Вы здесь

Свадьба расстроилась, зато бенефис удался!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Ставропольском академическом театре драмы им. М. Ю. Лермонтова премьерой отметили 50-летний юбилей заслуженного артиста России Игоря Барташа. Спектакль по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» прошел с большим успехом. Еще одна главная роль вписана в творческую биографию актера Барташа и в историю ставропольской драмы, которой Игорь Валентинович верой и правдой служит почти три десятка лет.
Деловой подход
«Свадьба Кречинского» в постановке заслуженного деятеля искусств РФ, режиссера Валентина Бирюкова стала настоящим подарком не только для юбиляра, но и для зрителей. Ведь спектакль наполнен оригинальным режиссерским воплощением классической пьесы и замечательными актерскими работами. Особенно, конечно, хочется отметить великолепное исполнение главной роли Игорем Барташом. Исполняя роль Кречинского, он смог показать все грани своего таланта – комика и трагика, умение органично двигаться по сцене и играть только мимикой, петь и танцевать – сюжет позволил развернуться по полной программе.
..Дочка богатого помещика Лидия Муромская влюбляется в Михаила Кречинского. Да и как в такого можно не влюбиться? Красавец-мужчина, обходительный, богатый, щедрый, мастерски пускающий пыль в глаза. Михаил Васильевич отлично знает, что фарт – непредсказуемый джентльмен, а фортуна – капризная леди, но чем выше ставки, тем больше азарт и желание победить/получить желаемое. Особенно когда дело касается денег. Или молодых, прехорошеньких барышень, но при условии, что дополнение к юности и красоте будут деньги, деньги и еще раз деньги.
Кречинский очаровывает не только Лидию, но и ее тетку Анну Антоновну, мечтающую о насыщенной светской жизни. И даже отец девушки Петр Константинович Муромский – пожилой, бывалый человек, изначально испытывающий неприязнь к Кречинскому, поддается на обаяние жениха, увещевания родных и желания видеть свою дочь счастливой.
Кстати, в паутину обаяния Кречинского попадает не только семья Муромских, но и зрители: «Как? Разве этот приятный, хоть и не без греха человек, может оказаться мерзавцем и подлецом?»
Оказывается, может. Профессиональный карточный игрок, ради денег готов на любой обман и подлость. Загнанный в угол и доведенный до полного отчаяния безвыходностью сложившейся ситуации, Кречинский придумывает дьявольский в своей хитроумности план, а затем, играючи и смеясь, с легкостью ломает людские судьбы…
Дальше рассказывать историю промотавшегося дворянина, затеявшего авантюру, не буду. Добавлю только, что вся эта история не закончится «хэппи-эндом», но станет всем своеобразным уроком. Каким? Каждый решит для себя сам.
В игре заслуженного артиста РФ России Игоря Барташа нет ничего случайного, все очень органично. Любой жест или выражение лица работает на образ персонажа – обаятельного и харизматичного карточного шулера Михаила Васильевича Кречинского. В многогранном воплощении актера главный герой не только отъявленный негодяй, но и запутавшийся в лабиринтах событий, соблазнов и ситуаций человек.
«Герой Кречинского – живой – и это очень важно! – живой человек. Со своими страстями, со своими взлетами и падениями. И он очень разный. Я старался показать, что мой герой не только мерзавец и шулер, но и человек, у которого почему-то так сложилась жизнь. Он же не родился игроком, плутом и негодяем. А потом неизвестно как и каким образом мы поведем себя в сложной жизненной ситуации», – говорит Игорь.
Образ Кречинского, сыгранный Барташом, органично собирает все остальные персонажи, будь они комичными, ироничными или саркастичными, в единое захватывающее действо.
В образе Лидочки предстает талантливая молодая актриса Дарья Сафонова, в творческом багаже которой немало разноплановых ролей. Очаровательная, женственная, трогательная героиня беззаветно и безрассудно влюбляется в авантюриста и за пеленой своих чувств не хочет замечать очевидных вещей. Не зря говорят: «Любовь слепа».
Яркие колоритные роли отца и тетки Лидии прекрасно воплощают заслуженные артисты России Борис Щербаков и Светлана Колганова. И отец, и заменившая Лидочке мать тетка, безусловно, желают девушке только добра и совсем не хотят, чтобы она стала игрушкой в чьих-то коварных махинациях.
Роль приживальщика в доме Кречинского во всей палитре чувств замечательно играет почетный деятель искусств СК Владимир Лепа. У актера отлично получился очень неприятный персонаж, без стыда и совести. И если Кречинский еще ловко балансирует на грани закона и преступления, то Расплюев, судя по всему, давно перешагнул эту черту.
В роли неудавшегося соперника Кречинского Нелькина – артист Евгений Задорожный. Женя замечательно сыграл надежного, честного, благородного, порядочного человека и хорошего парня, но без искры и огня, легкости и импозантности, которые так манят прекрасных леди.
