Вы здесь

ТРИ ЧЕЛОВЕКА + ЗОЛОТО САРМАТОВ = …

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Казалась бы, что общего может быть между присяжным поверенным Григорием Николаевичем Прозрителевым, женой пятигорского чиновника госпожой Ситак, крестьянином Александром Алейниковым и сарматами. В голове сразу возникают мысли о мезальянсе, преступлении, суде, наказании… Но причем здесь древний народ, который несколько тысячелетий назад кочевал по территории нашего края? Загадка! Причем историческая! Но разгадать ее можно, побывав на премьере в Ставропольском литературном театре «Гармония».

Спектакль «Ставропольский клад» по пьесе Романа Нутрихина, в постановке режиссера Евгения Задорожного, с заслуженной артисткой РФ Светланой Колгановой, почетным деятелем искусств СК Ильей Калининым и артистом Александром Кошелевским в главных ролях, стал первой постановкой 29 сезона, который по многолетней традиции творческий коллектив открыл в конце сентября.

Признаюсь, прочитав на афише имя автора и название спектакля, заинтересовалась сразу. Еще бы. Роман Нутрихин - известный на Ставрополье краевед, историк, публицист. Его лекции, экскурсии, книги всегда полны неожиданными фактами, интересными деталями и оригинальными взглядами на событие. А если прибавить к этому тонкую литературную эстетику «Гармонии» и талант артистов труппы, то можно было и не сомневаться, что премьера окажется захватывающей и интересной.

 Так и получилось. Зрителям рассказали абсолютно подлинную историю, приправленную местными легендами, которая случилась больше века назад в Ставропольской губернии. В 1910 году, в Александровском уезде, был найден золотой клад, несколько тысячелетий назад закопанный древними сарматами.

 «Пьеса – полностью историческая реконструкция, досконально восстановлена мною по газетным публикациям тех лет, по архивным документам. Участники этой истории - реальные люди, а выдержки из газетных публикаций, которые звучат в пьесе, подлинные, - говорит Роман Нутрихин. – Конечно, художественный вымысел в ней тоже есть, но минимальный. Коснулся он диалогов, ведь я, естественно, не мог знать, как общались между собой участники этой истории».

Стоит отметить, что пьеса «Ставропольский клад» - художественный дебют Романа Нутрихина. Историк по образованию, он больше склонен к документальному изложению событий. История о кладе есть в его книге «Мистические огни Ставрополья», но рассказана она как достоверный факт. Замечу, что сей факт весьма занимателен, и представляет собой большую историческую ценность. И не только для Ставрополья и России, но и всего мира. 

Конечно, очень хочется прямо сейчас пересказать читателю сюжет, но согласитесь, нет ничего хуже, чем знать финал книги, спектакля или фильма в самом начале. Скажу только, что вряд ли в том далеком 1910 году кто-то мог даже предположить, что найденный клад навсегда свяжет трех незнакомых людей и древний народ. А золото будет иметь самое непосредственное отношение к Ставропольскому государственному историко-культурному и природно-ландшафтному музею-заповеднику имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. И что эти события окажутся оформлены в спектакль, которые в 2022 году ставропольские зрители станут смотреть, затаив дыхание.

А посмотреть в спектакле, действительно, есть что. Помимо почти детективного сюжета, премьерная постановка «Гармонии» - этакая мини-энциклопедия истории края. В ней множество интересных и познавательных фактов. Например, что найденный сарматский клад был самым большим в России, как и гонорар присяжного поверенного Григория Прозрителева. 1500 рублей в то время огромные деньги, и до сих пор неизвестно, было ли такое вознаграждение у кого-либо еще. На эти деньги можно было купить примерно 500 коров, ведь скотина тогда стоила 3 рубля. Или что Императорский Эрмитаж купил золото сарматов за 38 000 рублей, и оно до сих пор хранится в сокровищницах музея. Услышать древнюю легенду о каменных столбах, находящихся близ села Александровское. А еще – как в начале XX века исполнялись законы, оформлялись документы, о чем писали газеты. И посещал ли великий полководец Александр Македонский ставропольские земли.

