Вы здесь

НЕПОВТОРИМАЯ ИРИНА БАРАННИКОВА

Не так давно актрисе Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова Ирине Баранниковой было присвоено звание Заслуженной артистки России. Это стало настоящим культурным событием в мире театра, потому что артистам нашего региона не присваивали это почетное звание больше 10 лет. Ну и, конечно, потому что Ирина - ведущая и неповторимая актриса, прима ставропольской драмы, сыгравшая десятки главных ролей - давным-давно достойна этого высокого признания ее таланта.

И это все она

Ирина Баранникова принадлежит к тем людям, о которых говорят: поцелованные Богом. Талантливая, яркая и эффектная, в каком бы спектакле она ни появилась, какую роль бы ни играла, моментально приковывает к себе взгляды. Столько в ней неподдельного надрыва и драмы, настоящих чувств и эмоций, что невольно залюбуешься. И хочется смотреть на ее игру снова и снова, наблюдать и поражаться, как же такое возможно сыграть вот так, кажется, запросто.

Вот и в спектакле «Гроза», поставленном по одной из самых культовых пьес А.Н. Островского, актриса играет вроде бы не самую главную роль - Кабаниху, но зато как эффектно. Настолько, что зрители после спектакля отмечают прежде всего ее игру, начинают обсуждение актерских работ с ее персонажа и заканчивают все примерно одинаково: «Какая Ира талантливая!» Впрочем, так происходит на протяжении многих лет после каждого спектакля, где она участвует, и каждой роли, ею сыгранной.

В это трудно поверить, но начинающей актрисой в общепринятом смысле Баранникова никогда не была. У нее почти не было проходных ролей и эпизодов. Уже на втором курсе режиссер Наталья Зубкова пригласила Ирину на главную роль в спектакль «Рюи Блаз», где она сыграла королеву Испании. Первые работы сразу показали, что труппа театра пополнилась талантливой харизматичной актрисой, а к окончанию актерского факультета ее имя знал каждый любитель театра. Оказалось, что молодой актрисе по плечу и романтические нежные героини, и волевые женщины, и комедийные образы. А в драмах и трагедиях вообще равных не было и нет. Невозможно забыть ее Татьяну Ларину («Евгений Онегин») и Ларису Огудалову («Бесприданница»), Анну Каренину и Елену Тальберг («Белая гвардия»)... Много лет уже не идут эти спектакли на ставропольской сцене, а зрители до сих пор вспоминают и восхищаются.

Кстати, на мой вопрос: «Ваша любимая роль у Ирины Баранниковой?» театралы сразу, не задумываясь, отвечают: «Все! Нельзя назвать что-то одно». А потом, помолчав, начинают говорить. И оказывается, что у каждого все-таки есть, так сказать, «своя собственная Ирина Баранникова». Одна зрительница стала рассказывать о том, как ее поразил спектакль «Царская охота», где Ирина сыграла княжну Тараканову. Самозванка Елизавета - это не просто звездная роль и прекрасно созданный образ, «Царская охота» - судьбоносный спектакль для Ирины. Работу актрисы сравнивали с вулканом: вот он молчит, временно спокоен - и в одну секунду - безумие! Сначала она играла бескомпромиссную хищницу, расчетливую интриганку и обольстительную авантюристку. А потом героиня предстает в другом свете: влюбленная, напуганная, одинокая, тоскующая, заточенная в Петропавловскую крепость надеется на спасение, ожидая своего возлюбленного графа Алексея Орлова.

Кто-то считает, что большой актерской удачей стала для Ирины роль сестры Рэтчед («Полет над гнездом кукушки»), жестокой и властной медсестры. Уж очень необычно смотрелась актриса в этой истории про душевнобольных. Вырвавшись из привычного амплуа, Ира сломала все стереотипы и прожила такую судьбу, что до сих пор мурашки бегут по коже при воспоминании.

А для кого-то настоящим потрясением стала ее Анни Сюлливан («Сотворившая чудо») - молоденькая учительница, подарившая несчастной слепоглухонемой девочке весь мир.

Другой знаковой ролью Ирины называют Веру (Она) из «Женщин без границ». Спектакль о том, как непросто обрести друг другу мужчине и женщине, что каждая любовная история замешена на прошлом влюбленных, что бывшие печали и радости, победы и разочарования человек берет с собой, в свою новую жизнь, стал откровением, а для многих еще и спасением.

Некоторые считают, что ключевой работой последних лет для актрисы стала роль Веры в спектакле «Как боги». Муки совести, чувство вины и поиски любви смешались в образе, который Ирина блестяще воплотила на сцене, раскрыв в очередной раз и свой драматический талант, и глубокое психологическое погружение в героиню.

