Вы здесь

НЕ ТОЛЬКО НАДЗОР, НО И ПОМОЩЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Если у вас возникли вопросы к деятельности управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций, то одно из ведомств, в которое можно обратиться, пытаясь отстоять свои права и интересы, - Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору. Вмешательство инспекторов практически всегда дает ожидаемый результат, вместе с тем функции и полномочия ведомства год от года становятся все шире, что положительно влияет на эффективность работы. О том, какие задачи стоят перед коллективом Управления, корреспондент «Ставропольских ведомостей» побеседовала с руководителем ведомства Валерием Савченко.

- Валерий Анатольевич, давайте напомним нашим читателям, какие основные функции возложены на управление?

- Основных направлений работы у нас три: осуществление регионального государственного строительного надзора, контроль в области долевого строительства и лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами.

Первое направление - региональный государственный строительный надзор - довольно спокойное. Речь здесь идет о планомерной каждодневной работе, связанной с контролем качества строительства поднадзорных объектов. Нужно отметить, что их количество за последнее время стало меньше. Произошло это по двум причинам. Во-первых, темпы и объемы строительства из года в год незначительно, но сокращаются. Ну а во-вторых, были внесены изменения в краевое законодательство, и сегодня не нужно получать разрешения на строительство ряда линейных объектов - водопроводов определенного диаметра, газопроводов, электрических сетей. Эти объекты, соответственно, из надзора ушли.

Напомню, что в отношении каждого поднадзорного объекта, который регистрируется в управлении, разрабатывается программа проверок. К примеру, инспектор должен побывать на объекте, когда выполнены работы по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения и так далее.

Конечно, без нарушений не обходится, но роста их нет. Да и грубых отклонений от проектов, таких, например, как возведение вместо пяти этажей - семи, тоже. Чаще всего имеют место нарушения сроков извещения инспекции о начале строительства или завершения какого-либо из этапов. И второй вид нарушений - отклонение от утвержденной проектной документации. В ходе строительства нередко возникает необходимость ее корректировки, к примеру, изменяется решение конструкций стен, вид утеплителя и так далее. А поскольку строители имеют привычку торопиться, так как работа их сезонная, то случаются ситуации, когда условно то или иное действие было согласовано с проектировщиком, но фактически изменения в документы, связанные с оформлением изменений, не произведены. В таких случаях нарушителей привлекаем к административной ответственности, выдаем предписания о представлении соответствующих документов.

- Много ли в крае выявляется незаконных строений и часто ли принимается решение об их сносе?

- Ситуация в этом направлении постепенно выравнивается. Всего в крае выявлено 449 объектов самовольного строительства, 240 из них - общественные, производственные, административные здания, 28 - многоквартирные жилые дома, остальные - индивидуальные жилые строения. При этом речь не всегда шла о новом строительстве, были ситуации, когда кто-то решил пристроить комнату или выполнил реконструкцию, но не получил соответствующее разрешение.

В суды на конец года направлено 215 исков о признании строений самовольными, вынесено 126 судебных решений, из них 59 - в пользу органов местного самоуправления.

Хочу отметить, что в последнее время работа органов местного самоуправления стала носить более системный характер, и они готовят иски в суд не тогда, когда здание практически построено, а именно на начальной стадии, когда работа по объекту только начинается. А еще муниципальные образования стали закладывать в бюджете средства на снос самостроев, что тоже положительно сказывается на ситуации.

- А как обстоит в регионе дело с решением проблем обманутых дольщиков?

- Это направление не самое легкое, но работа там ведется серьезнейшая. Принимается целый комплекс мер для того, чтобы завершить уже имеющиеся проблемные объекты и не допустить появления новых.

Если говорить о проблемных объектах, радует то, что их количество пусть медленно, но снижается. В прошлом году были сданы семь объектов, еще три «закрыты» в этом году. Так что сейчас в крае осталось семь долгостроев, по которым мы работаем.

- Один из них, насколько я понимаю, - по улице Тюльпановой, известный внушительным количеством пострадавших людей?

