Вы здесь

От паука до профессора

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Казалось бы, что может быть общего между ревматическими заболеваниями и театром? На первый взгляд - абсолютно ничего. Даже представить трудно, что может связывать великое искусство и тяжелые болезни, такие, например, как подагра, системная склеродермия или ревматоидный артрит. Но так может показаться только на первый, поверхностный взгляд. А если посмотреть чуть под

другим ракурсом, чуть глубже вникнуть в постановку вопроса, то неожиданно можно обнаружить такой крепкий узел, столько прелюбопытнейших связующих звеньев, что просто диву даешься.

И дело не только в том, что актер, как и любой человек, может заболеть, например, болезнью Бехтерева или страдать коксартрозом. Есть и другие причины. Например, огромное количество людей любят театр, а ревматические заболевания, к сожалению, очень «любят» людей. Во-вторых, писатели и поэты, по произведениям которых ставятся спектакли, нередко страдали недугами этого профиля. Подагрой - болезнью гениев - болели Стендаль, Мопассан, Филдинг, Тютчев, Тургенев, Данте, Гете, Блок, а Николай Островский - «классический представитель» болезни Бехтерева. Его роман «Как закалялась сталь» - одно из самых известных произведений о преодолении болезни на протяжении десятилетий - во многом автобиографический. Заболевание, постепенно приводящее к полной неподвижности, обрушилось на писателя в молодости, когда ему еще не было тридцати лет. Лечение не помогало, и Островский заканчивал свое произведение, диктуя - сам писать он не мог.

А в-третьих, многие литературные герои, образы которых актеры воплощают на сцене, так же как их литературные отцы были подвержены ревматическим недугам. Вспомните, например, главного сатану мировой литературы. «Приближенные утверждают, что это ревматизм, - говорил Воланд, не спуская глаз с Маргариты, - но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на Чертовой Кафедре...».

Вряд ли кто-нибудь и когда-нибудь выяснит, что было причиной боли в колене у героя Михаила Булгакова - ведьма или ревматизм, но факт остается фактом: даже нечистая сила оказалась бессильной перед суставной болью, во всяком случае на ближайшие 300 лет. «Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств, но я по старинке придерживаюсь бабушкиных средств. Поразительные травы оставила в наследство поганая старушка, моя бабушка!..»

И Воланд - не единственный пример. Об этом ставропольскому зрителю под занавес уходящего года, который был объявлен Президентом Владимиром Путиным Годом театра в России, рассказали и показали кандидат медицинских наук, врач-ревматолог Иван Щендригин и артист Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова Евгений Задорожный.

Надо сказать, что получился весьма необычный литературный мини-спектакль «Театр и ревматология». Каждый отрывок произведения сопровождался весьма остроумными комментариями автора идеи, вдохновителя и организатора Ивана Щендригина. Затем актеру выдавалась история болезни, точь-в-точь такая же, какие оформляют в медучреждениях, и Евгений Задорожный воплощал перед зрителями образ литературного больного.

Первый - герой комедии Мольера «Мнимый больной» господин Арган. Как отметил Иван Николаевич, спектакль не случайно начался с отрывка из этого произведения, хоть там и нет персонажей, страдающими ревматическими заболеваниями. Зато в нем прекрасно показано отношение между пациентом и врачом, когда больные зачастую недовольны назначаемыми лекарствами и процедурами, качеством и количеством лечения и, как следствие, доктором. Так было и более трех веков назад, так же происходит и сейчас, но в более жестком варианте, ведь сегодня пациентам «в помощь» Интернет, соседка баба Маня и бесконечная реклама лекарственных препаратов.

В общем, зрители посмеялись от души, наблюдая, как тщательно Арган проверяет назначения врача и выясняет, что его самочувствие в последнее время сильно ухудшилось от того, что в этом месяце он принял всего восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний. Тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Кстати, это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону.

Как и смеялись над героями рассказа гениального О. Генри «Родственные души», в котором вор, забравшийся в дом, неожиданно выясняет, что жертва ограбления страдает тем же заболеванием, что и он - ревматизмом. Забыв обо всем на свете, мужчины начинают жаловаться друг другу на недуг. Вор в отчаянии, ведь приступы одолевают его в основном по ночам, когда самая работа. А затем они стали обсуждать средства, которыми они пользовались, чтобы как-то смягчить проявление болезни. В списке препаратов есть даже жир гремучей змеи.

Но, к сожалению, печального в ревматических заболеваниях намного больше, чем веселого. В рассказе Виктор Астафьев «Фотография, на которой меня нет» мальчишка-школьник из-за обострения болезни, которую бабушка называла «рематизня», не смог пойти в школу, где происходило невероятное по тем временам событие - к ребятам приехал фотограф из города. Кстати, рассказ этот автобиографичен, у писателя всю жизнь хранилась та самая фотография, на которой его не было, и всю жизнь он страдал болями в коленях.

Не только ревматизм, но и подагра часто встречается в художественной литературе. В спектакле прозвучала басня И.А. Крылова «Паук и подагра», а также отрывок из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» - этим недугом страдал профессор Серебряков.

Иван Щендригин и Евгений Задорожный рассказали зрителям еще об одном тяжелом ревматологическом заболевании - системной склеродермии. Ею страдала главная героиня рассказа И. С. Тургенева «Живые мощи». Надо отметить, что если диагнозы героев, о которых говорилось ранее, не вызывают сомнений, их прямо называют авторы, то здесь доктора поставили диагноз по описанию. «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки, тоже бронзового цвета». Тургенев настолько ярко и правдоподобно передал словами состояние своей героини, что врачи не сомневаются в диагнозе, а преподаватели медицинских вузов свои лекции по ревматологии зачастую начинают с цитаты из этого рассказа.

Такой нестандартный подход, когда о медицине и болезнях рассказывают в формате литературно-театральной постановки, стал для Ставрополья дебютом. Как и выход на драматическую сцену для врача-ревматолога Ивана Щендригина.

Но если участвовать в спектакле для Ивана Николаевича было в новинку, то организация и проведение познавательных и просветительских мероприятий для него давно обычное дело. Например, в прошлом году для всех желающих был прочитан цикл научно-популярных лекций, посвященных ревматическим заболеваниям. Мероприятия проходили в ДКиС, в молодежном пространстве «Лофт». На лекции приходили не только врачи и студенты-медики, но и пациенты, и обычные жители, которым по разным причинам интересны эти темы.

Возможно, кто-то непонимающе пожмет плечами, кто-то удивится, а кто-то небрежно бросит, мол, делать ему нечего. Но... В тот же день, когда состоялся спектакль, ученые Университетского колледжа Лондона (UCL) опубликовали результаты своего эксперимента, в котором приняли участие около семи тысяч человек. Так вот, британские ученые выяснили, что у тех, кто регулярно посещает различные культурные мероприятия, риск преждевременной смерти снизился на 31 процент, а для тех, кто ходит в театры, кино или музеи хотя бы два раза в год, эта цифра составила 14 процентов.

Впрочем, давно известно, что позитивный настрой и хорошее настроение играют далеко не последнюю роль в лечении любых заболеваний. А положительных эмоций после спектакля «Театр и ревматология» было предостаточно. Настолько, что один из зрителей, страдающий подагрой, пошутил: «Вы знаете, я прям горжусь, что у меня подагра. Какие знаменитейшие люди ей болели, что честь оказаться с ними в одной шеренге».

Ну что еще можно добавить к сказанному? Только одно... Аплодисменты!

Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.