Вы здесь

РАЗ ДОЩЕЧКА, ДВА ДОЩЕЧКА – БУДЕТ ЯХТОЧКА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На прошлой неделе президент страны В. Путин выезжал аж в Архангельскую область. Там, на деревообрабатывающем предприятии, начальство жаловалось первому лицу государства на закрытие рынка экспортного сбыта на Запад и слезно просило помощи. Мол, мы не против переориентации на Восток. Но дело это затратное, так что позолоти ручку, начальник. Президент, как водится в таких случаях, охотно и щедро обещал позолотить.
Государство как дойная корова
Стало уже привычным, что российский бизнес использует свое родное государство как дойную корову. Когда попавшие под санкции сильные и богатые этого самого бизнеса просят помощи у государства и получают ее. Видимо, его капитаны исходят из того, что санкции – вина государства. А не происки вражеских сил. И само государство, похоже, это признает и готово раскошелиться.
То банки рыдают на президентской груди, то металлурги, то нефтяники, то химики, производящие удобрения. Называют себя системообразующими, а значит – и претендующими на особое к себе отношение. Пугают, что если завалятся, то и система рухнет. И президент входит в положение, всех излечивает и исцеляет, всем щедро выделяет жирные куски. Из бюджета, то есть наши с вами, читатели, деньги. По копеечке собранные с нас в виде налогов, штрафов и прочих законных поборов.
Только вот те же банки, металлургические и химические концерны в конце года рапортуют об огромных сверхприбылях. «Сбер», например, показал за прошлый год чистую прибыль 300 миллиардов рублей. Это меньше предыдущего года, но все же не так уж и мало. Не три рубля. Благополучие химиков и металлургов проще определять по росту богатства их руководителей, поскольку это частные компании. Так вот, согласно оценке Форбс владелец контрольного пакета крупнейшей химической компании «Акрон» В. Кантор разбогател за год на 5,3 миллиарда, А. Гурьев («Фосагро») – на 4,2 миллиарда, А. Мельниченко («Еврохим») – на 2,1 миллиарда, М. Шелков («Ависма», титан и прочие металлы) – на 1,6 миллиарда, А. Седых («Объединенная металлургическая компании») на 0,5 миллиарда… Аж 27 российских миллиардеров (!) заметно, некоторые чуть ли не вдвое, нарастили свой личный капитал в прошлом году.
Все это богатство наросло, подчеркиваем, всего за год. И убедительнее всего показывает, что и сами системообразующие предприятия, без помощи государства, могли бы выжить. С той лишь разницей, что поскромнее стали жить, да и на дивиденды собственникам меньше бы досталось.
И покупатели раскошеливаются
Спасает глава государства тот самый бизнес, который дерет три шкуры со своего, российского потребителя. С завидной регулярностью, чуть ли не ежегодно взвинчивает цены на свою продукцию внутри страны.
Банки выдают бизнесу, да и гражданам кредиты под просто грабительские проценты. И никакое снижение инфляции на них не действует. Как было 16 процентов годовых три года назад, так и осталось. Нет, даже выросло.
Металлурги продают металл по заоблачной цене, причем совсем недавно подняли цены на арматуру и прочий прокат в несколько раз, что привело к взрывному росту всего и вся в машиностроении и смежных отраслях. И особенно – стоимости новой недвижимости, поскольку в строительстве также высок расход металла. Квартиру уже не докупишься. Стоимость квадратного метра в новостройках в Ставрополе взлетела с 30–40 тысяч до 80–100 тысяч рублей.
Не отстают и химики, также повысив в несколько приемов свои отпускные цены на минеральные удобрения. В результате внесение удобрений в крае, да и по всей стране, стало год от года снижаться. Что для сельскохозяйственного сектора, вот уж действительно системообразующего в экономике Ставрополья, сродни катастрофе. Мы теряем то, на чем стоит АПК: плодородие земли.
То есть, и из бюджета сосут эти ласковые телята – капитаны нашей индустрии, и из нашего кошелька, когда нас, рядовых граждан, обирают.