- Да. Мы наконец получили определение суда о передаче второй очереди этого объекта новому застройщику - ООО СУ «Стройград-1». Сейчас вместе с Росреестром определяем перечень документов, которые необходимы для передачи объекта, чтобы застройщик мог зайти на него и начать непосредственно выполнение работ. Вместе с тем есть решение, согласованное с минстроем России, о передаче этому же застройщику третьей, четвертой и пятой позиций по улице Тюльпановой. Определены условия, на которых эта передача станет возможной. И когда «Стройград-1» их выполнит, то будет вынесено определение суда о передаче ему и этих трех очередей. Аналогичным образом будет вестись работа по 6, 7 очередям и по объекту по улице Безье.

Нужно отметить, что работаем мы в тесном сотрудничестве с инициативной группой дольщиков, а вопрос находится на контроле губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова.

Есть решения и по другим проблемным объектам, в том числе по улице Шпаковской, 117. Все правовые аспекты там урегулированы. В ближайшее время будет решаться вопрос о передаче его новому застройщику.

Но говорить о том, что мы победили и вопрос снят с повестки дня, можно будет только тогда, когда все граждане получат свои квартиры.

В то же время делается все возможное, чтобы не появлялись новые долгострои и обманутые дольщики. В прошлом году таких не было. В том числе потому, что велся постоянный мониторинг ситуации в сфере долевого строительства. Совместно с представителями органов местного самоуправления наши специалисты заблаговременно оценивали состояние всех строящихся объектов. И если видели, что есть какое-то замедление в темпах, то сразу начинали разбираться, чем обусловлена ситуация, чтобы своевременно выправить ее.

Нельзя не сказать и о том, что в законодательство, регламентирующее сферу долевого строительства, внесены серьезные изменения, направленные на то, чтобы предотвратить появление новых обманутых дольщиков.

В прошлом году была зарегистрирована организация «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства», призванная помогать дольщикам. И с ноября по всем новым объектам застройщики обязаны отчислять 1,2 процента от стоимости каждого заключенного договора долевого участия. Деньги из компенсационного фонда станут направлять на завершение строительства недостроенных сооружений либо компенсационные выплаты пострадавшим дольщикам. Новая схема заработала, начисления производятся.

Целый ряд изменений должен вступить в силу с 1 июля 2018 года. Пока говорить о них сложно, потому что разработан проект поправок в законодательство. Но однозначно требования к застройщикам будут ужесточаться и дальше. В числе главных планируемых изменений - принцип «один застройщик - одно разрешение на строительство». Кроме того, застройщики станут специализированными, то есть они должны иметь дело только с долевым строительством. Какие-либо общественные некоммерческие, учебные, спортивные и прочие организации до строительства допущены не будут. Появится механизм банковского контроля за целевым использованием средств застройщиком. Большое количество поправок в законодательство имеют целью укрепление финансовой устойчивости строительного бизнеса. И так далее. Безусловно, что работать в новых условиях смогут не все.

Но самое главное - есть поручение Президента РФ в течение трех лет полностью уйти от долевого строительства и перейти к проектному финансированию.

- Если говорить о функциях вашего ведомства в сфере лицензионного надзора и жилищного контроля, то какие проблемы здесь самые серьезные?

- Два этих направления по-прежнему очень сложные. Сегодня на территории края лицензии на управление многоквартирными домами имеют 311 организаций, при этом у более чем 70 лицензиатов дома в управлении отсутствуют. То есть 234 лицензиата осуществляют управление 4382 многоквартирными домами.

В конце прошлого года внесен ряд изменений в Жилищный кодекс. В сфере лицензионного контроля произошли существенные изменения, а именно изменения в лицензировании управляющих компаний.

Теперь лицензия управляющей компании предоставляется на срок пять лет. Для управляющих компаний, которые имеют лицензию уже сейчас, срок действия лицензии считается с даты вступления в силу данных изменений, то есть с 11 января 2018 г.

