Вы здесь

БАШКУ ОТКРУТИТЬ, В ТЮРЬМУ ПОСАДИТЬ, АБОРТ ЗАПРЕТИТЬ…

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЧТО НУЖНО РОССИИ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

На этой неделе, в последнее воскресенье ноября, россияне традиционно будут отмечать День матери. Очень важный праздник со стороны моральных и семейных ценностей. А теперь еще и демографических. Как показывает статистика, в нынешнем году на Ставрополье умерло гораздо больше человек, нежели родилось. Да и марш Мендельсона сменил звон разбитых сердец. По данным Росстата за январь–август 2021 года, количество разводов на Ставрополье в нынешнем году выросло на 25 процентов. В общем, есть над чем задуматься.

Чем, собственно, и занялись в минувший вторник ставропольские парламентарии на заседании комитета по социальной политике думы СК. Как говорится, одна голова хорошо, а семь лучше. Идей больше. И затей тоже больше. Что и подтвердило прошлое собрание, на котором с критикой на тлетворное влияние Запада на российскую молодежь обрушился единоросс Александр Ворожко.

 

В роддом по принуждению

 «Западное общество вон как работает: интернет весь этот и музыка, все это запудривает мозги. Но мы же не эти голубые, не разложившиеся западные. Если мы хотим серьезное общество построить, мы должны сохранить наши христианские, славянские ценности, которые у нас были. Мы все люди грамотные и знаем, если мы хотим спасти страну и свою землю, мы должны понимать, что программа Даллеса по разложению нашего общества - у нее один из пунктов стоит: уничтожение семейных ценностей. Они хотят разрушить наши семейные ценности, а мы должны наоборот поставить их во главу угла строительства всего нашего государства», - экспрессивно пояснял народный избранник свою мысль, как и предлагал «бошки им отрывать за это».

Впрочем, быстро сообразив, что дело пахнет если не международным скандалом, то обвинениями в нетерпимости, тут же оговорился, дескать, можно обойтись и без столь кровожадного действа в адрес западных пропагандистов. Вместо этого введя «какие-то пугающие, ограничивающие меры» для своих соотечественников. Бей своих, чтоб чужие боялись? Можно сказать и так. Но, судя по услышанному, наш парламентарий ратует за другую формулировку – чтоб детишки рождались. Ведь там, где не справился материнский капитал с улучшением демографической ситуации в стране, может помочь новая законодательная инициатива, предложенная Ворожко. И гласящая, что после года проживания в законном браке супругам пора отправиться либо за лялькой в роддом, либо... «Посадить», - непреклонен депутат. Ибо уж очень обидно представителю старшего поколения не только за падение нравов среди молодежи, но и за убытки, что несет госбюджет.

«Пришли, расписались - через три дня они разводятся. Впустую отработал ЗАГС, потратил электроэнергию, провел какие-то мероприятия. А кто будет государству возмещать средства, которые потрачены на это баловство? Вот я и сказал, что пора вводить штрафные санкции на то, как себя ведет молодежь», - то ли оправдывался, то ли доносил свою позицию Александр Васильевич.

И хотя куда, как и на какой срок сажать в его речи так и не прозвучало, народ все же всполошился, вспомнив свое советское прошлое и действующий в то время налог на бездетность. А тут чем, собственно, не возвращение к истокам, когда от сумы да от тюрьмы не зарекайся. И бог с ней, с новой Конституцией РФ и задекларированной в ней свободой выбора человека как основной ценностью, если цель оправдывает средства. А порой и вовсе превращает откровенную глупость в публичные лозунги.

Ведь, как не крути, а депутат – это лицо общественное, народом для отстаивания своих прав и интересов избранное. И если отделить зерна от плевел, рациональная мысль в сием депутатском перфомансе все-таки прослеживается. Проблема изживания и подмены традиционных ценностей на самом деле одна из самых острых в стране. В прошлом году Национальное агентство финансовых исследований опубликовало шокирующие цифры: 46 процентов опрошенных россиян не планируют заводить детей, и только 42 процента сказали о своей готовности стать родителями. «Среди тех, кто не планирует заводить детей, женщин больше, чем мужчин (51 процентов против 41 процентов)», - отмечается в исследовании.

И так ли не прав Александр Ворожко, говорящий о запросе общества на семейные ценности и призывающий создать общественную организацию, которая будет заниматься их пропагандой. И пусть формулирует он свое предложение путанно и странно, но если отскрести от него гарь пустословия, получится вполне симпатичный продукт. Причем идущий в ногу со временем.

 

К семи нянькам добавится восьмая?

Вот уже на протяжении нескольких лет на самых разных общественных трибунах звучат призывы о создании в стране специального органа, который будет ответственным за семейную политику. И звучат они все настойчивее после того, как аудиторы Счетной палаты сообщили о провале нацпроекта «Демография». За два года реализации проекта его финансирование выросло почти вдвое - с 363 до 690 миллиардов рублей. Однако и такие беспрецедентные вливания не смогли остановить ни падение рождаемости, ни роста смертности. Для простого воспроизводства населения в стране необходимо, чтобы суммарный коэффициент рождаемости был на уровне 2,1 ребенка на женщину. Тогда как он падает пятый год подряд. И если в 2020-м году показатель снизился до 1,49 ребенка на женщину, 2021-й год явно не станет исключением, прогнозируют демографы.

