Вы здесь

ПО СТАНДАРТАМ ГОЛЛИВУДА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Посмотрел на выходных «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского. Сюжет основан на трагических событиях Новочеркасского расстрела 1962 года. И просто удивился. Такое ощущение, что фильм стряпался по голливудским лекалам, для западной, прежде всего, публики. Не зря он представлен на «Оскара» и уже включен в шорт-лист конкурса.

Я даже не об убожестве общего фона места, где разворачиваются события. Для фильмов Кончаловского о России это обычное дело.

Стандарт Голливуда о России - водка на столе. Которую русский человек только и знает, что пьет. По поводу и без. Так ведь. Вот и у Кончаловского. Водка с рюмкой на тумбочке у только что проснувшихся любовников - завсектором горкома партии главной героини (Юлия Высоцкая) и первого секретаря горкома. Водку хлещет вся верхушка горкома в момент, когда у них под окнами собралась разгневанная толпа, и только звон разбитых булыжниками стекол отрывает их от стола. Не всех сразу, некоторые задерживаются, чтобы допить свой стакан. И прежде всего главная героиня. Водку, прямо из горла литровой бутылки, хлещет главная героиня и в самый тяжелый момент жизни, когда узнает, что дочь убита и в числе других тайно закопана в чужую могилу в глухом селе.

Еще стандарт Голливуда - советские партработники конченные идиоты. У Кончаловского это показано в полной мере. Говорят какие-то дурацкие речи, с народом встретиться боятся. И вообще трусливая публика. Самое главное - никто не берет на себя ответственность за принятие решений. Какая-то растерянная кучка баранов.

Опять же клише Голливуда - свирепые чекисты. У Кончаловского показан генерал по кличке Зверь, от рассказов которого о собственных зверствах стынет кровь. Правда, более молодой чекист имеет человеческий облик, во всяком случае, нарушает служебные инструкции, пренебрегает сверхсекретностью и помогает главной героине искать пропавшую дочь.

По официальным данным, в ходе Новочеркасского расстрела погибло 24 человека, 70 ранены. Это, кстати, выводы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, расследовавшей в девяностые годы прошлого века эти трагические события. Из фильма же складывается впечатление, что погибло великое множество. Площадь просто залита кровью. Ее так много, что не смывается. И партийные власти принимают решение закатать площадь новым асфальтом.

Но самое удивительное - протестующая сторона представлена только шестнадцатилетней девушкой, дочерью главной героини. Она романтик, которой хочется быть вместе с коллективом завода, где она работает в лаборатории. Вот и рвется на демонстрацию. При этом мать - чистый зверь, поскольку не предупреждает ее, что солдатам розданы боевые патроны. Вместо этого отвешивает подзатыльник и орет. Партийная дисциплина и сверхсекретность не позволяют быть человеком. Абсолютно не показаны сами рабочие, их организационное ядро. Те самые, которые вошли в историю страны своим протестом. Просто недовольная безликая толпа. Ни одной личности в ней.

Главный конфликт фильма - в душе героини. Убежденной коммунистки, воевавшей со словами «За Родину, за Сталина!» и сожалеющей, что Сталина сейчас нет. И поначалу призывающей сурово расправиться над протестующими. Которая, вроде как потеряв дочь, прозревает, что молится не тем богам. И, кстати, молится реально, когда пропадает дочь, за нее.

Ну и хеппи-энд - тоже стандарт Голливуда. В итоге оказывается, что дочь жива. Сцена на крыше, где прячется дочь, и слова, которые вроде как призваны показать, что дочь прозрела. От ее романтизма не осталось и следа.

Ни слова в фильме о последней финальной точке Новочеркасской трагедии - суде над организаторами бунта. А ведь тогда было осуждено более ста человек, причем семерым вынесен смертный приговор. Что это за люди, что им вменили и насколько справедливо, какая их дальнейшая судьба? Нет ответа для зрителя. Как нет и упоминания, что все они реабилитированы в девяностые годы.

Такое вот кино. Вроде на документальной основе, а правды не чувствуется. Очередное художественное произведение о чудовищном режиме. Похоже, фильм получит «Оскара».

Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.