Вы здесь

ТАЛАНТ И ЗАБВЕНИЕ АРХИТЕКТОРА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Мы продолжаем нашу рубрику, посвященную юбилею Ставрополя, рассказывающую о малоизвестных фактах его истории. Сегодня мы хотели бы вспомнить о некоторых памятниках архитектуры краевого центра и, конечно же, о самом известном архитекторе, создававшем кропотливым трудом непревзойденный вид старого города, Григории Павловиче Кускове. Он был автором проектов самых красивых зданий губернского центра, ставших шедеврами городской архитектуры. А рассказать о них нам поможет ставропольский краевед, ученый Герман Беликов, изучающий родной край уже много десятилетий.

- Герман Алексеевич, а правда говорят, что «главный архитектор» Ставрополя Григорий Кусков не был выходцем из привилегированного сословия и своего высокого положения добился исключительно собственными усилиями? Ведь советская пропаганда долгое время доказывала нам как раз то, что подобное было невозможно в царской России.

- Действительно, именно так и считалось долгие годы. Но это было очередным вымыслом большевиков. И вот вам яркий пример. Григорий Павлович родился 10 января 1871 года в станице Новошерстобитовой Темрюкского отдела Кубанской области. После окончания в 1889 году кубанского реального училища в Екатеринодаре, как лучший ученик, получил право учиться в Петербуржском институте гражданской инженерии.

- А как Григорий Павлович попал в наши края?

- Молодой специалист окончил институт в 1894 году с золотой медалью имени профессора Беспалова «За приложение строительной механики к строительному искусству» и диплом гражданского инженера, получив направление в Ставрополь, где уже скоро получает должность губернского инженера. И сразу начинает строить по всей округе мельницы, мосты, дороги, водопроводы и многие другие объекты.

- А почему Кускова часто называют «церковным архитектором»?

- Как сообщают нам архивные источники, Григорий Павлович большую часть своей творческой жизни посвятил храмовому строительству. Всего по Ставропольской губернии он возвел более сорока православных церквей и соборов. Не остался в стороне и сам Град Креста. Здесь, на месте старой деревянной церкви Святого Андрея Первозванного, архитектором возводится новый красавец-храм на 1500 молящихся. Его внешний и внутренний облик вобрал в себя черты лучшего церковного зодчества. Фасад здания, разделенный карнизами на три яруса, украшали полукруглые окна с декоративными коваными решетками и арочными наличниками. Над тамбуром возвышались каменные главки. Восьмигранный барабан храма с большими полукруглыми окнами венчался куполом из штампованных железных пластин, увенчанным вызолоченным крестом на удлиненной луковице, который как бы парил в голубизне неба.

Внутренние своды храма опирались на двенадцать колонн, декорированных пилястрами с вазами и капителями. На хоры, огражденные точеными балясинами тонкого рисунка, вели узорчатые чугунные ступени винтовой лестницы. Между приделами в честь Святой иконы Казанской Божьей Матери и Святого Николая Чудотворца располагался центральный престол с кипарисовым, полностью вызолоченным трехъярусным иконостасом, вмещавшим более пятидесяти икон. В росписи храма, отличавшейся необыкновенной одухотворенностью, участвовал осетинский поэт и художник Коста Хетагуров. Новое архиерейское подворье с новым зданием архиерейского дома, воздвигнутого к 900 летию крещения Руси, стало главным христианским очагом огромной Ставропольской епархии. Стоимость работ, кстати, тогда оценивалась в 175 тысяч серебряных рублей.

- Только ли православные храмы строил архитектор?

- Не только. Украшением бывшей Гимназической улицы, а ныне Морозова, была и остается бывшая мусульманская мечеть, будто пришедшая к нам из сказки «Тысяча и одна ночь». На средства города и общества в 1913 году архитектор Г. Кусков составил расчеты и эскизы как наружной, так и внутренней отделки мечети. Но если само сказочное здание он сумел возвести, то в связи с началом Первой мировой войны, внутренние работы, в том числе и роспись с изображением птиц и текстами из Корана на арабском языке, так и остались незаконченными.

- Какие еще памятники архитектуры - детища Григория Кускова - украшают центр краевой столицы?

На этой же улице, выше мусульманской мечети, стоит еще один двухэтажный каменный дом, некогда общежитие ставропольской духовной семинарии, построенный Г. Кусковым в 1906 году. Возведенное из штучного обработанного камня-известняка, в классическом стиле, с затейливой кованой оградой, просторными и светлыми комнатами и залами, небольшой домовой церковью здание стало одним из эталонов архитектурного зодчества Ставрополя.

- А что располагалось там после революции?