Но и это еще не все. По всей видимости, автор решил, что зрителю мало интриги, и в финале предлагает каждому провести свое собственное историческое расследование. Тема - какая связь и есть ли она между главным музеем Ставрополья и клубом железнодорожников, построенным на бриллианты тещи Кисы Воробьянинова из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

А как замечательно играют актеры! Заслуженная артистка России Светлана Колганова в роли госпожи Ситак просто бесподобна. Чтобы приложить руку к кладу, она не только всеми доступными, но и весьма сомнительными, способами пыталась доказать, что тоже имеет отношение к золоту. Ее аргументы были настолько абсурдны, что я ждала, что вот-вот господин Прозрителев (Почетный деятель искусств СК Илья Калинин) перефразирует Шурика из комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и в сердцах скажет: «Кoгда вы гoвoрите, госпожа Ситак, впечатление такoе, чтo вы бредите!».

Кстати, роль Прозрителева отлично подошла Илье Калинину. У него получился настолько органичный образ (внешность, речь, манера общения, внутреннее и внешнее достоинство и тд), что если бы актер каким-либо чудесным образом очутился в Ставрополе образца 1910 года, то никто бы не заподозрил, что Илья из будущего. Лично я теперь уверена, что именно так выглядели и вели себя присяжные поверенные, хранители старины и основатели музеев в начале прошлого столетия.

Удалась роль и Александру Кошелевскому. Его крестьянин Алейников – крепкий хозяйственник, не очень грамотный, скорее всего много раз обманутый. Но такая несправедливость мира его давно не удивляет, а главное - не сломила. В благородстве и порядочности он ничем не уступает дворянам, не говоря уже о мелких чиновниках.

Также в спектакле заняты Заслуженный артист РФ Игорь Барташ, Почетный деятель искусств СК Елена Днепровская, артисты Евгений Задорожный и Полина Полковникова. Они исполнили роли горожан – шумных, легковерных, бурно обсуждающих новости, верящих всякой информации и с удовольствием преувеличивающих ее. Одним словом, ничего за сто лет не изменилось.

И конечно нельзя не отметить режиссерскую работу. У Евгения Задорожного стал вырисовываться свой фирменный стиль. Его любимое время – начало прошлого века, постановка – легкая и яркая, с налетом авантюрности. Спектакль смотрится как старый, всеми любимый кинофильм, под музыку тапера.… Кстати, заведующая музыкальной частью Евгения Сафонова нашла ноты, по которым играли таперы в кинотеатрах. А еще весь спектакль пронизан любовью к Ставрополю.

- Наша премьера – подарок театра «Гармония» городу в честь юбилея. В постановке и автор, и пьеса, и актеры, и сюжет, и место действия – все, как говорится, сделано на Старополье, - улыбается художественный руководитель Игорь Барташ. – Весь наш творческий коллектив надеется, что спектакль понравится зрителю, и он надолго «поселится» в нашем репертуаре.

Думаю, можно не сомневаться. Литературный театр за последние несколько лет превратился в отличную творческую площадку, где не только ставят спектакли по произведениям мировых классиков, но и рассказывают биографии русских и забежных литераторов. Интересно и захватывающе. Кстати, в ноябре будет продолжен цикл «Наше все». Зрителям поведают историю жизни Александра Блока, его жены Любови Менделеевой и друга семьи Андрея Белого. Здесь часто звучит живая классическая музыка, а сотрудничество со ставропольской филармонией – это великолепные литературно-музыкальные вечера.

«Сезон открыт. В нашем театре, как обычно, будет много литературы, много музыки и много любви, - говорит Игорь Барташ. - Ждем вас, дорогие зрители, на спектакли. Все, что мы делаем в «Гармонии» - это исключительно для вас».

Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.