Вы здесь

ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ, ОЙ-ОЙ-ОЙ!

«Нагружать все больше нас...» - так и крутится мотив этой детской песенки, когда читаешь о новых инициативах наших чиновников от образования. Как обозначено в майском указе Президента РФ, перед системой общего образования сейчас стоят две большие цели: первая - войти в десятку лучших в мире, вторая - выстроить систему воспитания. Вот и выстраивают - школьную программу каждый год трясет, равно как и нервы родителей и педагогов.

Шахматы и культура

С 1 сентября этого года в школьную программу был введен новый предмет - «культурный норматив». И наш край - в числе пилотных регионов, первыми испытавших на себе нововведение. Пока предмет необязательный и будет ли добавлен в школьную программу - покажет время. Как говорит министр просвещения Ольга Васильева, проект нацелен на воспитание эстетического чувства у школьников. Минкультуры вместе с минпросвещения опубликовали списки литературы, музыкальных и народных произведений, фильмов и даже картин, рекомендованных школьникам для изучения в рамках этого проекта. Он состоит из семи направлений: музыка, архитектура, изобразительное искусство, литература, театр, кинематограф и народное творчество. Экспертная комиссия отобрала лучшие, по ее мнению, произведения культуры. Это сотни позиций - от Глинки, Мусоргского, Чайковского до The Beatles, Nirvana, Цоя и Элвиса Престли, от «Иванова детства» Тарковского до «9-й роты» Бондарчука. А еще в списке есть такие фильмы, как «Кин-дза-дза!», «Москва слезам не верит», «Форрест Гамп», «Крестный отец». Произведения разбиты по группам в зависимости от возраста учеников - 1-4 классы, 5-8 классы и 9-11 классы. Помимо изучения музыки и фильмов, рекомендованы также и посещения музеев, театров и общение с деятелями культуры. Причем школьники, участвующие в проекте, должны вести дневник, где будут отражать свои впечатления после посещения мероприятий или прочтения-просмотра-изучения произведений по предмету.

Однако на прошлой неделе список этот исчез с сайта минкультуры, а сам министр культуры РФ Мединский заявил, что опубликован он был по ошибке и как такого его и не должно было быть. Участие в проекте является добровольным, а произведения должны подбирать сами учителя в каждой конкретной школе.

Ясно, что идея не была до конца проработана, а проект в пилотных регионах уже включили в программу. Сдается нам, что «культурный норматив», как и множество других идей чиновников, просто будет потихоньку «слит». Тем более что основные произведения и русской, и мировой культуры практически всегда были в школьной программе, есть они и сейчас, а вот слушать ли «Нирвану» и Цоя - школьники решат сами, ведь каждому поколению свои герои, а навязыванием списков можно вызвать совершенно другую реакцию вплоть до отторжения.

Второй вызывающий вопросы проект - родной язык и родная литература. Да, с сентября этого года в расписании школьников появились эти предметы. И все бы было понятно, если бы речь шла об отдельных регионах - там, где русский язык не является родным: Бурятия, Чечня, Татарстан... Но предмет-то этот введен для всех регионов! Чем отличается русский язык от родного русского языка?

«В русских школах изучать русский язык как родной? Абсурд. А до этого мы его изучали как иностранный? Учителям очередная бумажная головная боль по разработке программ», - пишут возмущенные комментаторы в Сети. Вполне возможно, что в рамках его будут изучаться произведения региональных писателей, но для этого всегда был факультативный курс «Литературное краеведение» и зачем усложнять программу - непонятно. А скорее всего, часы родного языка будут просто отданы под программу русского, что, признаемся, не так и плохо - как ежегодно показывают результаты ЕГЭ, изучение его оставляет желать лучшего.

Также с 1 сентября увеличилось количество российских школ, в которых учащихся младших классов в обязательном порядке будут учить игре в шахматы. Экспериментальные шахматные проекты в нескольких регионах показали хорошие результаты, и чиновники приняли решение ввести этот предмет во всех школах страны. Как сообщает минпросвещения, программы преподавания и учебники уже разработаны, проходят подготовку педагоги. Бесспорно, шахматы очень полезны - они развивают аналитические способности, логическое мышление, память, учат умению концентрироваться и добиваться победы. Пока, как заявила Ольга Васильева, вопрос «урочки» или «внеурочки» шахмат как предмета регулируют сами школы.

В роли подопытных кроликов?

Бедные наши школьники, они в роли подопытных кроликов - то одну экспериментальную идею пробуют на них, то другую. Говорим о развитии космических технологий, а астрономию из школьной программы убираем. Или вот, например, очень часты жалобы учителей математики, что с исчезновением черчения как предмета дети просто «плавают» в определенных разделах геометрии. Остается признать, что нынешняя школьная программа не до конца сбалансированна, вот и получается, что идут дети к репетиторам.