- В советские годы здание заняли штабисты Красной Армии. В 1927 году здесь обосновался штаб кавалерийской дивизии Ф. Блинова, принимавшей активное участие в подавлении «кулацких бунтов» во время массовой коллективизации. Кстати, в 1932 году был поднят вопрос о переименовании Ставрополя в Блиновск. Но, как известно, нашли более «достойную» кандидатуру - маршала Ворошилова. Радует тот факт, что на сегодняшний день это здание вновь передано в юрисдикцию епархии.

- Вроде как и здание нынешней городской администрации пополняет коллекцию шедевров Кускова...

- Да. Это бывший Дом губернатора. В начале 20 столетия Григорий Павлович закончил его проектирование. Дом этот стал очередной архитектурной жемчужиной в градостроительном ожерелье Ставрополя. Рисунок фасада из белого кремнистого ракушечника на красном кирпичном фоне, украшенный объемным оконным сандриком, полуколоннами портика, балконом, поддерживаемым четырьмя кариатидами - скульптурными изображениями женщин в древнегреческих хитонах, с кольчужными башенками крыши из покрытых зеленой эмалью пластин притягивали взор.

Внутренняя художественная роспись стен и сводчатых арок, великолепная лепнина, расписанная лучшими альфрейщиками города, мебель из черного и красного дерева, как и прекрасного рисунка паркет, хрустальные люстры, бра, зеркала, тяжелые ковровые дорожки - все это подчеркивало значимость дома в жизни Ставрополя и всей губернии.

К этому можно добавить, что в усадьбе дома был разбит прекрасный фруктовый сад с большим водоемом родниковой воды. Дело в том, что по линии сегодняшнего проспекта Октябрьской революции идет разлом огромной известняковой водоносной плиты, из-под которой выбивались многочисленные источники, питающие тут же старую Воронцовскую рощу, как и Желобовскую и Мутнянскую долины...

- В отличие от мечети, Дом губернатора успел послужить первым лицам Ставрополья?

- Конечно. Освящение Дома губернатора архиепископом Агафадором произошло в 1902 году. Тогда же порог нового дома переступил Ставропольский губернатор Н.Е. Никифораки. В советское время здание надолго заняли партийные органы. С предоставлением Ворошиловску прав центра созданного Орджоникидзевского края, здание надстроили еще одним этажом.

В период временной оккупации города немецкими войсками в здании разместились многочисленные штабы войск вермахта, где бывал и генерал-фельдмаршал Вильгельм Лист, возглавлявший группу армий «А». При отступлении немцы взорвали здание, но стены выстояли, хотя внутри были полностью разрушены старая лестница и многие комнаты. Пострадали и три кариатиды из четырех.

- То есть Григорий Павлович брался только за значительные, масштабные объекты?

- Нет. К примеру, Кусков становился автором и простых зданий, предназначенных для проживания одной семьи. Однажды построил дом и для своего приятеля. Это Дом Торбиных на бывшей Барятинской улице. Сегодня она носит название Комсомольская. Сам Адриан Григорьевич Торбин был строительным подрядчиком проектируемых Кусковым зданий, в том числе его будущего дома, возведенного в 1904 году. Фасад здания, в какой-то мере повторяющего рисунок дома губернатора, украсил балкон с литой решеткой, отделанный стилизованными растениями, животными и инициалами хозяина дома, сохранившимися до наших дней. Здание украсили и две кариатиды, чуть ли не копии тех, что поддерживали балкон Дома губернатора. На тот момент им являлся Б.М. Янушевич, подавший на Торбина в суд. Не стерпел Бронислав Мечиславович того, что кто-то будет проживать практически в таком же доме, как и сам он - генерал-губернатор. Но кариатиды уцелели и были разрушены лишь в советское время.

- Прям-таки сказочное поместье получилось по тем временам...

- Современников поражала богатством и внутренняя отделка здания. В первую очередь, это половина первого этажа, устланная метлахской плиткой. На второй этаж вела чугунная литая с узорами и рифленой поверхностью лестница, которая сохранилась и сегодня. Гостиный зал был декорирован лепными филенками с растительным орнаментом. Все прочие комнаты также украшали лепные, расписанные красками потолочные украшения и хрустальные люстры. Паркетные полы, изразцовые печи с лепными, барочного типа рисунками, прекрасная домашняя обстановка - все говорило о достатке семьи.

С установлением советской власти семья Торбиных была изгнана из своего дома, где обосновался райком комсомола, а затем и краевое управление связи. После Великой Отечественной войны здесь расположился краевой комитет радиовещания. Сегодня дом Торбиных занимают службы радиокомитета и электросвязи.

