Вы здесь

С УК - ПОТРЕБУЮТ, ЛИВНЕВКИ - ПОЧИСТЯТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

О необходимости наведения порядка на рынке управления многоквартирными домами, развитии системы ливневой канализации, контроле за применением тарифов на коммунальные услуги и мусорной реформе шла речь на очередном заседании общественного совета по вопросам ЖКХ при губернаторе Ставропольского края.

«Все вопросы повестки дня - серьезные и актуальные, потому что касаются широких масс населения. К примеру, с 1 июля грядет очередное повышение тарифов на коммунальные услуги. Понятно, что индекс изменения размера вносимой гражданами платы не должен превысить 3,7 процента, но в то же время мы должны постоянно мониторить ситуацию, чтобы не допустить факты превышения установленной нормы. Или по поводу ливневой канализации. Насколько острая это проблема, продемонстрировало недавнее наводнение, в результате которого пострадали жители сразу нескольких районов. Был выявлен целый пласт направлений, в которых срочно необходимо начинать работать, чтобы не допустить повторения таких ЧП. Так что все эти серьезные моменты мы сегодня должны отработать», - нацелил членов совета и представителей профильных ведомств первый зампред краевого правительства Иван Ковалев.

С УК будут требовать

То, что на рынке управления многоквартирными домами в крае сложилась довольно сложная ситуация, известно всем. Об основных проблемах, с которыми сталкиваются собственники, рассказала руководитель регионального центра «ЖКХ-Контроль» Алла Седых. Она отметила, несмотря на то, что вопросы взаимоотношений собственников и управляющих компаний прописаны законодательно, на практике найти взаимопонимание с организацией, осуществляющей управление МКД, жителям сложно. Подтверждает это и то, что более 50 процентов обращений, поступающих на горячую линию «ЖКХ-контроль», касаются неудовлетворительной работы управляющих компаний. К примеру, масса вопросов поступает по поводу того, что УК не выполняет обязательства, взятые на себя, при заключении договоров. Особенно это касается текущего ремонта многоквартирных домов.

«Перед заключением договора управления УК предоставляет собственникам помещений для обсуждения его проект, в котором согласовывает права и обязанности сторон, перечень и периодичность предлагаемых услуг. Также оговаривается цена договора. В начале договорных отношений она обычно невысокая, а объем предлагаемых услуг и предложения по текущему ремонту привлекательны для собственников. Однако впоследствии цена начинает повышаться, потому что оказывается, что содержать дом за те деньги, что прописаны в договоре, нереально», - отметила она.

Большое количество жалоб на работу УК, поступающих в ЖКХ-контроль, ‑ до 80 процентов ‑ касается начислений по коммунальным платежам в течение года и информации, которая содержится в годовых отчетах. Иногда компании предоставляют особо требовательным собственникам до 5-6 годовых отчетов, в которых указаны разные стоимости оказанных услуг по одному и тому же МКД за один и тот же период, но в то же время ни один отчет не соответствует действительности. Часто отчеты исполняются в виде гранд-сметы вместо понятной всем калькуляции.

А еще есть случаи, когда по вине управляющих компаний «растворяются» деньги, предназначенные для оплаты потребленных домом коммунальных ресурсов. Добиться правды, даже с привлечением правоохранительных органов и суда, бывает очень непросто, рассказали члены совета.

При всем при этом сегодня в крае, как отметил начальник управления СК по строительному и жилищному надзору Валерий Савченко, действуют 274 лицензированные управляющие компании.

На вопрос, сколько из них работают без нареканий, он ответил, что всего около 20 процентов. Определенным образом на ситуацию повлияло достаточно серьезное увеличение штрафов для тех, кто не исполняет своевременно предписания ведомства. То есть процент исполнения предписаний по сравнению с предыдущими годами увеличился на четверть. Только вот разве норма - то, что работа ведется из-под палки?

Что касается вопроса аннулирования лицензий, то, к сожалению, в действующем законодательстве прописана достаточно сложная и практически нереализуемая схема. И лишить управляющую организацию лицензии за неудовлетворительную работу проблематично. Таких случаев на Ставрополье пока зафиксировано не было.

Поэтому по поручению губернатора управление выступило с предложением упростить процедуру лишения лицензии. Разработанный законопроект был направлен Думой края в Совет законодателей РФ. В принципе, там его поддержали, но отметили, что он требует доработки с учетом поступивших к нему замечаний. Так что в ближайшее время доработанный документ будет направлен в Совет законодателей РФ повторно.

Кроме того, есть надежда, что на ситуацию повлияют и стандарты качества обслуживания для управляющих компаний, которые разрабатывает минстрой России. Если документ утвердят, сотрудники УК будут обязаны локализовывать аварии в течение получаса, а пробивать засоры за два часа. Также каждая УК должна будет создать круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу и вести прием посетителей по удобному графику, в том числе и в выходные. И не в каких-нибудь подвальчиках, а в современных офисных помещениях. Обязанность соблюдать эти стандарты станет лицензионным требованием.

