Вы здесь

ХАЙПАНУТЫЕ, ИЛИ ПО НАШЕМУ ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

И снова Ставрополье гудит, обсуждая выложенное в социальные сети видео с дракой школьниц в Буденновске. На записи видно, как несколько девушек избивают сверстницу, прижав к забору на одной из улиц города. Школьницы не остановились и после того, как девочка упала на землю. Между тем, в объектив камеры попали и несколько стоящих в стороне подростков, которые внимательно наблюдают за побоищем вместо того, чтобы защитить жертву.

И это далеко не первый случай в крае. Буквально в начале года подобная потасовка с участием дам произошла в селе Новоблагодарном Предгорного района. Судя по тем же видеороликам, одна из школьниц, которая явно крупнее своей оппонентки, несколько раз сбивает ее с ног и бьет головой о стену и землю. В это время окружающие их подростки ругаются и активно комментируют все происходящее. Разнять дерущихся они тоже явно не торопятся, вместо этого по-мужски, со знанием дела советуют, куда и как нужно наносить удары.

Надо ли говорить, что по обоим случаям сотрудниками полиции назначены процессуальные проверки? Виновных найдут и, вполне вероятно, накажут. Но поможет ли данная мера на корню пресечь подростковую жестокость, не уверена. Не уверена хотя бы потому, что подростковые драки - это уже не локальные конфликты, вспыхивающие из-за понравившейся девочки или мальчика в классе, отказа дать списать контрольную, неверно интерпретированного взгляда. Это эпидемия, распространяющаяся с бешеной скоростью по всей России. Ведь что имели в 2017 году?

Смоленск. Сверстники забросали 12-летнего школьника снежками. Когда он стал убегать, догнали и избили: кулаками, ногами, куском фанеры по голове. Сняли на видео, но в открытый доступ не выложили, побоялись.

Санкт-Петербург. Несовершеннолетний поделился видеозаписью: он избивает пожилого бездомного. Удары наносит ногой в лицо.

Уфа. За школой подрались семиклассницы, видео в Сети.

Приморье. Снова девочки, 13 лет. Нападавшая не просто выложила видео, но и смонтировала его, добавив музыкальное сопровождение.

Чита. Юноши избивают девочку. Там же: в результате женской драки другая девочка получает многочисленные травмы.

Башкирия. Молодой мужчина избивает подростка арматурой. На записи видно около 20 зрителей этой расправы. Никто не вступается за ребенка.

Зеленоград. Девочки избивают мальчика, делятся видео.

Березняки Пермского края. Девочку избивают, поджигают ей волосы, снимают на телефон.

Говорите, в этой хронике детской «доблести» не хватает «героев» с ножами и ружьями, нападавшими на школы? Честно говоря, я намеренно не стала связывать все происшествия в один узел. По мне, случаи с поножовщиной и избиениями - это две разные, хотя и параллельно развивающиеся истории. Первая - это истерический крик о помощи. Чудовищный. Ужасный. Но крик. Вторая - фальшивое кукареканье ободранного петуха, возжелавшего вдруг стать орлом.

Давайте по-честному: в школах дети дрались всегда. Стенка на стенку, мальчики против девочек... Но все это было из разряда «милые бранятся - только тешатся». Поэтому вчерашние противники на следующий день преспокойно сидели за одной партой и обсуждали дела насущные. И ни у кого даже мысли не возникало сделать конфликт достоянием общественности. Во-первых, понимали, что от родителей по ушам получим все: и кто дрался, и кто подзуживал, и кто молча наблюдал за происходящим. Во-вторых, нас воспитывали на том, что кулаки не лучший способ достучаться до человека. Лидерство в коллективе нужно завоевывать иначе.

А ведь именно подростковая самоидентификация была, есть и будет доминантой, движущим мотивом таких историй. Кто я? С кем я? Что могу в этом обществе? Эти вопросы очень актуальны для подрастающей молодежи. И хорошо, если родители помогают найти ответы на них. Причем делают это деликатно, учитывая интересы собственного ребенка.

