Вы здесь

ПОПЫТКИ НЕ ПЫТКИ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

И СНОВА ПАЦИЕНТЫ ЖАЛУЮТСЯ НА ВРАЧЕБНУЮ ХАЛАТНОСТЬ

Недавно социальные сети взорвало видео из Георгиевской больницы, где у пациентки во время лечения появились глубокие пролежни. Шокирующие кадры с огромными дырами на затылке и в тазовой области разместила в социальных сетях дочь потерпевшей и она же рассказала историю своей матери.

Поболит и пройдет?

59-летняя Любовь Гладкова попала в местное учреждение с инсультом и 25 дней находилась в реанимации без возможности самостоятельно себя обслуживать. Посещения родственниками больных тоже были запрещены из-за карантина по коронавирусу, поэтому связь близкие люди в основном держали по телефону и через санитаров, в чьи прямые обязанности как раз входил уход за лежачими пациентами. Встретиться семья смогла лишь после перевода Л. Гладковой в неврологическое отделение, где женщина стала жаловаться на боли и зуд по всему телу.

«После того как мы отодвинули памперсы, шок был у всех. Там были не пролежни, а целые дыры. Внутрь пол-ладони входило. И все это болело, гнило», - испытывала смешанные чувства от происходящего сноха потерпевшей Юлия Гветадзе. Когда на одной чаше весов лежала благодарность всему персоналу медучреждения, сумевшему спасти больную в экстренной ситуации, а на другой - горькое разочарование в нем же. Ведь пока одни медики боролись за жизнь и здоровье Любови Гладковой, другие здесь же ее калечили, забывая своевременно проводить все обязательные гигиенические процедуры. Причем качественный послеоперационный уход за пациенткой, вроде как гарантированный системой ОМС и федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан...», дал трещину под личным вердиктом персонала: дескать, зачем заморачиваться, если «все равно сдохнет». И он же породил в обществе очередную дискуссию о том, чего же больше не хватает краевой системе здравоохранения - финансирования или грамотных и неравнодушных кадров? Да и вообще насколько уместен в наш век цифровых технологий принцип «поболит и пройдет». С которым в 2019 году столкнулась и жительница Железноводска.

В местную горбольницу женщина легла для удаления грыжи в кишечнике. Операция была не новой, поскольку такую процедуру пациентка переносила уже трижды, но в этот раз самочувствие после хирургического вмешательства не улучшалось. По словам больной, из медицинского учреждения ее выписали с незатянувшимся шрамом, резкими болями в боку и обильными выделениями из раны. Женщина теряла в весе, плохо себя чувствовала, сидела на обезболивающих препаратах и при этом искала причины столь острого недомогания. Нашлись они в Ставрополе, где в одной из местных клиник на УЗИ специалисты обнаружили в брюшной полости пациентки резиновый выпускник, фрагмент перчатки.

«Во время операции ставят трубки для оттока жидкостей из полости. А когда зашивают, вставляют выпускник, для чего резиновую перчатку делят пополам и часть помещают в дренажное отверстие, чтобы все стекало по этой резинке. Видимо, медсестры не обратили внимания, заклеили дренажное отверстие, что способствовало тому, что выпускник просто зашел вовнутрь и пошел гулять по телу», - делился своими предположениями независимый эксперт.

Когда тайное стало явным, женщина была срочно прооперирована в краевой больнице. Сейчас ее жизни ничто не угрожает, но после стольких месяцев мучений требуется дорогостоящее восстановительное лечение. Не исключают хирурги и очередную операцию. Почему пострадавшая и обратилась в правоохранительные органы с просьбой проверить качество оказанной помощи и привлечь виновных к ответственности.

Между тем, такое же заявление в краевую прокуратуру подала и 40-летняя ставропольчанка Жанна Чепурнова.

Эх раз, еще раз...

...Врач-узист еще ничего не сказала и даже не повернулась в ее сторону, но Жанна уже понимала, что сейчас ей предстоит услышать. Потому что есть страшная штука опыт. Опыт таких вот резко подобранных в струнку спин, сбившегося дыхания, растерянных взглядов в монитор и тихого: «Вы только не волнуйтесь», которое она слышала уже трижды с тех пор, как с супругом решились на пополнение в семье. И трижды это «не волнуйтесь» заканчивалось словами, что беременность не развивается, необходимо чиститься, затем восстанавливаться, обследоваться и снова в бой. И она чистилась, и проходила все необходимые обследования, не выявлявшие никаких патологий, и пыталась забеременеть снова, чтобы теперь вот опять увидеть эту прямую спину. Как же ненавидела Жанна этот предвестник очередной неудавшейся попытки! Четвертой по счету потери, приведшей ее 3 марта с открывшимся кровотечением и диагнозом «неразвивающаяся многоплодная беременность» в гинекологическое отделение 4-й городской больницы Ставрополя.

