась?», - ерничали потребители, сожалея, что зарплаты с такой скоростью не растут как цены.

«Пытался наушники простенькие заказать. Пока думал, какого производителя купить, цена прямо на глазах с 700 рублей стала 850, потом тут же 890 рублей. Закрыл страничку. Я с такой скоростью зеленые и красные бумажки не умею печатать», - юморил и другой несостоявшийся покупатель.

Правда, смех получался каким-то вымученным. Особенно, когда то и дело в социальных сетях появлялись фото со «свежими» ценниками, цифры на которых резко отличались от тех, что были еще на предпраздничных распродажах в честь 23 Февраля. Например, iPhone 12 128 Гб подорожал с 70 тысяч рублей до 91 тысячи рублей, новый ценник на Macbook Pro улетел за 240 тысяч рублей, хотя еще недавно за него просили 190 тысяч.

Банальный пример из личного опыта. 20 февраля купили стиральную машину. Импортная, вместительная, тогда она нам обошлась в 17 тысяч рублей. Сегодня же данная модель стоит уже 23 тысячи. Знакомая также брала ноутбук за 25 тысяч рублей в одном из популярных интернет-магазинов, теперь он стоит 32 тысячи. Да и то, почитай за счастье, если сможешь его купить. Ведь относительно «бюджетные» модели продолжают разлетаться как пирожки в обеденное время на вокзале.

«В чем потребители сами виноваты», - уверяют ритейлеры. И рассказывают, что в одночасье столкнулись с проблемой распределения дефицита. «Возник ажиотажный спрос, появились сбои в работе сайта. Да, это сказалось и на ценах. Мы понимаем, что цены в магазинах вызывают раздражение, как и цифры на табло с курсами валют. Но такова реальность. Хочется верить в лучшее, но ситуация развивается по настолько плохому сценарию, что планировать что-то невозможно. И мы не можем утверждать, что не будет дальнейшего роста», - то ли сетуют, то ли подогревают спрос магазины.

И ведь им это удается. Захожу недавно в магазин с бытовой техникой. На кассе бабуля на повышенных тонах разговаривает с продавцом. Точнее, как разговаривает? Криком кричит, что коль на витрине написано, что мобильный телефон стоит 7 тысяч рублей, его и нужно продавать за 7, а не за 9 тысяч. «Бабушка, но мы же вас сразу предупреждали, что надо уточнять цену по базе данных, и даже предлагали заранее сходить на кассу», - устало повторял консультанты. Вот только бабуля не сдавалась, пытаясь взять продавцов то ли измором, то ли цитированием закона о правах потребителей. Но в итоге все же была вынуждена купить товар по новой цене.

 «Себе бы не взяла, а внуку обещала. Пусть вам стыдно будет, что на людской беде наживаетесь», - оставила за собой последнее слово покупательница.

Пока другие ставропольцы также массово и дружно занялись благоустройством своего быта. Ведь если «мой дом - моя крепость», то крепость эта должна быть удобной и комфортной. А, следовательно, диваны, кровати, шкафы, прихожие – чем не повод инвестировать деньги не только в бытовую технику, но и в мебель? Тем более, когда из каждого утюга опять-таки звучат страшилки, что вслед за автоконцернами и крупные мебельные компании закрывают магазины и приостанавливают производство товаров для дома на российских заводах. А значит…. Все правильно: да здравствует шоппинг! И давка в очередях, и масса очередных роликов в соцсетях, на которых покупатели дерутся из-за подушек, торшеров, ковриков для ванн и сотейников. И все это под заверения российских властей, что свято место пусто не бывает, и в стране нет трудностей с поставками сырья и комплектующих, как и полным – полно отечественных производителей, кто готов занять освободившуюся нишу своей продукцией. Хотя и опять-таки с новыми ценниками.

