Вы здесь

ОПТИМИЗМ ПОКА НЕ УМЕСТЕН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Главная для ставропольских селян плохая новость прошлой недели в том, что набившая уже оскомину так называемая Зерновая сделка продлена Россией еще на два месяца.

Деваться некуда, вот и продлили
Точнее, сохранена ее выгодность для Украины, Турции и стран ЕС со всеми остальными нашими врагами. Но только не для России. Мы, как и раньше, пропускаем по Черному морю суда с украинским зерном. Пополняем тем самым экспортную выручку страны-неприятеля, направляемую в итоге на войну с нами. Нам же ни платежи через «Россельхозбанк» западные «партнеры» не восстановили, ни зарубежные порты для отгрузки зерна и удобрений не открыли, ни запрет на страхование судов не сняли, ни аммиакопровод из Тольятти в Одессу не разблокировали…
По сути, ничего из обещанного по сделке мы не получили. Вышла просто игра в одни ворота. В наши, потому как нам забивают.
Мы даже обещаний разблокировать банковскую систему, не то что гарантий на вывоз наших зерна и удобрений, в этот раз от ООН не получили. Услышали лишь очередное от чиновников ООН про их готовность «искать варианты и предпринимать усилия». Да бодрое словоблудие от нашего МИДа типа мы все видим, не забудем и не простим. А в ответ на него – свежее, буквально позавчерашнее и, по сути, непримиримое и издевательское заявление из ЕС, что они до самого окончания Специальной военной операции не планируют переподключать «Россельхозбанк» к системе СВИФТ…
В общем, чихать они хотели на наши проблемы и на то, что Зерновая сделка в части наших интересов не выполняется. Как продавливали, так и продавливают свои интересы, как гнобили, так и гнобят нашу страну.
Так что отгрузки российского, и в том числе ставропольского, зерна через черноморские порты как не было, так и еще два месяца не будет. А это значит, что и бросовая цена на зерно урожая‑2022 у нас сохранится на сегодняшнем крайне низком уровне. Сейчас за пшеницу третьего класса в Ставропольском крае дают в пределах 12 тысяч рублей. Четвертого – 11 тысяч. То есть даже меньше, чем два – три месяца назад. Зерновой рынок просто деградирует. Цена не только не растет, как бывает обычно в апреле-мае, но и падает. До уровня себестоимости производства. В хозяйствах остаются большие запасы пшеницы, может так получиться, что некоторым из них новый урожай ссыпать будет просто некуда.
А ведь до уборки зерновых реально остается месяц, если не меньше. Весна нынче ранняя, колос уже наливается. В общем, ситуация просто аховая.
Версий того, почему руководство России все же пошло на продление явно невыгодной для нас Зерновой сделки, множество. От помощи нашему вроде как союзнику президенту Турции Реджепу Эрдогану во втором туре президентских выборов, мол, сделку как спасательный круг ему кинули, до каких-то тайных для всех нас закулисных соглашений. Но если без фантазий, то, похоже, главная причина тут всего лишь одна. И она на поверхности. Так у России шанс разблокировать зерновой рынок хоть мизерный, но остается. Беспросветно было бы, если бы мы вообще отказались от сделки.
На Западе это прекрасно понимают, и соответствующим наглым образом себя ведут. По сути, выкручивают руки, принуждают нас закончить СВО на выгодных для них условиях. А мы им ничего, кроме громких слов, противопоставить не можем.

Нет худа без добра
В этой вроде как беспросветной для производителей зерна ситуации появляются обнадеживающие моменты. Как политические, так и экономические, ценовые.
Первый – что Запад сам начал пожинать плоды своей недальновидной политики спасения нацистской Украины. Почувствовал, что и ему на орехи достается, бумерангом возвращается. Польские, словацкие и прочие европейские фермеры стали бунтовать против скупки их странами по этой самой Зерновой сделке дешевой украинской пшеницы. В результате чего их хозяйства оказались на грани разорения. Да настолько серьезно бунтовать, что уже несколько стран под их давлением закрыли границу для поставок зерна с Украины. А ЕС даже обещает выделить своим пострадавшим фермерам щедрые компенсации. Так пойдет дальше,  украинская пшеница дойдет и до бедных стран, ради которых сделка как раз и затевалась. А может – ими всего лишь обосновывалась.
Если в том числе и на это рассчитывали наши верховные политики, заключая и дважды продлевая Зерновую сделку, то честь им и хвала. Далеко смотрят. Хотя лично мне кажется, что это тот самый случай, когда помощь пришла оттуда, откуда не ждали. Впору вспоминать классиков марксизма-ленинизма и кричать: «Да здравствует пролетарская солидарность!».
Второй позитивный момент – это наметившееся в последние недели небольшое, но все же снижение цен на минеральные удобрения внутри Российской Федерации. К примеру, необходимый для выращивания зерновых нитроаммофос, в прошлом году продававшийся по цене 60 тысяч рублей за тонну и не ниже, сейчас торгуется значительно дешевле. В интернете можно встретить даже предложения по 45 тысяч. Хотя и это цена драконовская, если помнить, что еще пару лет назад она была на уровне 30 тысяч. Есть снижение стоимости и по другим видам удобрений. Закрытые западные рынки заставляют наших производителей расширять сбыт в своей стране, и снижение цены – верный способ нарастить продажи, избежать затоваривания и остановки производства. Будем надеяться, что эта позитивная для селян тенденция сохранится, и будет дальше только углубляться. Минеральные удобрения составляют заметную часть себестоимости производства зерна, и снижение цены на них повысит рентабельность.
Третий важный момент – уменьшение с конца января вывозной пошлины на зерно на 9,2 процента. Государство вроде поняло, что сдирать с голого последнюю рубаху не совсем хорошо. Погоды на экспортном зерновом рынке это решение пока не сделало. Но в случае снятия зерновой блокады начнет работать именно в сторону роста закупочных цен, что для селян будет выгодно.