- Инструментальное прерывание беременности мне проводила доктор Хасаева. Когда я очнулась после наркоза, врач пришла ко мне в палату и сказала, что все прошло без осложнений, волноваться не о чем, - рассказывает Жанна, которая последующие пять дней прислушивалась к своим ощущениям и понимала, что происходит что-то не то. Увы, ей есть с чем сравнивать. И в отличие от предыдущих госпитализаций в этот раз токсикоз никуда не уходил, тянуло низ живота. - На что меня снова уверили, что это абсолютно нормальное явление, раз на раз не приходится и дома все пройдет. Нужно будет только после выписки сделать контрольное УЗИ и проконсультироваться с гинекологом по месту жительства.

Через несколько дней женщина отправилась выполнять врачебные рекомендации.

- Специалист, которая проводила исследование, уже тогда сказала, что мне нужно срочно обратиться к врачу, потому что видит в полости матки что-то инородное, но писать об этом в заключении не будет, - рассказывает Жанна. С диагнозом на словах, а не на бумаге, она обратилась к гинекологу.

Доктор же, ссылаясь на официальные результаты исследований, тоже предпочла отнести недомогание пациентки к стрессу на нервной почве. Мол, если хочешь родить еще - нужно переключаться и не думать о потере, тогда и фантомные боли пройдут. Но фантомные ли? Промучившись подобным образом неделю, ставропольчанка решила сдать анализ на ХГЧ, который является самым достоверным показателем беременности.

- По идее, уровень гормона должен был быть очень низким, а он зашкаливал, будто ничего в нашей жизни не произошло, - рассказывает ставропольчанка, как ныло сердце от этой иллюзии благополучия и как снова обратилась за консультацией в «четверку». Принял ее заведующий отделением Н. Долгов. И он же уверил, что такое бывает, это просто гормоны медленно «уходят» и нужно чуть-чуть подождать.

В ночь на 19 марта у Жанны открылось сильное кровотечение. Кое-как дождавшись утра, она отправилась на УЗИ в поликлинику, где уже другой специалист еще раз обнаружил многочисленные фрагменты хорионной ткани, сформировавшиеся в полип, и настоял на немедленной госпитализации. Вместе с результатами исследования и показаниями к гистерорезектоскопии пациентка снова была направлена в 4-ю больницу, где на следующий день и было проведено оперативное вмешательство.

- Конечно, я спрашивала, как такое могло получиться. Но меня уверили, что это был самый обычный железисто-фиброзный полип эндометрия, сформировавшийся в результате перенесенной ранее процедуры. И ни о каких остаточных элементах плодного яйца речь не шла. Мол, узисты что-то напутали и зря панику развели, - вспоминает ставропольчанка. На фоне приема антибиотиков ей действительно стало немного лучше, и через пять дней она запросилась домой.

- Чувствовала, что просто не выдерживаю. Сейчас столько девочек, кто не может сохранить беременность. Ладно мне 40 лет и уже есть двое деток. Но со мной в палате находились и совсем молоденькие девчонки с такой же бедой. Кто-то стонал, кто-то плакал, кто-то бился в истерике. Морально очень тяжело было там находиться. Тяжело лежать, думать, ходить, говорить с врачами, дышать. Потому что снова и снова мыслями погружаешься в свой персональный ад, тонешь в нем, - дрожащими руками пытается отвинтить крышку у бутылки с водой Жанна. - Вот нам говорят, что время лечит. Вы это серьезно? Знаете, после третьей потери, в октябре прошлого года, я очень долго работала над собой, чтобы вернуться к обычной жизни. И мамам, потерявшим деток или не сохранившим беременность, всегда говорю, что вы никогда этого не забудете. Не будет такого момента, когда вам не станет больно от мыслей о случившемся. Просто однажды вы сможете вспомнить свою беременность и сумеете не расплакаться. Время не лечит, только притупляет боль, - делится самым сокровенным женщина.

26 марта ее выписали. И боли вернулись снова. Пусть не такие сильные и резкие, как прежде, но супруг настоял на еще одном УЗИ, чтобы окончательно убедиться, что все хорошо.

- Мне попался тот же доктор, что проводил исследование и в прошлый раз. И вот он смотрит на меня расширенными от удивления глазами и спрашивает: «А вы что, до сих пор так и не сделали операцию?» - рассказывает Жанна. В кабинет был вызван дежурный гинеколог, и все не знали, что и думать. Полип не просто оказался на прежнем месте, но уже вырос до двух сантиметров, был пронизан сосудами и практически врос в стенку матки. И уже никто не мог дать гарантии, что новообразование является доброкачественным. Равно как и никто из медиков не понимал, как под камерами и при малой оперируемой поверхности можно было пропустить столь объемное уплотнение, занимающее добрую часть площади. Зато все специалисты в голос твердили, что третьей операции не избежать. Уж больно коварное место выбрал полип и сам ни при каких условиях не выйдет. А вот осложнения спровоцировать может серьезные, учитывая его эмбрионную составляющую, которую наотрез отказывались признавать в четвертой больнице. Да и вообще брать на себя какую-либо ответственность за происходящее.