Время близится к восьми вечера. Мы сидим с подругой в гостиной и пьем чай, когда хлопает входная дверь. Я еще не вижу самого 10-летнего Дениса, но зато по коридору с шумом пролетает его правый ботинок и слышно, как трещит по швам куртка, пока мальчишка яростно воюет с молнией на ней. «Собака! Снова заела. Ненавижу!» - бормочет он в прихожке.

- Это мы так после тренировки возвращаемся! - демонстративно разводит руками Катя. На мое: «Куда ходите?» заглядывающий Денис обреченно выдыхает:

- Хоккей...

- Нет?! Ну ты это слышала? Мы ему только на амуницию и клюшку сороковник потратили. И никакой благодарности! - возмущается подруга.

- А я вас и не просил меня на секцию записывать! Я вообще на гитару хотел ходить, - со злостью парирует мальчишка.

- Что? Мал еще указывать. Мы с отцом лучше знаем, что тебе нужно, - прекращает дискуссию мать. - И вообще: мыть руки, кушать и делать уроки!

- Щас. Только в Интернете немного посижу. Можно игру скачать? - раздается из комнаты Дениса. И не дождавшись ответа, вскоре мы уже слышим вой зомби, работу пулемета и характерное: «Так ему... зараза...».

- Небось Иваныча представляет, - хмыкает Катя. - Вообще берега попутал! Как ни тренировка - так скандал.

- Так может, все-таки на гитару?

- Ага. И вырастет рохлей, - отрицательно качает головой Катя. - Ничего, потом еще спасибо скажет.

- Прям как ты? - намекаю я на ее диплом технолога пищевой промышленности. В свое время ответ на вопрос, кем быть, за Катю дали родители, определив ее в техникум. Однако, окончив его, подруга ни дня по своей специальности так и не проработала.

- А это здесь причем? Здесь совсем другое, - не поняла она схожести ситуаций и в этот раз.

А между тем, что та девятиклассница Катя, что нынешний третьеклассник Денис - они оба не были поняты в кругу семьи. Да, их любили, да, самые лучшие игрушки и куски на столе принадлежали им, и планы на будущее строились в их интересах. Вот только без учета ИХ мнения. В то время как для каждого из нас крайне важно, чтобы нас не только слушали, но и слышали, чтобы наше мнение тоже имело значение. Когда этого не происходит в семье, дети начинают искать иные места и компании, в которых можно реализовать лидерские амбиции. К сожалению, далеко не всегда это носит положительный уклон.

Товарищи взрослые, давайте снимем шоры с глаз и внимательно посмотрим, кто мутузит своих жертв на этих роликах? Это не только дети из неблагополучных семей! Это и вполне себе приличные мальчики и девочки с аккуратненькими прическами, в модной одежде, с крутыми телефонами и даже посещающие разные кружки. И вряд ли их родители тоже думали, что паинька Настя, скрипачка Саша, домоседка Вера и т.д. на это способны. А поди ж ты... Даже в тихонях иногда живет зверь, который просыпается, когда собирается стая с бьющим через край буйством гормонов. И на возмущенные риторические реплики в стиле «кто только воспитал таких уродов» возможен лишь один честный ответ - их воспитали самые обычные родители. Такие же, как и мы сами. Которые просто недосмотрели и недопоняли, что же нужно нашим детям.

Психологи уже оскомину набили, советуя нам, родителям, почаще общаться с детьми. Не запихивать их в многочисленные кружки, не заваливать подарками и гаджетами, а обсуждать с ними каждый прожитый день, просмотренный фильм, проигрывать каждую ситуацию. Причем делать это не с позиции «я взрослый и знаю лучше, а ты сиди и слушай», а учитывая и их взгляды. Дети не должны быть нашей усовершенствованной копией. Они отдельные личности, которые имеют право совершать ошибки и набивать шишки. А наша роль - роль мудрых наставников. Поддерживающих, оберегающих, но не запрещающих. Если, конечно, речь не идет о чем-то опасном для жизни и здоровья.

