Вы здесь

САМОГОННЫЙ ИНДЕКС

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В СТАВРОПОЛЕ НЕ ВЫСОК ИНТЕРЕС К САМОДЕЛЬНОМУ АЛКОГОЛЮ. О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ?

У каждого явления есть своя, породившая его, причина. Если в каком-то городе активизировались самогонщики - это не просто так. Этому есть объяснение.

Специалисты Финансового университета при Правительстве РФ постоянно проводят исследования по поводу качества жизни в стране, а недавно они оценили распространенность производства самодельного алкоголя в российских городах с числом жителей более 250 тыс. человек.

Исследование проводилось на основе телефонных социологических опросов населения. Было это летом и осенью нынешнего года. В число 78 городов, взятых для оценки, попал и Ставрополь.

Есть ли кризис?

Еще в ходе своих более ранних исследований эксперты Финуниверситета при Правительстве РФ установили, что производство и потребление самодельного алкоголя можно считать одним из индикаторов экономического положения в стране. Действительно: у населения с нарастанием экономических трудностей и снижением платежеспособности снижается интерес к легальному алкоголю, граждане, чтобы сэкономить, стараются перейти на более дешевые напитки собственного производства, или алкоголь, предлагаемый на «черном» рынке. Соответственно, рост потребления самодельного или нелегального алкоголя означает снижение реальных доходов населения. И наоборот: падение производства и потребления самодельной и нелегальной спиртной продукции свидетельствует о повышении платежеспособности граждан, способных в новых условиях приобрести более качественные алкогольные напитки.

У респондентов в городах спрашивали, есть или нет среди их родных или знакомых те, кто занимается производством самодельного алкоголя? Второй задаваемый экспертами вопрос: «Там, где вы живете, легко купить самодельный алкоголь или его купить сложно (невозможно)?»

Как выяснилось, производство самодельного алкоголя (самогона и домашних вин) наибольшее распространение получило в Ульяновске: 6,7 процента из опрошенных горожан ответили, что им известно о случаях самогоноварения или изготовления домашнего вина. А городом, где наиболее развит рынок самодельной алкогольной продукции, стал Новороссийск. Доля респондентов-новороссийцев, которым были известны случаи торговли самодельным алкоголем, составила 2,6 процента.

Ставрополь ни по производству, ни по распространению самодельного алкоголя не попал в первую десятку городов. Показатели столицы края близки к средним цифрам по всем городам с населением более 250 тысяч жителей, где проводился опрос.

В Ставрополе 4,8 процента от опрошенных вспомнили о случаях самогоноварения или изготовления домашнего вина и 0,8 процента горожан имели информацию о случаях торговли самодельным алкоголем.

Самыми же неосведомленными по части самогоноварения и домашнего виноделия оказались некоторые административные центры традиционно «трезвых» республик Северного Кавказа - Грозный, Владикавказ и Махачкала. В столице Чечни всего 0,8 процента опрошенных горожан слышали о случаях производства самодельного алкоголя, а факты торговли были известны 0,1 процента респондентов.

В целом исследование показало, что за последний год производство самодельного алкоголя и объем торговли им в России практически не растут. И даже сокращаются. По крайней мере, об этом свидетельствуют некоторые признаки.

На этом основании эксперты делают выводы о стабильности стандартов качества жизни и реальных доходов населения. И если тенденции по сокращению производства и потребления самодельного алкоголя подтвердятся и станут устойчивыми, то в ближайшее время будет наблюдаться рост наших реальных доходов.

Полезные данные

Авторы исследования отмечают, что полученные ими данные по производству самодельного алкоголя, а также индексные значения, посчитанные на их основе, очевидно, не могут претендовать на включение в состав государственной статистики. Однако они могут стать дополнительным индикатором состояния экономики - ее подъема или спада. Дальнейший мониторинг показателей, говорящих о производстве и потреблении самодельного алкоголя, и индекс их динамики могут быть полезны не только для экономического прогнозирования, но и для целей планирования развития алкогольного рынка, а также оценки потенциала увеличения собираемости налогов за счет сокращения нелегального оборота спиртных напитков.

Кроме того, эти данные могут быть использованы при планировании и реализации нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография» в части оценки распространенности вредных привычек, снижающих продолжительность жизни и повышающих заболеваемость населения.

КСТАТИ

В экономически развитых странах существует достаточное число индексов кризиса, имеющих неэкономический характер.

Это, например, индекс красной помады. По данным производителей косметики, в кризис потребление красной помады растет. Считается, что яркая косметика играет роль антидепрессанта. Женщины покупают ее для того, чтобы повысить настроение и привлечь к себе внимание, что в свою очередь повышает шансы в конкурентной борьбе за высокие социальные позиции.

Еще один косвенный показатель кризиса - это индекс смертности велосипедистов. Подсчитано, что в кризис большое количество людей отказываются от автомобиля и пересаживаются на велосипед. При этом, не имея большого опыта езды по дорогам, такие велосипедисты часто попадают в аварии. Таким образом, рост числа аварий с велосипедистами - это признак экономического кризиса.

Индекс привлекательности официанток. В кризис большое количество привлекательных образованных женщин, которые раньше могли рассчитывать на хорошую работу, вынуждены трудиться официантками. Так что качественное улучшение штата официантов говорит о трудностях в экономике.

Индекс разводов. Демографическая статистика показывает, что в кризис падает число разводов - люди, опасаясь экономических проблем, стараются не менять слишком резко собственную жизнь. Однако как только кризис кончается и у людей появляются свободные деньги на устройство чего-то нового, количество разводов заметно растет.

Владимир ФИЛАТОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 12 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.