Почему и нынешней весной Президент РФ Владимир Путин поддержал активистов, поручив кабинету министров сформировать тот самый орган, который бы занимался вопросами реализации единой семейной политики и демографии в России. Причем не просто орган, а целое министерство, призванное разобраться с тем, что до сих пор не получилось сделать у целой армии чиновников, служащих в МВД, в минобразования, минтруда и соцзащиты, минздравоохранения, минпросвещения, минспорта и в прочих ведомствах, по роду обязанностей, так или иначе соприкасающихся с темой семьи и детства. Но коль у семи нянек дитя оказалось без глаза, чем не довод усилить бюрократический аппарат очередным звеном? В чьи задачи войдет собрать и обобщить все разрозненные демографические данные под одним крылом, выявить глобальные проблемы, разработать стратегию по их преодолению, получить дополнительное финансирование на их решение, чтобы в итоге снова не изменилось ничего.

Это при лучшем развитии событий. Тогда как на просторах Интернета уже набирает обороты петиция, где россияне выступают против создания подобного института, выражая опасение, не породим ли мы тем самым очередное чудовище, способное разрушить не одну семью. Дескать, не завуалированный ли это вариант той самой ювенальной юстиции, от которой отбиваются семьи, но она все наступает и наступает. Ведь похожие структуры уже давно существуют на Западе, вызывая неподдельный ужас у родителей и служа отличным инструментом для манипуляций над старшим поколением, прикрывшись обтекаемым понятием «защита прав и интересов ребенка».

Причем «защитой прав» может служить как изъятие несовершеннолетнего из семьи, где его избивают денно и нощно, так и где мама отходила ремнем за двойку, сын пожаловался в школе, бдительный учитель рассказал бдительному директору, а тот - бдительным органам соцзащиты. И вот уже «добрые дяди и тети» стучат в обе квартиры с требованием отдать «жертву семейного насилия» до выяснения всех обстоятельств. И если в одной семье лишь перекрестятся, мол, одним ртом меньше стало, то для другой это будет страшная трагедия. И не нужно про то, что утрируем.

В России живем. А потому не понаслышке знаем, что бывает, когда государство нахраписто пытается «позаботится» о своих гражданах. И любое благое намерение принимает крайне искаженные формы, стоит за исполнение поручений взяться чиновникам на местах. За примерами далеко ходить не нужно. Стоит лишь вспомнить, что в этом году в стране серьезно выросла материальная поддержка семей с детьми от 3 до 7 лет и беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. В обоих случаях речь идет о выплате чуть больше 5 тысяч рублей, которую ежемесячно получают претенденты на соцподдержку, если среднедушевой доход всех членов семьи не превышает одного регионального прожиточного минимума на душу населения.

Словом, деньги хоть и не большие, но в условиях, когда дорожает коммуналка, проезд, одежда, лекарства, продукты, они являются весьма серьезным подспорьем для семей. И для тех, где уже есть дети, и где вопрос сохранения беременности упирается в чисто финансовый аспект, когда будущая мама просто не знает, на что будет питаться, покупать одежду, витамины, приданное малышу. Предложенные же государством 5 тысяч рублей - это уже не просто разговоры в женской консультации о вреде аборта и «что бог дал ребенка, даст и на него», а реальная помощь и забота страны о своих гражданах.

Во всяком случае, так планировалось. Пока социальные сети не захлестнул поток жалоб российских семей, оказавшихся вне выплат из-за того, что их доходы превысили установленный государством минимум. И полбеды, если бы речь шла о превышении в 5 или 10 тысяч рублей. Зачастую основанием для отказа служила разница в 300, 50, 10 рублей или вовсе 20 копеек. «Нас снова обманули», - разочарованно замечали те, кто в очередной раз попытался довериться государству и не получил ничего кроме горького опыта и размышлений о том, насколько целесообразны данные фильтры. И почему забота государства выстроена таким образом, что желание обеспечить комфортную жизнь своим детям заведомо ставит благополучные семьи в проигрышное положение. Будто вовсе не сплотить, а подорвать изнутри институт семьи хотят современные управленцы. В обществе уже есть случаи, когда ради выплат семьи решались на фиктивный развод, а молодые пары не регистрировать брак.

Так где здесь отстаивание духовных ценностей, если изначально мы ставим общество перед моральным и материальным выбором, вместо того чтобы бескорыстно помогать? И поддерживая детей только в бедных семьях, не стимулируем ли мы тем самым воспроизводство голытьбы? Как и крайне глупо ожидать благородных порывов там, где долгие годы молодежи прививали чисто потребительскую модель поведения, учили брать от жизни все, не задумываясь о последствиях. Чтобы теперь вот призывают покаяться в церкви женщин, принимающих противозачаточные средства, или вносить в Госдуму законопроекты о выведении услуг по прерыванию беременности из полиса ОМС? Дескать, страна вымирает, не до сантиментов.

