Вы здесь

60 ЛЕТ НА ЗЕМЛЕ СТАВРОПОЛЬЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).
Аватар пользователя admin

  Совсем недавно в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств стартовали под эгидой министерства культуры Ставропольского края юбилейные мероприятия, посвященные возвращению в 1962 году в СССР группы казаков-некрасовцев, ушедших с Дона в начале XVIII века из-за  петровских реформ. В Ставрополе в этнографическом отделе музея на проспекте Карла Маркса и в поселке Новокумском Левокумского округа, где находится филиал краевого изомузея, были подготовлены переэкспозиции и новые выставки.

Страницы истории

  Вернувшись в Советский Союз в сентябре 1962 года, старшее поколение казаков-некрасовцев показало, что сохранило, несмотря ни на что, родной язык, обычаи, песни, поэзию своих предков. Тогда, рассказывая о себе, некрасовцы говорили: «Мы себя, язык свой 250 годов берегли. Наши предки где только не побывали! По каким землям не ходили! А мы царя пережили, сохранили некрасовский корень. Сколько языков поменяли: и румынский, и болгарский, и турецкий, и греческий, - один только наш русский язык устоял. Послухай нашу речь, такой-то язык только еще на Дону есть».

  Кто же такие некрасовцы? Предки их - донские казаки  принимали  активное участие в Булавинском восстании. После смерти Булавина борьбу донского казачества возглавил атаман Игнат Федорович Некрасов. Его последователи и стали называть себя некрасовцами. Дон до Булавинского восстания представлял собой самостоятельную область, не входившую в административное управление Московского государства. Чтобы покончить с казачьей вольницей как местом скопления недовольных, Петр I вводит в 1707 году на территорию Войска Донского значительную силу – карательный отряд под командованием Юрия Долгорукова - для сыска на Дону и высылки на Русь беглых преступников. О жестокости карательного отряда как по отношению к беглым, так и «старожилым» казакам, говорят документы того времени.

  Убийство булавинцами князя Юрия Долгорукова явилось сигналом к восстанию. После же смерти Булавина восставшие казаки объединились вокруг двух атаманов – Игната Некрасова и Никиты Голого. В феврале 1709 года Никита Голый был выдан своими же казаками и казнен в Воронеже. Чтобы спасти участников антифеодальной войны от поголовного уничтожения, Игнат Некрасов уводит (август 1708 года) булавинцев на Кубань. В песнях и преданиях того времени, которые казаки бережно сохранили до нашего времени, рассказывается о  жестокости карательного отряда с восставшими, о разграблении им донской земли, сожжении станиц, казнях, о слезах людей, уходящих на чужбину, об их непокорности и решимости продолжать борьбу за свободу с царем-«шельмой».

  Самодержавие принимало решительные меры против некрасовского движения и крестьян, бежавших на Кубань. Царские войска неоднократно разоряли там некрасовские станицы. После смерти Игната Некрасова его последователи переселяются в 1740 году на Дунай – в Румынию, и основывают там пять селений. Но после того, как русские войска вступили в Крым, Измаил и подошли к Дунаю, большая часть некрасовцев – сторонников завета Игната  «Царизму не покоряться, в Россию при царях не возвращаться» - покинула в 1791 году Дунай и перешла на берег Эгейского моря, в устье реки Марицы. Часть переселенцев ушла на озеро Энос (Турция), а еще часть осталась на Дунае. В начале XIX века с Эноса некрасовцы переселились на озеро Майнос. С этого времени образовались две ветви казаков-беженцев – Майносская и Дунайская, которая к 1857 году утратила язык своих предков, забыла свой фольклор, заветы Игната, а с 1860 года полностью исчезла, превратившись в липован (так называют в Румынии русских старообрядцев).

  Майносская ветвь некрасовцев жила вдали от русских границ, изолированно, замкнуто, имея свою политическую автономию. Всем управлял казачий круг. Это создало условия для сохранения общественно-демократического устройства общины, какой она была при Игнате Некрасове на Кубани. Сохранилась и культура предков: язык, устная поэзия, песни, обряды. И в то же время были созданы новые предания, песни, сказки. А в середине уже XX столетия казаки-некрасовцы решили вернуться на Родину. Организатор переселения в Советский Союз Василий Порфирьевич Саничев (1912 года рождения) в беседе с родными сказал так: «Разные агитаторы нас смущали. Гутарили, что русские тут плохо живут. Подбивали нас переселяться в Канаду. А наши казаки решили: «Пойдем до своего языка, до братьев по крови, на землю своих предков». Как переехал я границу, у меня в сердце сто светов открылось. Кругом свои, свой язык, люди живут в роскоши. Набрехали дюже нам европейские агитаторы».