- Ну, с жилыми домами и с храмами мы разобрались, а как насчет заводов, фабрик, объектов культурного предназначения?

- Кусков возводил и промышленные здания. Как, например, знаменитую мельницу А. Гулиева на южной стороне бывшей Ярмарочной площади, рядом с железнодорожным вокзалом. Это и двухэтажное здание Земледельческого управления на Нижне-Подгорненской улице, сегодня именуемой в честь Победы.

А вместе с инженерами У. Лохановым и А. Борисовым Кусков проектирует торгово-зрелищное здание «Пассаж». Его два этажа сдавали в аренду местным и заезжим купцам под торговые магазины. Помимо этого, здесь были и «затеи». Это помещения под театр на 600 мест, под кинотеатр «Модерн» на 200 мест, а также подвальное помещение, в котором вскоре разместился ресторан «Гном», где проходили шумные банкеты. Внутренний двор с чугунной прогулочной галереей предполагали использовать под зимний сад.

«Пассаж» стал самым посещаемым центром торговли и отдыха в городе. Об этом заведении рассказывал в своей пьесе «Торговый дом», которая шла в лучших театрах Москвы и Петербурга, а позже и на театральных подмостках многих городов России, а затем и Европы, наш выдающийся земляк, драматург Илья Дмитриевич Сургучев.

В советское время в театре «Пассажа», переименованным в театр имени В.И. Ленина, наряду со старыми постановками шли новые: «Любовь Яровая» К. Тренева, «Огненный мост» Б. Ромашова и другие. Здесь начинали свою театральную деятельность, в дальнейшем заслуженные артисты РСФСР Е. Писарев и М. Никольский.

В 20-е годы в кинотеатре «Модерн» продолжался показ немых фильмов. Восточное крыло здания, где некогда находились купеческие магазины, было превращено в складское помещение и конторы торговых служб. В 30-е годы был составлен проект превращения всего здания «Пассажа» в Центр советской культуры. Правда, он так и остался на бумаге. В январе 1943 года гитлеровцы взорвали часть фасада здания, которая, к сожалению, так и не была восстановлена в прежнем виде. Сегодня в «Пассаже» располагаются торговые павильоны, магазинчики и городская филармония.

- То есть архитектор, надо полагать, нашел заслуженное признание в нашем регионе у властей и простых жителей?

- Отчасти. Вот в 1914 году статский советник Григорий Павлович Кусков Высочайшим повелением был награжден светло-бронзовой медалью «В память 300-летия царствования Романовых». То есть признание и правда было. Но, в полной мере, лишь до революции.

В первые же годы советской власти Г. Кускова как «церковного строителя» со всей семьей вышвырнули из дома, и он вынужден был поселиться в двух маленьких комнатушках старенького флигеля своей усадьбы. Несмотря на то, что в годы советской власти Григорий Павлович работал на руководящих должностях в строительном отделе Ставропольского Совета народного хозяйства и губисполкома, читал лекции на Красных архитектурно-дорожных курсах «десятников» и в Ставропольском институте сельского хозяйства и мелиорации, ему не только не позволили возвести хотя бы одно строение в городе или крае, но и не разрешили вернуться в свой дом.

В начале 20 века Григорий Павлович много занимался ремонтом и восстановлением домов, расположенных на главном проспекте города - Николаевском, сегодня это проспект К. Маркса. Благодаря профессионализму, таланту архитектора были спасены от разрушения, а в отдельных случаях и от сноса здания, занесенные сегодня в список памятников архитектуры и искусства. Благодаря ему многие творения зодчих 19 века не канули в Лету, стоят уже более сотни лет и будут еще долго радовать сердца потомков.

- Но хоть под репрессии не попал архитектор...

- Да, но скончался в полной безызвестности в 1937 году. А могила его надолго затерялась на старом Успенском кладбище. И лишь не так давно она все же была найдена. На ушедшей в землю надгробной плите была лишь незамысловатая эпитафия: «Инженер Григорий Павлович Кусков, скончался 9.7.1937 г.».

- Осталось ли что-либо из личных вещей Григория Павловича, его документов?

- К сожалению, в очень скромном количестве. Дочери Кускова, а затем и его внучка Натэлла Захаровна сумели сохранить многое из рабочего кабинета нашего выдающегося земляка, а также вещи из гостиной, в том числе и старый рояль. Все это необходимо было бы вернуть в дом Григория Кускова и открыть в нем музей памяти всех архитекторов старого Ставрополя, коих город насчитывает не меньше восьмидесяти человек. Но пока это только в мечтах краеведов. Лично я уже начал готовить книгу о ставропольских архитекторах.

Андрей СОБОЛЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4 (4 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
8 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.