Вы здесь

СТИХИ НЕ СПАСУТ - ВЕРНИТЕ НВП

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В российские школы необходимо вернуть начальную военную подготовку (НВП). Такое мнение высказал председатель комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по обороне и безопасности Виктор Бондарев на встрече с министром просвещения Ольгой Васильевой.

Сенатор (он, к слову, является Героем России, участником двух чеченских войн, летчиком высшей квалификации) пояснил, что «пацифист не будет никогда защищать родину». И отметил, что «стихотворениями или кисточкой ее никто никогда не защищал и не защитит». И возвращать НВП в школы нужно именно сейчас, поскольку даже срок службы в армии сегодня составляет всего один год. «Ребенок боится автомата, он не знает, что такое граната и как ее кидать. Ну, разве это нормальное явление?» - отмечает он.

Министр образования РФ Ольга Васильева, в свою очередь, отметила, что достаточно будет ввести «определенные разделы» в рамках предмета ОБЖ для старшеклассников. И предложила подготовить идеи по этому вопросу совместно с комитетом по обороне и безопасности Совфеда, который возглавляет Бондарев.

Нужно отметить, что вопрос о возвращении в школы курса начальной военной подготовки поднимается уже не в первый раз. Напомним, во времена существования СССР этот предмет преподавали во всех школах, техникумах и профессионально-технических училищах. В школах он вводился с 9 класса. Обучению подлежали как юноши, так и девушки. Преподаватели по возможности набирались из числа офицеров запаса. Официально за ними закрепилось название военный руководитель, или попросту военрук. В среднем в неделю полагалось два урока НВП. Для изучения предмета образовательные заведения обеспечивались учебным оружием (АК, малокалиберными и пневматическими винтовками, муляжами ручных гранат), средствами индивидуальной защиты (противогазами, респираторами, ОЗК) и так далее. Сам курс включал как теоритическую подготовку молодежи, так и практические занятия - строевую, тактическую подготовки. После того как обучение завершалось, учеников 10 класса (только юношей) вывозили на недельные сборы в воинские части. Там они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, занимались строевой, огневой и физической подготовкой.

Вместе с тем дополнительную подготовку перед призывом на военную службу желающие могли пройти в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). К примеру, это могло быть обучение на курсах по вождению грузовых автомобилей, гусеничной техники, прыжкам с парашютом, управлению спортивными самолетами, спортивной радиопеленгации, многое другое. Фактически ДОСААФ занимался подготовкой ребят, собирающихся поступать на обучение в высшие военные училища.

Сейчас НВП в российских школах не преподается, частично ее заменил предмет ОБЖ. Хотя в ряде стран бывшего СССР, например, Казахстане, Киргизии, этот предмет по-прежнему является частью школьной программы. Вместе с тем, допризывная подготовка имеется и в некоторых других странах. Одно из таких государств - Израиль. Проходят ее, начиная с 13 лет, в юношеской военизированной организации ГАДНА. Координируют эту работу кадровые офицеры в контакте с министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. Там они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке. По окончании сборов каждый старшеклассник на аттестации получает заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учетной специальности. Также в системе имеется авиационная и военно-морская секции.

Еще одна страна, где есть допризывная подготовка - Великобритания. Представлена она добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей, а также кадетскими подразделениями. В них принимают юношей и девушек в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. Первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учетной специальности. Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских - формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках.

Но вернемся к нашей стране и очередной инициативе о необходимости возродить НВП в России, которую, как это водится, у нас не обсуждает только ленивый.

Многие наши сограждане встретили ее в штыки.

«НВП - это было очень смешно. Самая пустая и бессмысленная трата школьного времени, которую только можно было себе представить (ну после пионерских собраний и маршировок по плацу в рамках подготовки к очередному дурацкому смотру чего-то там). И вот это они хотят вернуть в школы», - говорит екатеринбургский политолог Федор Крашенинников.

«У нас была НВП. Военрук понимал, что это полнейшая дичь, поэтому позволял заниматься своими делами. А кому было интересно - те разбирали автоматы и учились надевать противогазы», - пишет екатеринбуржец Андрей Уральский.