Любят зрители и ее Римму («Страсти по Торчалову») - несчастную, навсегда застрявшую меж двух миров, окаменевшую от боли, закованную в платье, как в кольчугу. И все-таки простившую, как умеют прощать только по-настоящему любящие женщины.

А кто-то обожает Ирину комедийную. «Халам-бунду, или Заложники любви», «Ах, не говорите мне за любовь!», «Женитьба Фигаро», «Тетки», «Детектор лжи», «Валенсианская вдова»... Искусство уметь рассмешить людей дано далеко не каждому. Иногда даже самый высокопрофессиональный актер, который прекрасно играет глубокие, волнующие и трогательные роли, не способен вызвать у зрителя даже подобия улыбки. А вот у Ирины получается. Ей, талантливейшей драматической актрисе и признанной красавице, ничего не стоит поменять внешность, превратиться в глупышку или надеть нелепый костюм и... зал взрывается от хохота.

Сыграв десятки ролей - половину мирового репертуара, судьбы и характеры, о которых многие мечтают всю жизнь, сегодня Ира пробует себя в новом амплуа. В репертуар грядущего театрального сезона, который по традиции начнется в середине октября, заявлен спектакль для детей «Алиса в Стране чудес», режиссер Ирина Баранникова. Конечно, такое назначение не случайность. Актриса на протяжении долгих лет руководит театральной студией «Мы» в СКФУ. Поставленные ею программы по произведениям И.Бунина, П.Бажова, А. Толстого не один сезон идут в литературном театре «Гармония». А еще Ирина автор и режиссер многих театральных проектов и бенефисов, которые проходят на концертных площадках города и края и на родной сцене ставропольской драмы.

«Алиса в Стране чудес», конечно, проба пера. Можно даже не сомневаться, что впереди у Ирины не только много замечательных и интересных ролей, но и не менее громкие постановки.

Актерство - это судьба...

- Ира, ты в актерской профессии уже много лет. За что ты ее любишь?

- За все. За то, что чувствую себя на сцене свободно и на своем месте. Мне в этой профессии комфортно, у меня там все срастается и, надеюсь, получается. Удивительно, но я не собиралась быть актрисой. Окончив медицинское училище, готовилась поступать в ставропольский медицинский университет. Точно знала, что хочу быть хирургом, и ни о какой другой профессии не думала. Однажды в гостях у подруги увидела газету, в которой было объявление, что театр набирает студентов на актерский факультет. Решение пришло мгновенно. Знаешь, я ни разу не пожалела о принятом решении, и ведь сложилось все так, как надо, как будто предначертано было. Наверное, актерство - это судьба. Кстати, медицинское образование мне помогает и сегодня. Не зря же говорят, что профессии медика и актера созвучны. Только врачи лечат тело, а мы душу.

- Какой самый необычный спектакль, в котором играла?

- Самый необычный и странный - спектакль «Ю» по пьесе Ольги Мухиной. Мы, когда прочитали текст, были, мягко говоря, в недоумении. Он весь состоял из каких-то междометий. А ведь это была история о маленьких трагедиях московской семьи, где разбиваются сердца, где могут собраться к столу просто попить чай, а вместо этого влюбляются, изменяют, разводятся. Там были очень странные и необычные средства выразительности. И все же спектакль мне нравился.

- А какой самый любимый?

- Назову несколько. Спектакль «Анна Каренина». Хотя это была очень трудоемкая работа: режиссер вытащил из нас все, что было внутри, заставил отдать все силы. Анна была и остается одной из любимых и дорогих ролей. Спектакль «Жемчужина черная, жемчужина белая» - там была мощная женская роль, где героиня трансформировалась от богини до бабы и убийцы. Конечно, «Евгений Онегин». Для нас с Сашей (заслуженный артист РФ Александр Жуков, исполнитель роли Онегина) знакомый со школы роман вдруг неожиданно оказался и горестным, и нежным, напоенным тоской, разочарованием, надеждой. Мы как-то сразу повзрослели и по-другому посмотрели на мир.

- Чего боишься на сцене больше всего?

- Уже, наверное, ничего. Забыть текст? Нет, не боюсь, всегда можно сориентироваться по действию. А вот сны иногда снятся тревожные. Например, что я не в городе, а у меня через 15 минут спектакль. Просыпаешься в холодном поту...

- А бывало, что забывала текст во время спектакля?