 

О чем просят семьи…

Но, может, проблема как раз и кроется в том, что у нас нет этих сантиментов, нет четко выстроенной политики государства по отношению к семье, ждущей и воспитывающей ребенка? Не видна его заинтересованность в том, чтобы мама, вынашивающая будущего гражданина своей страны, чувствовала себя защищенной со всех сторон. Тогда как социальная поддержка, которую государство оказывает матери, в идеале должна решать четыре задачи.

Во-первых, обеспечивать качественное медицинское сопровождение от планирования беременности до родоразрешения. Когда те же родовые сертификаты вполне можно расширить, включив в них прохождение УЗИ, сдачу анализов, консультацию узких специалистов, посещение курсов для будущих мам в любых медучреждениях края. Здоровую конкуренцию никто не отменял. Зато она может стать залогом качественной услуги и бережного отношения к пациентке. Во-вторых, финансово поддерживать семьи. Ибо чем отличается мама-одиночка от семьи, где бабушка оформила на внучку дачу, и теперь молодые ребята не проходят по условиям выплат. Ну, или будущему отцу работодатель месяцами не платит зарплату или платит вовсе не ту, что указана в ведомости, но де-юре они снова мимо льгот. Так может, все же нужна базовая выплата для всех, как работает материнский капитал, и как было с «путинскими» 10 тысячами рублей?

Равно как и сегодня крайне необходимо адекватное трудовое законодательство, учитывающее интересы родителей. Например, что мама трехлетнего ребенка априори не может с 9 до 18:00 сидеть на работе, как и постоянные больничные - это вынужденная мера, и не у всех есть спешащие на помощь бабушки и дедушки, дабы только начальство не смотрело косо. Если вообще оное появится. Зачастую годами «отдыхая» в отпуске по уходу за ребенком, многие женщины однажды осознают, что прежних навыков и умений уже не хватает, чтобы качественно выполнять свои профессиональные обязанности, и им крайне необходимо переобучение.

Оговоримся сразу, с 2020 года на Ставрополье в рамках нацпроекта «Демография» организовано переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком или имеющих детей дошкольного возраста. Но… Освоив профессию бухгалтера, экономиста, сметчика, социального служащего, закупив костюмы для работы и отправив резюме, многие мамы месяцами могут ждать отклика на него. Ибо такой пункт в резюме как «дети» зачастую является тем самым решающим фактором, когда из двух кандидатов работодатель выбирает свободного от материнских обязанностей. Мол, все понимаем, дети – цветы жизни, но растите-ка их подальше от нашего сада.

Впрочем, говоря о роли государства в жизни семьи, очень сложно обойти стороной тему не только финансовой поддержки беременных, но и социально-психологической. Удивительное дело, призывая женщин рожать и обещая не бросать на произвол судьбы, меж тем в стране нет ни одного государственного учреждения и приюта, куда могла бы обратиться беременная женщина, находящаяся в сложной жизненной ситуации. Где она могла бы спокойно прожить девять месяцев до рождения ребенка, и пока он не пойдет в детский сад или ясли. Их, к слову, сегодня тоже очень не хватает в стране. Но почему-то эту непростую, но такую благородную миссию сегодня взвалила на себя церковь и общественные организации, но никак не государство. В то время как подобные ситуации в нашей стране далеко не редкость, и в каждой женской консультации есть психологи, беседующие с беременными о причинах, почему они идут на аборт. И довольно часто из уст будущей мамы звучит объяснение, мол, а мне больше некуда идти… Так не сюда ли уместнее направить свою жажду преобразований чиновникам?

Тем более, что речь идет не только о будущих мамах. Общественники уже мозоли на языках натерли, говоря о катастрофичной ошибке, которую совершает государство, разделяя семью в сложной жизненной ситуации и помещая детей во временные центры пребывания, пока родители решают проблемы. Но выход ли это? «Зачастую именно забота о детях позволяет родителям держаться из всех сил и не опускать руки. А когда же у них отнимают якорь, далеко не все могут справиться с отчаянием», - объясняют психологи, насколько изжили себя подобные методы «заботы». Равно как и сами социальные службы опеки с подходом, что чем больше выявлено неблагополучных семей, тем больше финансирование. И не это ли рождает перегибы на местах?

Право, не знаем. Да и не нам в этом разбираться, а новому мистерству семьи. Если последнее все же появится. И если захочет реально помочь семьям, а не вбить очередной гвоздь в крышку гроба демографической политики. Ведь это Россия, где «бей своих, чтоб чужие боялись» - главный принцип выживания сильнейших. И кнут щелкает гораздо чаще, чем раздаются пряники. Поскольку любой чиновничий орган, чтобы оправдать сам факт своего существования, должен выискивать недостатки, а не положительные моменты. И выискивать не в своей работе, а в той самой семье, которую  вроде как пришли окружать заботой, а она взяла и не вынесла чересчур уж тесных объятий, так похожих на тиски. Ибо это вам не бошки отрывать и не в тюрьмы сажать. Это посложнее будет.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.