«Я учился в советской школе и, разумеется, разбирал и собирал автомат (без всяких вопросников) на время. Нужно было уложиться вроде в 45 секунд и соблюсти последовательность разборки. Потом, когда меня забрали в армию после первого курса вуза (тогда всех подряд забирали), реально стрелять из автомата на стрельбище пришлось раза два за два года. Остальное время мы ходили сутками в караулы и охраняли всякие склады», - пишет еще один пользователь Иван Петров.

Вспоминают противники идеи и о перегруженности школьной программы, мол, не нужно ее и дальше усложнять. Многие полагают, что НВП - вообще не место в школе, да и неактуальна она в наши дни.

«Мы живем в мире, где каждый месяц происходят какие-то теракты или расстрелы из-за национальной, религиозной и другой нетерпимости. Зачем этому обучать еще и в школе? От бандитов и террористов умение обращаться с оружием все равно не защитит - в обычной жизни никто автомат с собой не носит. Лучше приучать детей решать конфликты (в том числе и международные) мирным путем», - пишет пользователь Юлия Комарова.

Согласна с ней и Маргарита Филькова: «Современные войны - информационные, хакерские. Лучше ребят учить поведению в критических ситуациях, терактах, самообороне и всяческим приемам защиты, а не маршировать. Надо мальчишек учить не воевать, а нести ответственность за свою и чужую жизнь, учить защищать, а не убивать».

«Если произойдет военный конфликт в настоящее время, то умение кидать гранату, думаю, не понадобится. В ход пойдет оружие помощнее, чем автомат», - рассуждает Светлана из Нижнего Тагила.

Но в то же время немало голосов звучит и в пользу возобновления преподавания НВП.

«Пусть дети знают чуть больше, чем положено по школьным учебникам! Ничего плохого в этом нет!» - полагает Марина из Перми.

«В какой-то мере согласен с инициативой. Думаю, пора прекращать инфантилизацию пацанов, которые уже больше стали похожи на девчонок. Взрослея, они должны стать реальными защитниками своих семей на все случаи жизни, а не героями в виртуальных «стрелялках» с «повернутой» психикой. Мальчишка должен стать Мужчиной. Я сейчас не про гендерные различия. Имея начальную военную подготовку, им легче будет и в армии», - вступает в дискуссию Владимир Владимирович из Челябинска.

«А почему бы и нет! Как минимум бы уроки самообороны. А еще дело в дисциплине. И такие уроки в школах важны для нынешнего поколения. Дети растут сейчас совсем другими, более разбалованными, очень многое доступно. В играх сидят целыми днями. И стреляют, и оборону держат по ночам», - вступает в дисскуссию Наталья из Братска.

«И еще нужно преподать азы оказания первой медицинской помощи. Я за свою жизнь спасла двух утопающих и помощь оказывала в 14-16 лет. Мальчишка шести лет не дышал, мы его трепали - оказывали искусственное дыхание, пока у него вода из легких не вышла. А у племянницы ребенок в ванне утонул из-за того, что она не умела оказывать первую помощь утопающему», - считает Любовь из Самары.

Немало комментариев касается того, нужна ли начальная военная подготовка девочкам. Кто-то дает на этот вопрос утвердительный ответ, другие - отрицательный.

«Ничего страшного, если девочки узнают, что такое «воздушка», а потом и ТОЗ. В жизни может пригодиться», - говорят первые.

«Неужели и девочки? Если моя внучка все свое послешкольное время отдает спортивным занятиям по тхэквондо и пулевой стрельбе, то ее соседка по парте думает исключительно о мальчиках, как бы ей после школы поскорее замуж удачно выйти да и нарожать детишек для России. Ей-то зачем «воздушка»?» - возражают вторые.

В целом вопросы пользователями задаются правильные. И подход к ребятам и девчатам при преподавании НВП, если она все-таки вернется в школу, должен быть индивидуальным - всех под одну гребенку ровнять нельзя. Вернется ли или дальше разговоров дело не пойдет - вот в чем вопрос.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.