  До того момента, как тысяча человек в сентябре 1962 года, прибывших из Турции, были расселены в виноградарских хозяйствах Левокумского района Ставропольского края, была проведена большая работа между советским и турецким правительствами по организации этого сложного переезда казаков на историческую родину. Вот как отразил его в своих записях тот же Василий Порфирьевич Саничев: «Лето 1962 года сентября 19 дня я поднял 215 семей казакох-некрасовцех 985 душ и повел в Расею; 21 сентября 1962 года мы сели на советский теплоход «Грузия»; 22 сентября 1962 года приехали в Новороссийск. Мы вступили на землю предкох. Мы пришли до своего языка. Мы выполнили ЗАВЕТ ИГНАТА!».

В наши дни

 Переехавшие на Ставрополье казаки-некрасовцы стали трудиться в двух виноградарских совхозах – «Левокумский» (поселок Новокумский) и «Бургун-Маджарский» (пос. Кумская Долина).  Долго не решались показывать свое самобытное искусство, традиционный фольклор. И лишь через 16 лет, освоившись в новой обстановке, вышли на сцену. Организатором и руководителем ансамбля казаков-некрасовцев стала Людмила Васильевна Евдокимова. Она объединила в фольклорный коллектив 22 человека. И уже в 1978 году на краевом фольклорном фестивале в Ставрополе некрасовцы получили звание лауреатов. С их искусством смогли познакомиться тысячи телезрителей, о них снят документальный фильм, а в таких городах, как Москва, Ростов-на-Дону, Ставрополь, в музеях созданы целые отделы, рассказывающие о жизни, обычаях, культуре некрасовцев. В Левокумский район постоянно приезжали и приезжают ученые, исследователи, музыковеды, искусствоведы. А в 2011 году в свет вышла уникальная книга известного ставропольского фольклориста Лилии Александровны Якоби «Культурное наследие казаков-некрасовцев». В ней даны история, особенности духовной и материальной культуры некрасовцев, их феноменальный музыкально-поэтический фольклор, а также словарь народно-разговорной речи и программы ансамбля «Некрасовские казаки» на различных конкурсах и фестивалях.

  По случаю 60-летия возвращения казаков-некрасовцев на Родину (как раз в Год культурного наследия в России) в адрес настоятеля Успенского храма поселка Новокумский отца Никифора Ялуплина пришло праздничное Обращение Митрополита Московского и Всея Руси Русской Православной Старообрядческой церкви Корнилия. Митрополит поздравил в нем прихожан Успенского и Троицкого (пос. Кумская Долина) храмов, а также всех казаков-некрасовцев со славным юбилеем. Обращение было зачитано на торжественной церковной службе в праздник Рождества Богородицы. Так началась программа юбилейных мероприятий. Поздравления казакам-некрасовцам пришли также из Москвы, Польши, Румынии, Франции и Италии.

  Продолжилась программа в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств на выставке «Некрасовцы», где экспонируются произведения живописи и графики художников Ставрополья из музейного собрания и мастерских, созданные в последние 10 лет. Здесь же можно увидеть удивительные по яркости и красоте предметы некрасовского костюма, которые передал недавно в дар музею житель поселка Новокумский, потомственный казак-некрасовец  Данил Васильевич Бабаев. Ранее эти костюмы принадлежали его матери и бабушке. А на встрече «Душа народа в них жива» присутствовали авторы художественных работ, участники некрасовских пленэров Д. Гущин, В. Грибачев, Л. Черный, И. Хоронько, П. Охрименко, Е. Васильева, Г. Мясников, участницы фольклорного коллектива «Лада» имени Л. Якоби. И, конечно, самыми дорогими гостями на встрече были некрасовские казачки, певицы Елена Гулина и Домна Пашина.

  Насыщен юбилейными мероприятиями и нынешний октябрь. В Ставрополе пройдет научная конференция, в Новокумском филиале краевого изомузея, который успешно действует уже 18-й год, художники-участники III Некрасовского пленэра представят свои новые работы. А Ставропольский краевой Дом народного творчества и Левокумский отдел культуры готовят праздничные представления, которые послужат популяризации богатого нематериального культурного наследия казаков-некрасовцев.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.