Вы здесь

ПОРТРЕТ КОРРУПЦИОНЕРА XXI ВЕКА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Чиновники, склонные к коррупции, это не тихони с прилизанной на бок челочкой, вздрагивающие от каждого шороха в кабинете. Они молоды, бодры, активны. И как правило, это мужчины в возрасте около 40 лет. К такому выводу пришли авторы исследования социального портрета коррупционера, проведенного в Генпрокуратуре РФ. Интересно, как в итоге выглядит антигерой нашего времени? Что ж...

Как поясняют сами правоохранители, при первом приближении впечатление он создает крайне благоприятное. Потому что расхожее мнение, будто коррупционеры - меркантильные и жадные люди, стремящиеся к статусу, престижу и власти, серьезно диссонирует с образом энергичного, инициативного и стрессоустойчивого сотрудника, которого вы встретите в кабинете. Кроме того, такие люди прагматичны и отличаются устремленностью к конкретным результатам, отсюда им свойственна готовность до последнего отстаивать свои интересы.

По словам официального представителя Генпрокуратуры, 84 процента взяточников имеют высшее образование. У них есть жилье, они состоят в браке, у большинства есть дети. 67 процентов осужденных коррупционеров, участвовавших в исследовании, заявили, что для них главная ценность - семья. Также типичный коррупционер, как правило, не злоупотребляет спиртными напитками, не принимает наркотики, в быту ничем отрицательным не выделяется, не склонен к нарушению общественного порядка.

Так что же толкает этого приличного во всех отношениях мужчину на должностное преступление? Корыстная мотивация! Когда, как замечал еще Салтыков-Щедрин, помимо исполнения Конституции, хочется и севрюжины с хреном. Причем более трети подобных респондентов и до сих пор уверены в целесообразности поговорки, что «кто не рискует, то не пьет шампанское», если имущество не подлежит конфискации. Нередко мотивами к противоправным действиям были и потребность в самоутверждении, повышении своего авторитета, обладании властью, а также месть за несправедливость со стороны руководства и корпоративная солидарность. Лишь четверть коррупционеров считают, что к преступлениям такой направленности толкают низкие морально-нравственные качества.

Кстати, примечательный факт: сами коррупционеры ставят взяточничество на второе место среди главных проблем страны, тогда как остальные граждане отводят ей лишь девятое место. Хотя вместе с тем 55 процентов россиян придерживаются мнения, что без взятки не получить положенных услуг. Таковы результаты опроса «Левада-центра», который лег в основу доклада комитета гражданских инициатив (КГИ). По мнению авторов доклада, оценивая масштабы коррупции, люди опираются не только на свой опыт, но и на мнение знакомых и сообщения СМИ. Причем в быту люди сталкиваются с коррупцией намного реже. Этому способствовало внедрение систем, позволяющих получить услуги, минуя чиновников, - например, электронных сервисов и ЕГЭ.

Отдельные вопросы респондентам задавали по поводу здравоохранения и образования. О взяточничестве в больницах сказали 41 процент опрошенных, в поликлиниках - 36 процентов, в вузах - 30 процентов, а в детских садах и школах - только по 15 процентов.

В докладе КГИ сказано, что введение ЕГЭ существенно снизило возможности для поступления в вузы за взятки. Но, как признаются сами студенты, сохраняется практика покупки контрольных работ, зачетов, экзаменов и дипломов. А вот мнение об относительно низком уровне коррупции в детских садах объясняется тем, что родители и воспитатели часто видятся, между ними складываются человеческие отношения. Поэтому подарки воспринимаются не как взятки, а как символический способ выразить признательность. Аналогично обстоят дела и со школами. В докладе отмечено, что снижению коррупции способствует появление систем, которые исключают возможность «договориться», например, электронной записи в детский сад или в школу.

Между тем, по данным Генеральной прокуратуры, с января по октябрь зафиксировали 3171 случай получения взятки, что значительно больше, чем за аналогичный период прошлого года (2899 случаев). Рост составил 9,4 процента. Средняя взятка, по данным правоохранителей, составила 451 тысячу рублей, особо крупная - 7 миллионов рублей, мелкая - около 3 тысяч рублей. Чаще всего, согласно данным, взятки брали в Москве и Ростовской области, в топ-5 также попали Московская область, Челябинская область и Краснодарский край.

Как к нарисованному портрету относятся в Национальном антикоррупционном комитете? Говорят, что авторы хоть и постарались на славу, но полученный портрет все-таки требует доработки.

- В разных сферах будет различаться. Один - для таможенников и налоговиков, которые в большинстве своем образованные, интеллигентные люди с семьями, другой - для руководителей сферы ЖКХ, которые как будто вышли из 1990-х годов. Коррупционеры не похожи между собой, как и все наше общество. Однако по большей части они хамоватые, самонадеянные и самовлюбленные, ведут себя нескромно в одежде, в быту, а нормально держатся только перед вышестоящим начальством.

Можно ли победить в России взяточничество? Хм... Сложный вопрос. Куда сложнее, чем прорубить «окно в Европу». Например, при Петре I взяточников нещадно били батогами, клеймили, ссылали, но все было тщетно. По рассказам современников, однажды в Сенате Петр пригрозил издать указ, по которому всякий, кто украдет у казны сумму, на которую можно купить веревку, будет повешен. Генерал-прокурор Ягужинский на это заметил: «Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных? Мы все воруем - с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой». И императору пришлось смириться. Смирялись и другие коронованные особы. Да и в послецарское время все попытки терпят сокрушительное фиаско.

Ведь как справедливо отмечают эксперты, тот же портрет взяточника так и не станет завершенной картиной, достойной висеть в лучших галереях мира, пока там не появится равноценный образ того, кто дает взятки. Но как изобразить всю Россию? Может, просто повесить зеркало?

Пока мы сами не перестанем нести гостинцы и «спасибо» в конвертах, ни одна мера не станет эффективной - ни конфискация имущества, ни крупные штрафы, ни реальные уголовные сроки. Даже тот самый черный список мздоимцев, который создают сегодня в России. В реестр попадут госслужащие, которых уличили в получении взяток. Такое наказание коснется тех, кого уволили без возбуждения дела. Фамилия бывшего госслужащего будет светиться в перечне 5 лет. Выходов из нежелательного списка всего два: отмена акта или смерть.

Марина КАНДРАШКИНА

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
14 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.