- После консультации я написала личное сообщение Н. Хасаевой и спросила, как мне быть. На что последовал ответ, что ей очень жаль, что так все вышло, но вторую операцию делала не она. Зато я могу снова обратиться в отделение за консультацией, - рассказывает Жанна, у которой тогда просто опускались руки.

Ведь это уже третий наркоз за три месяца. И растерянные дети, которые не понимают, почему мама постоянно ложится в больницу. И лезущие в голову мысли, что вдруг и третья попытка снова окажется неудачной. Поэтому когда ей предложили провести операцию в новом перинатальном центре, согласилась не раздумывая. И так же не раздумывая оплатила новое гистологическое исследование биоматериала уже в онкоцентре, чтобы окончательно убедиться в природе полипа и разобраться, кто лукавит в этой истории. Что ж, фиброзную составляющую экспертиза не подтвердила, а вот остатки в виде ворсин хорионов нашла.

- И я до сих пор не понимаю, зачем нужны были эти игры в прятки. Что это - профессиональная несостоятельность или злой умысел, чтобы скрыть чьи-то ошибки? - разводит руками ставропольчанка. Но больше всего в этой истории ее гложут даже не собственные мытарства, а возможность повторения таких историй для других.

- Это я - жуткая паникерша, которая досконально выполняет все врачебные назначения, причем желательно с перестраховкой в другом учреждении. Но есть семьи, кто не может позволить себе сдать дополнительные анализы и вынужден неделями ждать бесплатный талон на то же УЗИ или просто верить врачам на слово. И как потом искать виновных в случае осложнений? Как ответить на вопрос: «А чего вы молчали?» или «Почему медлили?» Это мне повезло, что третья операция прошла успешно и подозрения на злокачественный процесс не подтвердились, но пациенты не должны играть в рулетку с судьбой, как и врачи чиркать спичками возле пороховых погребов, - абсолютно справедливо замечает Жанна. Под словами которой готовы расписаться десятки пациентов со своим не менее печальным опытом и также требующие серьезных перемен в краевом здравоохранении. Но вот будет ли услышан этот стон - большой вопрос.

Катастрофа - это надолго

Вопрос потому, что нынешняя пандемия очень наглядно высветила, во что сегодня превратилась наша медицина. Когда есть современное оборудование, отремонтированные корпуса и отстроенные ФАПы, оборудованные вертолетные площадки для перевоза самых тяжелых больных в высокотехнологичные центры и т.д. Однако за всем этим сверкающим глянцем великолепием нет самого главного - самих врачей. Думающих, сопереживающих, вникающих в каждую историю болезни докторов, а не замученных бешеными нагрузками и бумажной отчетностью специалистов здравоохранения, у которых очередь из пациентов поставлена на поток. И порой просто нет ни времени, ни сил разобраться в происходящем.

Причем подобная ситуация характерна и для среднего медперсонала. Большой объем работы по уходу за пациентами в больницах возложен на санитарок. Тогда как их число с 2013 по 2018 год сократилось с 700 до 300 тысяч человек за счет перевода на ставку уборщиц, чтобы не повышать им зарплату по майским указам Президента, приводит данные сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. Но уборщицы не имеют права прикасаться к пациентам - обмывать, обрабатывать пролежни. Это могут делать те же медсестры, но и с ними острый дефицит. А те сотрудники, кто есть, и без того завалены работой, плюс вынуждены брать дополнительные ставки и трудиться на износ, чтобы при мизерных окладах прокормить семью. И где уж тут до души прекрасных порывов?

Налицо замкнутый круг, внутри которого хроническая усталость, эмоциональное выгорание медиков, а снаружи хаос. И вся система здравоохранения все больше обретает чисто декоративные черты, в которых теряется исконный смысл медицины - милосердие. Оного не видно за равнодушием. Как приобретенным, так и врожденным. Увы, но вопреки смыслу профессии такое тоже встречается среди людей в белых халатах. И никаким серьезным улучшением условий труда его не вылечить. Тут только «резать к чертовой матери! Не дожидаясь перитонитов. Единственно прогрессивный взгляд». «Резать» - создавая конкуренцию из достойнейших, возвращая в больницы и поликлиники лучших специалистов, готовых помочь человеку любой ценой, а не высчитывая коэффициент полезного действия и окупаемость затраченных усилий. Но вот для этого нужна серьезная работа над ошибками. А пока ее нет, ошибки будут совершать другие.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (4 голоса)

Комментарии

санитарка получает 100 тыс, а главврач 100 000 поэтому пролежни будут вечно

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.