Вы здесь

ПРАВО НА ВЫБОР ВРАЧА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

РАЗ В ГОД ГРАЖДАНЕ ИМЕЮТ ПРАВО СМЕНИТЬ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА

По данным страховых компаний, работающих в системе ОМС, в этом году наблюдается значительный рост жалоб граждан, недовольных качеством медицинской помощи. Социологический опрос, проведенный по заказу Всероссийского союза пациентов, показывает, что все больше россиян недовольны амбулаторным лечением, в том числе действиями лечащего врача. Например, отказ в назначении показанных обследований, отсутствие улучшения / выздоровления от назначенного лечения, межличностные конфликты. 

Как отмечают эксперты, проблемы в системе здравоохранения привели к ситуации, когда лучшую помощь получают пациенты, которые готовы обращаться с жалобами на доступность и качество медицинской помощи. Другая возможность для пациента – найти нового врача по знакомству или оплатить медицинские услуги из собственных средств. 

По данным аналитики поисковых запросов в Интернете, россияне активно ищут врачей-специалистов. С июня по август 2021 года наиболее часто запрашиваемыми в сети врачебными специальностями у россиян оказались: гинеколог (4 923 735 запросов), психолог (4 657 403), стоматолог (3 391 157), хирург (2 812 577) и лор/отоларинголог (2 389 657). В контексте «посоветуйте врача» чаще всего запрашивали психолога (33681), гинеколога (17298), невролога (13784), стоматолога (12944) и эндокринолога (11069).       

В то же время система ОМС устроена таким образом, что предоставляет пациенту много возможностей для защиты своих прав. Одна из таких возможностей – сменить лечащего врача, если пациента не устраивает лечение. Для этого нужно подать заявление на руководителя медицинской организации (главврача) с указанием причины замены. Согласно приказу минздрава России, процедура осуществляется в течение 3 рабочих дней. За это время руководитель медицинской организации обязан проинформировать заявителя о доступных врачах и сроках оказания ими медицинской помощи.

Но важно помнить, что менять врача можно не чаще чем один раз в год. Это не касается тех случаев, когда пациент переезжает на другое место жительства.

Но и за врачом законодатель закрепил возможность отказаться от наблюдения и лечения пациента (в случае согласования этого решения с руководителем медицинской организации). Однако, руководитель медицинской организации может не согласовать такой отказ в случаях, когда начинает ущемляться право гражданина на медицинскую помощь. Например, если в поликлинике есть единственный врач-специалист и нет никаких иных альтернативных врачей-специалистов.

В случае отсутствия ответа от медицинской организации или в случае отказа замены лечащего врача необходимо обратиться в свою страховую медицинскую организацию. Практика работы с обращениями пациентов показывает: около 98 процентов жалоб на доступность и качество медпомощи удается урегулировать в пользу застрахованного гражданина, в том числе и организовать консультацию узкого специалиста в поликлинике по месту прикрепления.

В ТЕМУ

ГЛАВВРАЧ, СТРАХОВОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, ПРОКУРОР

Как показало еще одно  социологическое исследование, с защитой прав пациентов на качественную и своевременную медпомощь лучше всего справляются руководители медицинских организаций, страховые компании и прокуратура. При этом подавляющее большинство респондентов отметили необходимость существования независимой от медицинских организаций контролирующей структуры.

Согласно данным исследования, по мнению пациентов, наиболее результативной оказалась практика обращений к руководству того учреждения здравоохранения, где их права были нарушены – после обращения к главврачу в более половине случаев (52 процента) проблемы пациентов были решены. На втором месте – страховые компании: в 35,2 процента случаев граждане решили свои проблемы, а в более чем 40 процентах случаев получили консультацию. У страховщиков наименьшая доля отказов в помощи (24,6 процента). На третьем месте прокуратура – у нее столько же успешных случаев решения проблем - 35,2 процента. Но при этом выше доля отказов - 32,3 процента. 

Наименее эффективными оказались обращения в профильные органы: Роспотребнадзор и Федеральный фонд ОМС (ФОМС). Этим ведомствам лишь в примерно 20 процентах  обращений удалось решить проблемы пациентов при доле отказов выше 40 процентов. Только около четверти респондентов смогли решить свои проблемы в суде или через уполномоченного по правам человека.

Следует помнить, что в случае спора пациента с медицинской организацией единственным защитником прав пациента, заинтересованным и обязанным по закону отстаивать его права, является его страховая медицинская организация. Страховые представители адресно разбираются в проблемах каждого застрахованного. 

Как отметили во Всероссийском союзе страховщиков, у пациента в системе ОМС есть достаточно возможностей, чтобы защитить свои права, главное – уметь ими пользоваться. «Каждый год страховые медицинские организации получают и отвечают на несколько миллионов обращений. Чаще всего требуется консультация страхового представителя, но есть и жалобы на конкретные нарушения со стороны медицинских организаций. Практика показывает, что больше половины этих жалоб обоснованы», - говорят в ведомстве.  - Мы видим, что помощь страховых представителей становится все более востребованной – просто по нескончаемому росту обращений в страховые компании. Обращение к страховому представителю может сэкономить время и нервы пациента – благодаря посредничеству страховых компаний каждый год удается урегулировать тысячи дел в досудебном порядке.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.