Цифры звонкие, но не помогут
И четвертый, самый, пожалуй, распропагандированный шаг нашего родного государства – это решение властей частично компенсировать производителям зерна потери доходов из-за низких закупочных цен. Премьер Михаил Мишустин на прошлой неделе объявил, что на эти цели правительством выделено 10 миллиардов рублей. Конечно, такая внешне звонкая сумма на всю нашу огромную страну – это капля в море. Все равно, что ложку каши по тарелке размазать.
Здесь важно еще то, что компенсировать будут всего лишь по 2 тысячи рублей за проданную тонну. Почему именно столько – неясно. По сравнению с прошлым годом, когда цены на пшеницу стояли зимой и весной в пределах 16–16,5 тысячи рублей за тонну, в нынешнем сельхозпроизводители при продаже зерна теряют примерно 5 тысяч с тонны. Если у хозяйства было отложено на реализацию 100 тысяч тонн, а таких у нас в крае немало, то оно одно недополучит полмиллиарда рублей. Разделим 10 миллиардов на эту сумму. Если по-честному, по 5 тысяч компенсировать, то выделенной государством помощи хватит только для двадцати крупных хозяйств. А если по 2 тысячи – то больше, но всего лишь в два с половиной раза. Все равно очень и очень мало.
Правительство пытается, как в библейском сюжете, пятью хлебами всех накормить.
Да и сами компенсации вроде как причитаются на сделки в период с 1 августа по 31 декабря нынешнего года. То есть приходятся уже на урожай‑2023.
Так что не будем от щедрот правительственных губы раскатывать. Ставропольскому краю в лучшем случае перепадет несколько сотен миллионов. А у нас продается 5–6 миллионов тонн. Поскольку размажут «кашу» на всех, выйдет к получению из казны на проданную тонну сущие копейки. Вряд ли руководители сельхозпредприятий станут даже пытаться оформить и получить такие «щедрые» компенсации. Тем более, что подобная «помощь» государства обставляется всяческими условиями, обязанностью предоставления множества документов и подтверждений чистоты сделок. Например, ходят слухи, что будут лишены субсидии те аграрии, кто не предоставляет данные в систему прослеживания зерна – ФГИС «Зерно». В общем, хочешь денег от государства – доказывай, что у тебя нет криминальных схем.
И тем не менее, сам факт того, что правительство страны выделяет селянам помощь хотя бы на частичную компенсацию разницы в закупочных ценах, обнадеживает. Тем самым оно признает и свою вину в сложившейся на товарном рынке ситуации, и несовершенство доселе непререкаемо авторитетного рыночного ценообразования в АПК. И самое главное – честно соглашается с тем, что в экономике нашего сельхозпроизводства не все благополучно. Надеемся, что оно еще при этом и думает о том, как все это поправить.

Все хорошо только в телевизоре
А то послушаешь иных деятелей, и диву даешься. Они или слепо-немо-глухие, или страшно далеки от проживающего на селе народа и его проблем.
В ходе состоявшегося на прошлой неделе и широко показанного Всероссийского селекторного совещания по развитию АПК губернатор соседнего Краснодарского края Вениамин Кондратьев не нашел ничего лучше, чем сказать на всю страну в телевизор: «У нас, Владимир Владимирович, все настолько хорошо обстоит в отрасли, что даже и пожаловаться не на что» (?!) Радостную улыбку и похвалу от Президента страны он в ответ, естественно, получил. На основании, в том числе, и таких бравурных рапортов, первое лицо государства сделало оптимистический вывод, что все у нас в российском АПК превосходно.
Но вряд ли также оптимистично встретили его слова селяне Кубани. Они ведь в тех же условиях, в том же ценовом диапазоне, и в такой же, по сути, зерновой блокаде, что и ставропольские земледельцы.
И у них также уборка через месяц. Как и у нас, при пока еще полных закромах. Так что у кубанских телевизоров наверняка наблюдались немые сцены.
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров на селекторном совещании вроде не выступал. По крайней мере, публично не поддержал этот безудержный оптимизм. И это хорошо.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.