Шкаф - пенал для своего ребенка Марина Н. заказала через Интернет в 20-х числах февраля. «Он стоил 7900 рублей, и доставка из Ростова до Минвод, а из Минвод в Ставрополь должна была занять от силы десять-пятнадцать дней. Собственно, на прошлой неделе звонит оператор и рассказывает, что товар почти пришел, но нужно подождать до 20 марта. Спрашиваем о причинах. Объясняют, что в этот раз поставщик привез только дверь от шкафа. Мол, на складе что-то перепутали и не все комплектующие довезли, но в качестве «морального ущерба» нам готовы продать его по оговоренной цене, тогда как сейчас на сайте он уже стоит 9200»,- рассказывает ставропольчанка, как не стали отказываться от «выгодного предложения». Особенно, когда другие варианты, которые мы смотрели у иных российских производителей, тоже заметно подросли на 2-3 тысячи рублей», - жалуется наша собеседница.

Которую поддерживает и Сергей В. Ему повезло чуть меньше. Начнем с того, что в квартире, которую он сдает, недавно сломался диван. «Я уже трижды покупал б/у по объявлениям, и все три раза они максимум служили год, почему и решил вложиться и купить новый. Семья живет у меня давно, съезжать не собирается», - рассказывает ставрополец, как на выходных сделал на одном из сайтов заказ на 14 тысяч рублей. Однако утром в понедельник ему позвонила менеджер магазина и рассказала, что в связи с подорожанием обивочных материалов на сайте идут работы по обновлению цен, и вслед за производителем они вынуждены поднять стоимость выбранного им дивана до 16 тысяч рублей. Что Сергей? Снова отправился на сайт объявлений, пока «хоть там цены остались прежними».

«Разве что речь идет не о машинах», - не согласен с выводами своего земляка Юрий Т. Мол, паника на российском валютном рынке докатилась и до автомобильных дилеров. Из-за ситуации на Украине и санкций Volkswagen, Audi, General Motors, Citroen, Mercedes-Benz, Skoda, Jaguar, Land Rover, Porsche, Peugeot, BMW прекратили поставки железных коней в Россию, что незамедлительно сказалось на откорректированных ценниках. Честно, я думал, что 30-50 процентный рост цен в автосалонах отпугнет россиян, но вы посмотрите, что в автосалонах творится? Они же пустые стоят!», - недоумевает ставрополец, «откуда у наших людей такие деньги».

Так, еще в декабре - январе Kia Rio в базовой комплектации стоила менее миллиона. Сейчас - на 700 тысяч больше. Huyndai Solaris стоит 1,7 миллиона. Причем, как уверяют менеджеры, брать надо «прямо сейчас», поскольку «неизвестно, что будет завтра». «Последняя Huyndai Сreta ушла за 2,1 миллиона. Однако еще осенью эта модель стоила 1,2-1,3 миллиона», - рассказывают продавцы. С 1 марта цены на все модели Lada также повысились на 15 процентов или в среднем на 147 тысяч рублей. Причем на авторынке предрекают, что в ближайшее время отечественные автомобили подорожают еще как минимум на треть. И не только новые.

Ведь, как отмечают ставропольские автомобилисты, на сайтах объявлений ценники также поползли вверх. Например, в продаже появилась «Лада Приора» 2008 года выпуска, владелец хочет получить за нее 350 тысяч рублей при средней стоимости в 150 тысяч рублей. УАЗ Patriot, 2017, который ранее стоил 750 тысяч рублей, подержанную модель отдают за 935 тысяч рублей, как и на 160 тысяч выше средней рыночной стоимости просят за поддержанную «Ладу Калина» 2009 года в Пятигорске.

«Честно, от этих цен аж в глазах рябит! Хотел поменять в этом году автомобиль, но уже не получится. Зря свой в начале февраля продал, но кто ж знал, что так получится», - рассказывает Сергей о смене «имиджа». Мол, думал, что временно пополнил ряды пешеходов, но теперь сильно в этом сомневается, учитывая дорожающую день ото дня жизнь, когда нет-нет да приходится вытянуть тысячу – другую из заначки на «черный день».