Спрос ограничен только ценой
Но вернемся к лесопромышленникам. Они не исключение, в том же жадном ряду, также поднимали несколько раз свои отпускные цены.
Для тех, кто не в курсе, за последние два года стоимость пиловочника на торговых площадках в Ставрополе с 7–8 тысяч рублей за кубометр поднималась до 35 тысяч. Сейчас, правда, опустилась до 15 тысяч рублей. Но все равно рост в итоге вдвое.
На обработанный лес цена еще круче. Одна трехметровая дощечка-вагонка из сосны-елки, толщиной 1,2 сантиметра и шириной 9,6 сантиметра (то есть чуть толще папиросной бумаги), стоит сейчас 134 рубля, и это в самом дешевом строительном супермаркете. Из лиственницы, бука и прочего леса поблагороднее – еще дороже. Из липы, например, вдвое. Так что захочешь парную в баньке обшить липовой доской – пять раз подумай. Может, проще банька по-черному?
Заметим, поднимали цены еще в период до начала спецоперации на Украине, когда западный рынок для лесопромышленников был открыт. По большому счету, подгоняли внутренние цены под внешние, вслед за падением курса рубля. Странно, что мы, простые граждане, тогда свой шанс прошляпили, у президента помощи в виде компенсации своих потерь из-за дороговизны всего и вся не просили. Мы как-то обошлись, приспособились к новым ценам.
Если предприятию перекрыли экспорт, что в случае с лесопромышленниками так и есть, оно должно увеличить предложение на внутреннем рынке. Чтобы не остановиться и не завалиться. Само собой разумеется, сократить внутренние расходы. Это если исходить из законов рынка, об этом можно прочитать в учебниках. Увеличить спрос на внутреннем рынке возможно, в том числе, и за счет снижения отпускной цены. Продавая большие объемы получать ту же выручку, но маржу иметь за счет расширения потребления бизнесом и населением твоей продукции. Что для товарного леса очень даже актуально, поскольку спрос на него сегодня, как на все натуральное и экологически чистое, ограничен искусственно, прежде всего, высокой ценой, а не реальной потребностью. Потребность, наоборот, растет, не в последнюю очередь из-за строительного бума.
Опять в выигрыше банки
Однако ничего подобного в Архангельске не прозвучало. Нет, про внутренний рынок сказано, но общими словами. Снижения цены на этом самом внутреннем рынке с лесопромышленников не требовали, даже пожелания такого не высказано. По части расширения внутреннего спроса на древесину заявлено только о необходимости распространить льготную ипотеку на деревянные дома.
За словом «льготную» стоит обещание банкам, которые эту самую ипотеку оформляют, компенсировать разрыв между рыночной и льготной кредитными ставками. Представляю, как они обрадовались. Компенсация ведь за счет государства, а не бизнеса. Ему даже лучше – гарантированные поступления средств из бюджета на свои счета. Риск возврата кредита всегда есть, а тут – куш от государства в виде львиной доли процентов. То есть и в этот раз лесопромышленники и банкиры поправят свое положение за счет бюджета, читай за наш счет.
То есть, не вертеться, не рисковать, не морщить лбы, не поджаться в расходах и думать, как выжить в этих непростых условиях должны лесопромышленники, а всего лишь пойти с протянутой рукой в правительство. А там уже знают, как им помочь, президент пообещал. Зачем им в такой ситуации снижать цены? Они и не станут, как не снижали металлурги и химики, нефтяники и банкиры. Скорее, наоборот. Выпавшие доходы будут поправлять, в том числе, и за счет роста цены. Не запрещено, и даже не осуждено.
В итоге прибыли и сверхприбыли. А куда станут их направлять собственники – мы уже знаем. В том числе и на дивиденды, а значит и на яхты. Ведь у многих их отобрали, а флот этот крайне необходимый и важный для больших людей. Можно сказать, стратегический. Значит, необходимо восстанавливать.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (4 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.