Пока же, пожалуй, самым действенным средством борьбы с нерадивыми «управленцами» остается смена управляющей компании. В последнее время, как было сказано, собственники достаточно активно принимают решения о смене УК.

Чтобы помочь жителям объективно оценить игроков рынка управления МКД, министерством ЖКХ края совместно с управлением по стройжилнадзору регулярно составляется потребительский рейтинг управляющих компаний. УК получают места в итоговой таблице на основании отзывов потребителей их услуг. Рейтинг размещается на сайте министерства ЖКХ СК. Например, в прошлом году свои оценки получили УК Пятигорска и Железноводска, а в этом году проводится мониторинг работы управляющих компаний краевого центра.

«Мы должны использовать все инструменты защиты прав жителей от действий недобросовестных управляющих компаний. Если этих инструментов недостаточно, необходимо выходить с предложениями на федеральный уровень, ‑ прокомментировал ситуацию Иван Ковалев.

И предложил в ближайшее время собрать за круглым столом представителей всех заинтересованных органов власти, общественных организаций и правоохранительных органов с тем, чтобы выработать алгоритм, который позволит жителям «многоквартирок» контролировать, на что управляющая компания расходует их деньги.

«Пока управляющие компании не начнут нести административную ответственность за некачественную работу, и уголовную - за правонарушения, то есть пока они не начнут держать ответ за свои действия, ситуацию изменить не удастся», - отметил первый зампред краевого правительства.

Кроме того, членами общественного совета было предложено провести разъяснительную работу с теми, кто осуществляет управление МКД, чтобы еще раз донести до них необходимость размещения информации о перечне, периодичности и графике выполнения работ, оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества на информационных стендах в подъездах домов, в здании управляющей организации, а также на официальном сайте организации. И предложить УК включать в договор управления пункт о предоставлении промежуточного (полугодового отчета) совету многоквартирного дома для координации действий до конца отчетного периода.

«Дождевым рекам» - нужное русло

Интенсивная застройка городов Ставрополья, в особенности краевого центра, ‑ это большая нагрузка на ливневки, которые обеспечивают водоотведение с благоустроенных территорий. Чтобы избежать подтопления домовладений, разрушения дорожного полотна проезжей части и тротуаров, администрациями населенных пунктов края проводится целый комплекс мероприятий. Однако в связи с отсутствием достаточных средств в бюджетах муниципальных образований, полностью решить проблему «дождевых рек» не удается.

Вопросов больше, чем ответов

Последним вопросом повестки дня стало обсуждение мусорной реформы. Докладчиком по этому вопросу был заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства края Богдан Забелин. Он доложил, что на Ставрополье выполнен значительный объем работы по реализации положений федерального закона «Об отходах производства и потребления» и подготовке нормативных правовых актов для перехода края на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Утверждена территориальная схема обращения с отходами, принят ряд необходимых нормативных актов, разрабатывается порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного) на территории края, правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Выбран первый региональный оператор. Еще одного предстоит определить.

Но в то же время очень много вопросов, которые остаются нерешенными. Работа в новых условиях может повлечь увеличение размера оплаты населения за вывоз мусора, что обусловлено необходимостью внесения с прошлого года платы за негативное воздействие на окружающую среду операторами по размещению ТКО. Также в настоящее время большинство операторов по обращению с ТКО использует упрощенную систему налогообложения, а с началом деятельности региональных операторов на их услуги будет дополнительно начисляться и НДС.

«Нужно сделать все возможное, чтоб сдержать тариф по обращению с ТКО на существующем уровне», - отметили на заседании.

Пристального внимания требуют вопросы рационального расположения и использования объектов по обращению с ТКО. В то же время нельзя допустить появления новых санкционированных и несанкционированных свалок. Открытым остается вопрос с уже существующими свалками. Некоторые моменты требуют законодательной доработки на федеральном и региональном уровнях. Так, отсутствуют принятые на федеральном уровне нормативные акты, регламентирующие порядок обращения с отходами, образующимися у населения и не относящимися к твердым коммунальным - строительный мусор, то, что остается в результате разведения и содержания животных, батарейки, ртутьсодержащие лампы и так далее.

«Куда мы спешим, если все эти вопросы остаются открытыми. По-хорошему в крае нужно создать комиссию из специалистов, экспертов, которые работают в этой отрасли, чтобы они еще раз изучили эти вопросы. Не подготовленными в очередную реформу бросаться нельзя», - говорили выступавшие на заседании.

Предложение это было принято. Да это и понятно, вопрос о реализации положений федерального закона «Об отходах производства и потребления» - серьезнейший. Понятно всем - поиски решения проблемы займут ни день, ни год, а намного больше. Ведь, по сути, в стране должна быть выстроена система переработки мусора, которой в России пока нет. Но то, что выстраивать ее нужно - это однозначно.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.