Не справимся сами - вакантное место займет Интернет и социальные сети. Но какому самовыражению там научат любознательные, но относительно пустые головы? В какую группу они попадут - как фенечки плести или разговаривать «по фене»? Ведь именно из сетей в прошлом году в наш обывательский лексикон вошло и слово «хайп». Дословно в переводе с английского оно означает шумиху и ажиотаж вокруг события или личности. Своего рода это та же «Минута славы», только виртуальная, где в роли судей выступают не эксперты, а все пользователи сетей, оценки - это их лайки и подписки на твою страничку, приз - звание звезды Интернета.

Надо ли говорить, что молодежь активно вписалась в эту тему? Шутка ли! Ведь это тот самый короткий способ, игноря мнение родителей, заявить о себе миру! К счастью, чаще дети добиваются популярности достойно: поют, танцуют, ведут блоги и мастер-классы. Но бывает и так, что есть телефон, а идей, чем прославиться, нет. Тогда-то и приходит в голову снять что-то шокирующее! Вот только что?

И тут снова приходим на «помощь» мы, взрослые - бездонный источник для вдохновенья. Мы, которые в тех же сетях ругаемся матом, носимся на машинах по встречке, хамим окружающим, бухаем, курим, деремся - все это выкладываем в Интернет и получаем одобрительные комментарии! А дальше, как говорится, по образу и подобию.

Если взрослым можно драться и нападать толпой на беззащитного человека, то почему бы нам не попробовать? Если взрослые «кидают предъявы» учителю, «кто она такая, чтобы тройки их детям ставить», то почему бы и нам не спросить? Если взрослые снимают ролики, как они выкуривают пять сигарет сразу, почему мне бы мне не побить в Сети рекорд? Взрослые жарят сосиски на огне Вечной славы, так мы тоже есть хотим! Взрослые выясняют отношения кулаками с теми, кто им внешне не понравился? Так и наш одноклассник себя неправильно ведет! Вместо рэпчика книжки читает. Следовательно, в репу ему! И бегом этот кустарный триллер собственного производства в Сеть! Дабы нанести не только физические, но и моральные страдания лохопету и показать свою крутизну, собирая под видео комментарии типа «жееееееесть». Причем в современном подростковом слэнге слова «жесть» или «жестокость» используют не в отрицательном смысле, а как некоторую положительную оценку: жесть - как замечательно!

Хотя что замечательного? Не понимаю. Не понимают и они сами, когда спрашиваешь об этом у каждого из подростков один на один. Скажу даже больше, втихую осуждают и обсуждают таких «героев». Но стоит собраться в массу - снова все меняется. Имитация взрослой жизни продолжается вместе с ехидными ухмылками и усмешками: «А че бы и не подраться... А то как-то скучновато живется. Ярких красок не хватает». Вот и ставят их на лица своих жертв.

Может, скажу крамолу. Но мне кажется, что этими драками, выкладкам в Сеть своих фото с алкоголем и сигаретами наши дети не других детей бьют, они НАМ мстят. Мстят за наши игры в «родительство», которое таковым не является. Мы кто угодно - друганы, воспитатели, учителя, предки, но не мама и папа, которые отдают себя, а не свой планшет, детям.

У Высоцкого есть замечательное стихотворение «Маски», которое заканчивается следующими строками:

Я в тайну масок все-таки проник.

Уверен я, что мой анализ точен:

И маска равнодушья у иных -

Защита от плевков и от пощечин.

Как доброго лица не прозевать,

Как честных угадать наверняка мне?

Они решили маски надевать,

Чтоб не разбить свое лицо о камни.

Мне кажется, что в этом и кроется ответ на вопрос, что делать. Жестокость появляется в детской душе на том месте, где должна была вырасти любовь к людям, к деревьям, цветам и животным, Богу - ко всему прекрасному миру вокруг нас. Наш долг - позаботиться о том, чтобы этой чудовищной подмены никогда не произошло. А чтобы так получилось - нужно начинать меняться самим. Во взглядах и пристрастиях, речи, поведении, манере общаться...

А дети, они подтянутся. Они же, как губки. Умеют впитывать не только плохое, но и хорошее.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
11 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.