Спектакль богат не только блестящей игрой актеров, исполняющих главные роли, но и детальной работой над ролями второго плана. Почетные деятели искусств СК Илья Калинин, Владимир Петренко, Георгий Серебрянский, актеры Михаил Подзолко и Александр Сухарев – их образы получились яркими и цельными.
«Спасибо театру, режиссеру и моим коллегам за такой замечательный подарок к моему юбилею, – говорит Игорь Барташ. – Надеюсь, что «Свадьбу Кречинского» ждет долгая театральная жизнь. Приходите, дорогие зрители. Ведь пока вы в зале, я – артист».
Театр с ним всегда
Мы знакомы с Игорем много лет. Естественно, что за все эти годы я не раз писала материалы к его юбилеям – личным и творческим. Сегодня предлагаю вспомнить, что артист говорил в предыдущие годы о себе, театре, ролях, жизни. Итак, цитаты из статей «В театре невозможно работать, не любя его» (2013 год), «Любовь к театру – это навсегда» (2019) и «Театр всегда со мной» (2021). Все они были опубликованы в газете «Ставропольские ведомости», а сейчас их можно найти на сайте редакции.
«Сейчас, оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что театр был со мной с самого детства. Моя мама мечтала быть актрисой. Но ей, как и многим детям, рожденным сразу после войны, не удалось воплотить свои мечты в жизнь…  На летних каникулах вместе с соседскими ребятами мы постоянно устраивали спектакли для родителей, причем пьесы придумывали сами. Во дворе натягивали простынь, расставляли стулья, и вечерами взрослые приходили на наши представления».
«После окончания института я решил вернуться в Ставрополь. Во-первых, родной мой город. Во-вторых, художественным руководителем нашего театра в то время был Алексей Александрович Малышев. Декан моего факультета, узнав об этом, сказал: «Если ты попадешь к Малышеву, то станешь настоящим артистом». 
«Для меня очень важно быть искренним со зрителем. Я всегда пытаюсь сделать так, чтобы каждый почувствовал мою боль или мою радость, чтобы дрогнуло сердце, если я читаю трагический монолог. Или стало радостнее на душе, если мы играем комедию».
«Для меня сцена – это совершенно загадочное место, где я могу быть абсолютно разным. Поэтому и люблю разноплановые роли. Чем разнообразнее, тем сложнее, но интереснее открывать в себе что-то новое. Иногда это бывает очень легко, раз! и взял роль, а иногда приходится много работать над собой и с собой, покопаться-помучиться. Но зато когда ты понимаешь, что зритель тебя принимает, это и есть самая большая награда для артиста. Театр свел меня со многими замечательными людьми, каждый из которых – личность, индивидуальность. Именно они во многом и сделали мою жизнь такой, какая она есть. А она прекрасна, и другой я не хочу, да и не представляю».
«Для меня роль Печорина – знаковая работа, своеобразный творческий этап. Кстати, наш спектакль – первая в мире театральная постановка по роману Лермонтова «Герой нашего времени». Экранизации были, а спектаклей нет. И я первый исполнитель этой роли. Что бы я ему сказал? Знаешь, мне было бы интересно посмотреть в его глаза».
«Григорий Незнамов в «Без вины виноватые». Мне очень трудно играть этого молодого человека, который стал озлобленным от тяжелого детства, юношества, молодости. Трудно и физически, и психологически. Я очень люблю свою семью, свою маму. А по роли мне приходится ее ненавидеть, найти, потерять, простить. Режиссер спектакля мне сказал: «Ты должен играть эту роль так, как играет Евгений Миронов – после каждого спектакля к нему приезжает скорая. Скорая ко мне, конечно, не приезжает, но, играя спектакль, слова эти вспоминаю».
«Недавно прочитал: «Если однажды ты не захочешь никого слышать, позвони мне – я обещаю молчать». Это Габриэль Гарсиа Маркес. Так вот, для меня любовь – это когда с человеком хорошо молчать, хорошо мечтать и есть с кем осуществить эту мечту.
«Предательство и лизоблюдство. Вот эти черты я терпеть не могу. Хотя, я не святой, а у каждого человека своя правда, и возможно кто-то думает, что я предавал тоже… (пауза). Есть пара примеров, где мне стыдно, что я так себя повел. Один случай произошел со мной в детстве. Второй – когда я был достаточно взрослым человеком. И мне до сих пор отвратительно, горько и больно. У меня до сих пор слезы, при воспоминании, наворачиваются на глаза. И я понимаю почему: тем поступком я не столько больно сделал тому человеку, сколько больно сделал себе. И сделал на всю оставшуюся жизнь… А в людях я ценю доброту и искренность».
«Песня «Если б не было тебя», которую исполняет Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай». Слишком много людей вокруг, которые сделали меня счастливым, оказались на моем пути в нужное время и в нужном месте, которые помогли, подсказали, протянули руку помощи. И не известно, что бы было, если б их не было. Спасибо им за это».
