Вы здесь

ОТ СКИФОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В музее Казачьего культурно-исторического центра Минеральных Вод открылся новый зал

На стендах и стеллажах - предметы, относящиеся к скифской, кобанской, золотоордынской культурам, артефакты военных конфликтов, Кавказской войны. Если первый музейный зал посвящен Первой мировой войне, русским революциям, Гражданской войне, казакам этого периода, то новая экспозиция иллюстрирует предысторию трагических событий рубежа 19-го - начала 20 веков и более ранние исторические эпохи. Здесь можно увидеть портреты военачальников, образцы оружия разных эпох, рукописи, фотографии, открытки, иконы, которые знакомят посетителей с историей российского казачества.

Значимую часть занимают документы и предметы быта различных казачьих войск Российской империи - Терского, Кубанского, Сибирского, Оренбургского, Забайкальского. Все раритеты расположены таким образом, что позволяют наглядно увидеть разные эпохи и свидетельства истории нашей страны, через призму которых можно познакомиться с жизнью не только казаков, но и купечества, армии, церкви и страны в целом.

- Экспозиция готовилась два месяца, а идея ее открытия вынашивалась больше полутора лет, - рассказывает инициатор выставки, атаман Минераловодского казачьего общества Терского войска Олег Губенко. - Каждый экспонат мне по-своему дорог. Здесь есть золотоордынские наконечники стрел и совсем уж из древности, например, скифская бронза, которая досталась мне от отца, учителя истории. Скифские предметы открывают нам праисторию всего Причерноморья и евразийской территории от Дуная до Байкала. На Кавказе представлена тагарская культура VIII-III век до нашей эры - восточная ветвь скифской эпохи. У нас выставлен характерный тотемный знак - олень в прыжке, который позднее оказался тесно связан с символикой донского казачества, на гербе которого мы и сейчас можем видеть оленя, пронзенного стрелой.

Особая гордость собирателя коллекции - стрелковое оружие, переданное в дар местным казаком Петром Голдиным. Три французских ружья 1777 года, немецкие ружья с клеймами короля Фридриха Вильгельма III, солдаты которого участвовали в наполеоновских походах. Эти ружья - тоже своеобразные свидетели эпохи, когда французская армия была наголову разбита русскими войсками с участием казаков. Неслучайно с оружейным стендом соседствует портрет атамана Матвея Платова, датированный 1812 годом.

Изюминка выставки - личный фотоархив гребенского казака из станицы Червленой Анатолия Федюшкина, обнаруженный прошлым летом при ремонте в здании казначейства в Ессентуках. «Ведомости» рассказывали об этой находке в прошлом выпуске газеты. По словам атамана, ничего удивительного в этом нет, лейб-гвардия императора формировалась из кубанских и терских казаков и Федюшкин был один из них.

Есть здесь и редкое фото единственного сохранившегося до наших дней знамени кизлярско-гребенского полка. Оригинал хранится в музее свято-троицкого монастыря в США. Много фотографий казачьих семей, и примечательно, что каждая в 1890-х годах состояла из 20 человек и более.

На выставке можно встретить уникальные справки, документальные свидетельства, которые позволяют прочувствовать современному человеку уровень социальной жизни населения того времени. Например, аналог нынешнего медицинского полиса образца начала 20 века. Это справка, выданная казаку Васютину на право амбулаторного лечения. Расходные книги вологодских купцов Спириных помогают представить цены и расходы конца позапрошлого столетия. К примеру, котиковый полушубок стоил 17 рублей 50 копеек, а 20 фунтов пряников, это приблизительно восемь килограмм - 1 рубль 50 копеек. Читая запись о переводе пожертвований, понимаешь, что материальной поддержке монастырей, богаделен и приютов придавалось большое значение.

Имеются в экспозиции и документы с подлинными подписями кубанских атаманов - русского генерала Григория Филипсона (1809-1883) и Якова Маламы (1841-1912). Отдельное место в музее занимают иконы, например, образ молодого Спасителя, датированный приблизительно концом 19 столетия, изображающий Христа в необычной манере - практически без бороды.

Елена САРАЙКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.