Кроме того, предусмотрен механизм лишения лицензий организаций, которые фактически не осуществляют управление МКД. Теперь если в течение полугода у организации, получившей лицензию, отсутствуют дома в управлении, это является основанием для обращения в суд с заявлением о лишении лицензии. Таким образом, если до 11 июля 2018 года у управляющей компании не появится ни одного дома в управлении, мы начнем процедуру подготовки и передачи в суд документов на лишение лицензии.

Также шестимесячный срок установлен для того, чтобы организации, имеющие тождественные и сходные наименования с другой управляющей компанией, заменили их. В отношении тех, кто это не сделает, будет принято решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Также минстроем РФ прорабатывается возможность упрощения процедуры лишения лицензий тех компаний, которые допускают грубые нарушения лицензионных требований. Сейчас ведомство работает над перечнем этих нарушений.

Вообще же, если продолжать эту тему, то в прошлом году в части лицензионного контроля при снижении количества проведенных мероприятий выявлено немного больше нарушений, чем годом ранее. Преимущественное большинство - это нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и законодательства о раскрытии информации.

- В чем сложность с раскрытием информации?

- На протяжении прошлого года у нас менялось законодательство. И не все управляющие компании сумели сориентироваться и оперативно привести в соответствие с требованиями свои сайты и другие источники размещения информации. С этого же года управляющие компании и ТСЖ должны размещать сведения о своей деятельности в ГИС ЖКХ.

- На что чаще всего жалуются собственники жилых помещений?

- Чаще всего на то, как содержится жилищный фонд и общее имущество, на состояние тех или иных конструктивов. Где-то капает крыша, где-то не убирают в подъездах, где-то отмостка потрескалась и так далее. Также на нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги и раскрытие информации управляющими организациями.

- Как быстро устраняются нарушения после обращения в жилищную инспекцию?

- Есть соответствующие требования по срокам устранения тех или иных нарушений, определенные в нормативных документах. С 1 марта 2019 года вступит в силу новый стандарт управления многоквартирными домами, и требования станут еще более жесткими.

Но и сейчас большинство управляющих организаций стараются устранять нарушения в сжатые сроки. Большинство, но не все. Если посмотреть на исполнение предписаний, то по итогам 2017 года у нас неисполненных предписаний чуть меньше 15 процентов из выданных 1239. Тех, кто не торопился, пришлось привлекать к административной ответственности за неисполнение предписаний и обязывать устранять нарушения.

- Есть ли сегодня в крае управляющие компании, которые без предписаний работают хорошо?

- Есть. Но у них, как правило, достаточно новые дома, да и количество последних небольшое. Что касается остального жилого фонда, то качественные результаты управления многоквартирным домом возможны только при тесном взаимодействии между собственниками и управляющими компаниями. Недавно я был с проверкой в общежитии на Юности, 26. Построено оно в тот же период, что и печально известные общежития на Бруснева, 4 и 6. Общежитие на Юности - замечательный пример того, как можно и нужно содержать дома. И его состояние - результат активной работы совета дома и управляющей компании.

Собственники должны понимать, что управляющая компания сегодня может работать только за те деньги, которые собирает с собственников. Но важно в то же время, чтобы управляющая компания те деньги, которые собирает, тратила именно на этот дом, чтобы она не красила лавочку за 86 тысяч рублей, а абсолютно объективно и достоверно работала с собственниками.

Вообще, вопрос финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний очень серьезный. Проверять, куда и на что потрачены деньги собственников, у Управления по строительному и жилищному надзору полномочий нет. В конце прошлого года губернатором Ставрополья Владимиром Владимировым было дано поручение подготовить обращение в минстрой России, с тем чтобы наделить органы горжилнадзора полномочиями в части контроля хозяйственной деятельности управляющих организаций. Мы подготовили письмо в минстрой России, но пока нас не поддержали. По поручению главы края, сегодня работаем с депутатами по этому вопросу, так как поток жалоб в управление поступает очень внушительный. В конце концов, целевое использование средств влияет на итоговый результат. Нужно сделать все возможное, чтобы сделать условия проживания граждан наиболее комфортными.

Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
12 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.