И конца идеям чиновников не видно. Как говорит госсекретарь министерства просвещения Анжела Кутасевич, в расписании школьников 1-11 классов может появиться предмет под названием «Личное развитие». Ученики получат возможность глубже узнавать самих себя в духовном, интеллектуальном, физическом и социально-эмоциональном плане. Педагоги будут информировать их о том, как правильно самообучаться, заниматься саморазвитием, придерживаться принципов здорового образа жизни, сохранять личную безопасность. Очень, очень интересно было бы ознакомиться с программой - может, и родителям было бы полезно.

А сайт «Педсовет» запустил даже реестр предлагаемых новых школьных предметов. «Некоторые организации, ведомства, чиновники и политики регулярно выступают с инициативами добавить в школьную программу новые предметы или факультативы. Мы решили собирать все идеи в этом Открытом реестре новых предметов школьной программы, добавляя новые по мере их появления», - пишут организаторы этой идеи. И вот что мы там увидели. Одно из последних предложений - от Дарьи Донцовой, «Закон Божий». И это тогда, когда родители бьются, чтобы исключить из программы основы религиозных знаний как предмет, провоцирующий религиозную рознь.

Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков как-то заявил, что в школьную программу целесообразно было бы включить изучение основ церковнославянского языка: «Неплохо было бы в школе изучать, по крайней мере, основы церковнославянского - просто для общего культурного уровня». Он считает, что церковнославянский язык имеет «прекрасную поэтику», которая «очень замечательная, глубокая и заслуживающая того, чтобы ее изучать», и с этим невозможно поспорить, но вот изучать его в школьной программе не представляется возможным. Хотя бы просто потому, что церковнославянский язык не может изучаться отдельно от смежных с ним дисциплин, а это уже все-таки не школьный курс.

Прекрасной поэтикой обладает и дореволюционный речевой этикет, который пару лет назад предлагал изучать в школах депутат В. Сысоев. Правда, непонятно только, где можно будет блеснуть знаниями по этому предмету. Глава ГИБДД РФ М. Черников предлагает ввести в школах автодело, а министерство труда и социальной защиты включило бы в образовательную программу финансовую грамотность, чтобы (внимание!) каждый гражданин смог легко разбираться в вопросах пенсионного страхования. Что это, как не забота о будущем подрастающего поколения, которое с юных лет должно знать, как рассчитывается пенсия?

Известный блюститель нравственности Виталий Милонов предлагает ввести в школах курс гостеприимства, а общественная организация «За безопасность» настаивала на факультативах по безопасному селфи, что, скажем честно, гораздо важнее с точки зрения безопасности детей. Однако в минобрнауки заявили, что школьников надо учить в целом осторожности, а для этого предназначен курс ОБЖ, так что идея обучения безопасному селфи была зарублена, как говорится, на корню.

А как вам предложение Ростеха обучать детей в школе обращению с огнестрельным оружием? Без комментариев, как говорится.

Несколько лет назад член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев предлагал перед последним звонком и выпускным для школьников проводить «уроки трезвости», чтобы предотвратить употребление алкоголя. Такие занятия предполагались в рамках классных часов. Хамзаев отмечал, что в «период «последних звонков» и школьных выпускных резко увеличивается риск употребления алкоголя несовершеннолетними». Правда, некоторые эксперты тогда же выразили опасение, что напоминание об алкоголе, напротив, побудит выпускников выпить. А заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург предположил, что «урок трезвости будет настолько занудным, что со скуки, напротив, захочется выпить. А главный психиатр-нарколог минздрава Евгений Брюн посчитал, что «уроки трезвости» нужны больше родителям.

Еще из необычных предложений в области образования: весной в Общественной палате предложили усилить роль церкви в школе и вузах и ввести в школьную программу обязательный предмет «Большая семья», а педагогов регулярно тестировать по нравственным вопросам на полиграфе. Школе необходимо отказаться от обязательного сексуального просвещения, а вместо этого предлагалось пропагандировать девственность и ранние браки. Согласимся, что данный предмет в случае принятия вызвал бы куда более жаркие споры, чем все то, что было ранее, вместе взятое. Увы, мы не сможем увидеть баталий - инициатива не поддержана.

А знаете, что больше всего нравится нашим школьникам? Идея Института развития Интернета - он предлагает отдельным предметом изучать киберспорт. И поколение, проводящее любую свободную минутку за игорой в Dota или World of Tanks, с радостью поддержит эту инициативу. Да и соревнования по киберспорту - явление уже привычное, так что готовить чемпионов нужно, и лучше делать это, конечно же, в рамках школы.

Марина АПЛЕМАХ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.