- Да, было и такое. Сложно поверить, но в спектакле «Евгений Онегин» как-то забыла свой ключевой монолог - письмо Татьяны. Я читаю и вдруг понимаю, что следующее слово не помню. Заминка была буквально на секунду, но мне показалось, что прошла вечность. За мгновение у меня в голове пронеслись десятки вариантов, как выкрутиться. А потом - глубокий вдох - и пошли слова.

- С кем из знаменитых актеров, писателей или деятелей искусств хотела бы встретиться? О чем бы с ними поговорила?

- С удовольствием встретилась бы с Софи Лорен и Ириной Понаровской - они относится к категории женщин, которых очень немного. В каждом движении, в каждом жесте, в манере говорить, одеваться видна стать, видна порода, интеллигентность. Но за этой красотой есть биография, ум, любовь, талант, божий промысел. А еще мне кажется, что в этих женщинах просто океан какой-то жизненной мудрости. Импонирует, как гармонично и красиво проживают они свою жизнь, как достойно принимают свой возраст.

- А что бы ты сказала своей любимой героине?

- Мне есть, что сказать каждой из них. Например, Татьяне Лариной я сказала бы: «Отпусти!» Ведь ей стоило чуть повернуть голову в другую сторону, и она бы увидела и любящего мужа, и общество, которое приняло ее. Она могла бы быть счастливой, если бы отпустила Онегина. А Татьяна эту любовь и боль пронесла через всю жизнь.

Ларисе Огудаловой я сказала бы: «Беги, беги от Паратова без оглядки, пока не поздно». Она, конечно, пыталась, но у нее не получилось.

Елене Тальберг сказала бы: «Веруй!» Потому что при таком раскладе, когда рушится не только привычная жизнь, но и Россия, погибают родные и близкие, а будущего просто нет, поможет только Господь Бог и Вера. Конечно, сейчас я говорю как взрослый человек и именно то, что сказала бы своей дочери, которая сегодня чуть младше этих моих героинь. А будь я на их месте не знаю, смогла ли отпустить любимого человека или убежать... Говорить-то всегда легко.

А вот своей героине Вере из спектакля «Как Боги» посоветовала бы пойти за своей любовью. Не жертвовать собой, а все-таки уйти от мужа и прожить другую жизнь. И тогда бы не было столько несчастных людей вокруг. Любовь - она же тоже не всегда прощает и не все...

- А если сейчас предложат бросить все - театр, зрителей, труппу - и отправиться в дальнее плавание, поедешь?

- Вряд ли. Долго праздно проводить время не смогла бы. Скучно. Мне кажется, что я бы и в кругосветном путешествии на корабле организовала какой-нибудь театральный кружок или подготовила сольную программу и выступала перед пассажирами на палубе. Хотите не хотите, слушайте, деваться все равно некуда, вокруг океан (смеется). А если серьезно, хотелось бы попутешествовать по осенней Европе или Скандинавии. Хочется какой-то уютности.

- Что чувствуешь после завершения спектакля, когда зрители аплодируют?

- По-разному. Бывает, усталость. Но в основном, удовлетворение. Особенно если спектакль серьезный, заставляющий думать. Ты меняешься - и зритель меняется. Ты уходишь со сцены чуть другой - и зритель, уверена, тоже.

- О какой роли мечтаешь?

- Скажу о роли, которую не пришлось сыграть и, к сожалению, уже и не придется. Я очень хотела сыграть Аксинью из «Тихого Дона». Прикоснуться бы к ее жизни, к ее судьбе. Не получилось. Жаль.

От сердца к сердцу

С самого первого появления Ирины на сцене все заметили не только ее потрясающий талант, но и то, что она одна из немногих артистов, у которых идет прямое общение с залом - от сердца к сердцу. Наверное, это и есть главное в актерской профессии. Ведь порой зрители приходят в театр в непростой момент своей жизни. Бывает, чуть сломленные, иногда - потерявшие веру в себя. И огромное, невероятное и редкое счастье для них - оказаться на спектакле, где актеры своей игрой сокращают расстояние между залом и сценой, когда каждое движение артиста - это твое движение, когда ему больно - это тебе больно, когда героя предают - это тебя предают, когда побеждает он - это ты победил. Победил свои страхи и сомнения, стал сильнее, мудрее и добрее. Ты нашел ответы на мучившие вопросы, а в душе твоей яркий свет, и пламя горит, и вера, и надежда, что все еще сложится в твоей жизни. Так что нам всем повезло, что 22 года назад на сцене ставропольской драмы появилась актриса Ирина Баранникова.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.