«И каждый же раз думаю, что получу зарплату и положу обратно. Но коммуналку заплатил, внуку секцию по плаванию оплатил, вот и крутись на оставшиеся 15 тысяч как можешь», - пожимает плечами ставрополец. И по секрету признается, что тоже входит в число тех ставропольцев, кто на прошлой неделе атаковал магазины, скупая гречку, макароны, сахар, консервы. Зачем?

 «Да понимаю я, что голодные годы нам не грозят. Но разве это нормально, когда перед тем, как идти в магазин, валокордин пьешь? Может, для губернатора с его ежемесячным доходом в 290 тысяч рублей цена гречки в 170 рублей и кажется приемлемой, однако для обычных работяг это за гранью бюджета», - критикует наш собеседник недавний шоппинг В. Владимирова.

Напомним, что сразу после очередной «Прямой линии», на которой глава региона призывал экономить бюджет, он совершил вояж в один из ставропольских супермаркетов, чтобы проверить жалобы населения на дорожающие продукты. Надо ли говорить, что цены губернатора ничуть не смутили. Мол, самые обычные. На что ставропольцы не преминули заметить, что ничего другого от первого лица края не ожидали, ибо «сытый голодного не разумеет».

«Вы подумайте, как живут пенсионеры на 12 тысяч рублей, если один поход за продуктами обходится в тысячу рублей, если обувь стоит 8-12 тысяч рублей, коммуналка 5-6 тысяч, лекарства 5-7 тысячи. Вы же в обед с друзьями в кафе больше отдаете, чем пенсионер в месяц получает».

«Рис за 108 рублей вы считаете это дешево и доступно? Мы живем на съемной квартире, и купить ту же гречку за 100 рублей и пачку сливочного масла за 200 рублей для нас тяжко как-то. Когда кроме этого много еще чего другого нужно. Например, памперсы для ребенка, которые подорожали на тысячу рублей, или детское питание, выросшее в цене с 160  за пачку до 350 рублей. Вы бы хоть не гневили народ таким своим спокойствием. Купите нам крупы, мясо, раз для вас это все это так доступно. Никогда вы не будет ближе к нам».

 «Вчера вечером капуста стоила 59 рублей, сегодня утром уже 65. Пачка макарон стоит 80 рублей. Это вы тоже называете, что скачка цен нет? Причем все происходит в крае, который занимается сельским хозяйством. Однако такое чувство, что крупы привозят к нам за десятки тысяч километров», - возмущались пользователи увиденным и услышанным.

И после снова шли в магазины за оптовыми покупками. Дескать, товар с полок может и не пропадет, зато вот его стоимость может увеличиться в разы, несмотря на уверения властей, что они мониторят ситуацию. А значит, сахар, гречка, макароны, консервы, подсолнечное масло – все это снова стремительно улетало с магазинных прилавков и оседало в подвалах ставропольцев.

И в шкафах. Когда вишенкой на торте всего этого потребительского хаоса стало сообщение, что на Ставрополье, как и по всей России, закрываются бутики с одеждой европейских производителей. И вот накануне того самого дня «X» вечером в отделах сметали все!

«Честно? Это был бедлам. Девчонки не успевали возвращать товар на место. Народ мерял вещи, оставлял, бросал, уходил. Другие покупатели тут же их подбирали» - рассказывает консультант Анна, как «в последний день продаж народ просто спятил, по три – четыре пары джинсов брали, обувь на все сезоны. Так хотелось подойти и просить: а вам точно все это нужно?».

Впрочем, данный вопрос скорее риторический. И вряд ли девушка бы на него получила ответ. Потому как он звучит из раза в раз, когда в стране происходит чрезвычайная ситуация, и мы на автомате начинаем собирать свой тревожный чемоданище. Ибо привыкли, что спасение утопающих дело рук самих утопающих, и пока будем слышать, что гречка по 170 рублей - это нормально, и зря панику наводим, вряд ли что-то изменится.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.