Вы здесь

НАЖИТЬ И ПОДЕЛИТЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Правило знают все: нажитое в браке совместно делится в равных долях, то есть пополам между мужем и женой, независимо от того, на кого записано имущество. Однако россияне сталкиваются с множеством неоднозначных моментов, и не всегда Фемиде удается верно выяснить у сторон важные детали. Например, то и дело возникают вопросы по поводу сроков давности при разделе имущества экс-супругами. Недавно Верховный суд РФ еще раз напомнил: заявить о правах на какое-то добро, приобретенное в браке, можно спустя годы после развода.

«Нужно только доказать, что о нарушении прав в бракоразводном процессе стало известно позже, - говорит руководитель широко известного на Юге России ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Роман Савичев. - В пример стоит привести решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, которой пришлось детально разбираться, в течение какого срока разведенные супруги вправе выдвигать претензии по поводу дележа совместно нажитого имущества.

В исковом заявлении, предъявленном гражданкой к экс-супругу, речь шла об однокомнатной квартире. Приобретена она была в пору существования семьи, но записана на мужа. Бывшая жена претендовала на половину квадратных метров. Районный суд углубляться в разбирательство не стал и, отметив, что с момента развода до подачи иска минуло больше трех лет, в удовлетворении претензий отказал. Мол, был пропущен предусмотренный статьей 38 Семейного кодекса трехгодичный срок исковой давности. Апелляция заняла абсолютно ту же позицию.

Однако усилия истицы, решившей продолжить борьбу за недвижимость, оказались не напрасны. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда указала на неправоту нижестоящих инстанций, указав на несколько принципиальных моментов.

В решении читаем, что Семейный кодекс действительно применяет срок давности в три года к требованию о разделе общего имущества супругов при расторжении брака. Однако при этом нужно учитывать статью 200 Гражданского кодекса, указывающую, что трехлетку нужно отсчитывать только с того момента, когда человеку стало известно о нарушении собственных прав. Аналогичное разъяснение Верховный суд, кстати, давал и в постановлении пленума под названием «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака». Развод в ЗАГСе или по суду автоматически «не запускает» обратный отсчет по срокам, отведенным на раздел имущества. Час «икс» наступает, когда кто-то из бывших супругов узнал или должен был узнать о своем нарушенном праве. Это постановление пленума местные суды также не приняли во внимание.

Так вот, истице удалось привести доказательства, что вопрос о статусе купленной в браке квартиры встал, когда женщина попыталась распорядиться своей долей. До этого формальности были улажены, и она не подозревала, что бывший муж на деле не собирался отдавать ей половину квартиры. Поняв это, гражданка поспешила в суд. На выяснение ею всех обстоятельств ушло несколько месяцев, потому трехлетний срок исковой давности не был нарушен, констатировали в Верховном суде, отменившем, как уже было сказано, оба предыдущих вердикта.

Замечу, что подобное толкование норм Семейного и Гражданского кодексов указывает на то, что экс-супруги вправе предъявлять имущественные требования, сколько бы времени с момента расторжения брака ни прошло. И здесь самый важный нюанс - обосновать, что лишь вчера стали известны новые обстоятельства.

Продолжая тему дележа собственности, обратимся к не менее распространенной ситуации, когда имущество покупается супругами в кредит и заем оказывается более долговечным, чем брак. На ком остается банковский долг при расставании? Общий ответ прост: вместе с собственностью делить с бывшей второй половиной придется и кредитные обязательства. Если, конечно, иное не предусмотрено брачным договором. Причем суд вправе и отступить от принципа равенства долей супругов, если будут учитываться интересы несовершеннолетних детей или какие-то другие обстоятельства. Ведь, отмечу уже из практического опыта, иногда непросто определить и впоследствии доказать, что кредитные обязательства были обусловлены нуждами всей семьи, а не сугубо интересами одного из супругов.

Вместе с тем можно, конечно, «откреститься» от кредита второй половины, если супруги фактически уже длительное время не живут совместно, но сохраняют юридически оформленный брак. Это потребует только дополнительных доказательств в суде. А вот займы и кредиты, которые были оформлены одним из партнеров до момента официального вступления им в брак, суды изначально не берут в расчет. Их должен погашать только непосредственный заемщик.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
10 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.