«Очень хочется работать. Да, я сыграл такие роли, о которых многие всю жизнь мечтают и не получают. Но хочется надеяться, что это не самое лучшее в моей творческой биографии, что лучшая роль у меня впереди».
Бенефис и поздравления
После спектакля состоялось чествование актера-юбиляра. Коллеги подготовили для Игоря Барташа веселый театральный капустник. Не остались в стороне администрация театра, Союз театральных деятелей РФ и другие почетные гости. А за несколько часов до премьеры артиста поздравил с юбилеем глава Ставрополя Иван Ульянченко, который вручил Игорю медаль «За заслуги перед городом Ставрополем».
Но, как известно, поздравлений и теплых слов много не бывает. Поэтому:
Художественный руководитель театра, заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова: «Мы с Игорем пришли в театр практически в одно время. И вот почти тридцать лет мы вместе идем по творческому пути. На него всегда можно положится, в любом деле. А еще Игорь отличный партнер и надежный друг. «Надежный» – это слово характеризует его лучше всего. Для своей семьи и для людей, которых он любит, это настоящая крепость, которая всегда поможет, защитит и никогда не подведет. С юбилеем, Игорь!»
Заслуженная артистка РФ Светлана Колганова: «Мы с Игорем закончили одно театральное учебное заведение – Воронежский государственный институт искусств, театральный факультет, хотя и в разные годы. И это чувство общего студенчества сопровождает нас все эти годы. У нас есть общие воспоминания, что делает нас по-особенному близкими.
Я люблю все, что делает Игорь, все его роли, а они очень и очень разные. Люблю его работы в литературном театре «Гармония». Только он и больше никто не может так, до мурашек, прожить «Черного человека» С. Есенина или прочесть отрывок из «Доктор Живаго». Б. Пастернака. А еще Игорь Барташ счастливо сочетает в себе интеллектуального актера и актера с тонкой душевной настройкой - когда есть и внутренняя пластичность, и возможность создать яркий рисунок роли. Ему по плечу комедия и фарс, аристократы и простолюдины, молодые герои и прекрасные мудрые возрастные роли. Я горжусь, что мы вышли из одной альма-матер, встретились на одной сцене и проживаем интересную богатую творческую жизнь в нашем любимом театре».

Почетный деятель искусств СК Владимир Петренко: «Игорь Валентинович, с юбилеем! Я уверен, работая в ставропольском театре почти 30 лет, ты по-настоящему счастлив. Мы с тобой часто встречаемся в одних постановках, и всегда обращаю внимание, с какой ответственностью и вдохновением ты подходишь к новой роли. Для меня очень ценно, когда актер так относится к своей работе. Хочу пожелать тебе здоровья, творческого долголетия, новых интересных работ, которые ждут зрители, твои поклонники и мы, коллеги. Сил тебе, терпения, дерзай. Обнимаю».
Актриса Дарья Симанкина: «Мой первый спектакль, в котором я сыграла на сцене нашего театра – «Сестра моя – русалочка». Я появлялась на сцене в самом конце, ко мне подходил очень красивый мужчина, который всегда улыбался. Для трехлетнего ребенка это было что-то совершенно невероятное. Так что моим первым партнером на сцене и первым принцем стал Игорь Валентинович Барташ.
Затем самыми яркими для меня работами Игоря Валентиновича стали роли в спектакле «Ромео и Джульетта» и мюзикле «Леонардо». После просмотра у меня долго в голове звучали слова: «Под страхом смерти… разойдитесь!» или песня «В огонь картины!». Я мечтала сыграть такие не женские, но такие прекрасные роли.
Спасибо Игорю Валентиновичу за то, что он дарит эмоции, не только зрителям, но и своим коллегам, которые его очень любят и ценят. А мне и всему молодому поколению артистов приятно у него учиться и заряжаться на новые свершения».

Артист Олег Хомутов: «К сожалению, не могу похвастаться таким фактом, как Дарья, – я с трех лет с Игорем Валентиновичем не знаком. Но за годы службы в театре успел с ним сдружиться и узнать его как замечательного, очень ответственного и чуткого человека! Настоящего профессионала и мастера своего дела!»
Историк, краевед, писатель Роман Нутрихин: «Игорь Валентинович Барташ – личность уникальная. Мы все знаем об его успехах на сцене ставропольской драмы, мы привыкли ассоциировать с ним яркие события культурной жизни города и края, где он часто выступает режиссером или ведущим. Но есть и другая, совершенно замечательная сторона его жизни, – литературный театр «Гармония», художественным руководителем которого он является. В «Гармонии» он и его коллеги ставят замечательные литературно-музыкальные постановки классического мирового репертуара. Что называется – для души. Артисты дарят городу особый вид драматического искусства и актерского мастерства. И в этом мне видится особое служение искусству, не за деньги, а за совесть. Для души, для того, чтобы гармония царила и торжествовала в этом мире».
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 2.5 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.