Вы здесь

КОГДА ИЗМЕНУ МОЖНО ПРОСТИТЬ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Именно так звучит название одной из тем итогового сочинения (изложения), которое на минувшей неделе написали выпускники Ставропольского края. Всего участниками работы в регионе стали более 11 тысяч учащихся из 491 школы. А по России сочинение писали более 650 тысяч школьников.

Напомним, что итоговое сочинение (изложение) является для 11-классников допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Ребята с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение. Сочинение по желанию могут написать и выпускники прошлых лет - для представления его результатов при поступлении в вузы.

Продолжительность написания работы составляла 3 часа 55 минут. Рекомендуемый объем сочинения - не менее 350 слов, изложения - 250-300 слов.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах определил пять основных направлений тем:

1. «Верность и измена»

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой - персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»

Понятия этого направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»

В основе направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество - учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Согласно направлениям, Рособрнадзор разрабатывал конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса. Они стали известны выпускникам за 15 минут до начала написания работы. Ставропольским ребятам были предложены следующие темы:

Когда измену можно простить?

Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

Чем смелость отличается от безрассудства?

Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Все, кто написал сочинение 6 декабря, смогут узнать свои результаты до 20 декабря.

Повторно написать итоговое сочинение (изложение) 7 февраля и 16 мая 2018 года смогут обучающиеся, которые получат неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.