Вы здесь

КАК КРАСТЬ МИЛЛИОНЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ НОВОГО ГОДА ОКОЛО 15 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ ЛИШИЛИСЬ ЖИТЕЛИ СТАВРОПОЛЬЯ ИЗ-ЗА ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕННИКОВ.

Как рассказали в ГУ МВД России по СК, за 9 дней наступившего года полиция региона зарегистрировала 115 заявлений пострадавших от телефонных мошенников граждан. Больше всего среди них жителей Ставрополя. В общей сложности из-за аферистов ставропольцы лишились 15 миллионов рублей.

Так, 69-летнему жителю краевой столицы позвонил неизвестный и представился сотрудником инвестиционной фирмы. Пообещав получение прибыли от приобретения акций, звонивший убедил мужчину перевести с его банковской карты денежные средства на два указанных им счёта. В результате, введённый в заблуждение гражданин перечислил мошеннику около 1,5 миллиона рублей. Однако, так и не получив обещанных дивидендов, потерпевший понял, что его обманули.

То есть тенденция отдавать свои кровно заработанные телефонным жуликам в новом году не только не сохранилась, но и приобрела еще больший размах. Хотя и в прошлом году мошенники набивали карманы деньгами доверчивых граждан немалыми суммами и с завидной регулярностью. Напомним только те преступления, которые случились под занавес уходящего 2021 года. Тогда буквально за пару дней из-за действий телефонных мошенников ставропольцы потеряли более трех миллионов рублей.

Одна из потерпевших - жительница краевого центра. Как сообщила женщина, ей позвонил неизвестный мужчина и представился сотрудником крупной фирмы, предложив потерпевшей получить прибыль с помощью инвестиций в их компанию. Гражданка посчитала предложение выгодным и перевела на банковский счет незнакомца более 800 тысяч рублей. После перевода денежных средств лже-сотрудник перестал выходить на связь. Таким же образом более 1,6 миллиона рублей лишилась еще одна жительница Ставрополя.

Затем от действий злоумышленников пострадали двое пенсионеров - 89-летняя женщина и 82-летний мужчина. Как сообщили потерпевшие, на их стационарные телефоны позвонил неизвестный и представился сотрудником правоохранительных органов. Он сообщил, что родственники пенсионеров спровоцировали ДТП, и теперь для возмещения ущерба якобы пострадавшей стороне необходима определенная сумма денег. Введенные в заблуждение пожилые граждане, следуя указаниям злоумышленника, передали прибывшим к ним домой неизвестным более 500 тысяч рублей. После, когда пенсионеры созвонились со своими родственниками, они поняли, что попались на уловки мошенников и обратились в полицию.

В настоящее время сотрудники полиции города Ставрополя устанавливают личности подозреваемых в совершении мошенничеств в отношении граждан. По данным фактам возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».

Как говорят в полиции, от телефонных жуликов и интернет-мошенников страдают люди абсолютно всех возрастов и социальных статусов. Только суммы ущерба у всех разные. Молодые люди 20-35 лет чаще всего попадаются, покупая или продавая что-то на интернет-площадках. Они совершают покупки на подменных сайтах, переходят с официальных страниц в мессенджеры, чтобы пообщаться с продавцами, и в конце концов их разводят - в среднем на 20-30 тысяч рублей.

Люди 40-55 лет обычно становятся жертвами звонков «из банка, из полиции, из госучреждений». В легких случаях они просто переводят все деньги с карты мошенникам, в тяжелых еще и отправляются в банк, чтобы взять кредит. Здесь средняя сумма ущерба уже возрастает до 500 тысяч рублей. А пожилые люди 60-80 лет расстаются со сбережениями после звонков попавших в аварию «родственников». Ну и истории с «полицейскими» у этой категории граждан тоже случаются, причем известны случаи, когда сотни тысяч рублей пенсионеры просто сбрасывали жуликам с балкона. И суммы ущерба здесь самые значительные - от 700 тысяч.

Расследовать киберпреступления сложно. Жулики давно освоили многоходовки, на каждом этапе которых задействованы разные люди. К примеру, в случаях с кредитами на телефонах работают одни, за вызов такси, на котором жертва поедет в банк, отвечают другие, а добытые нечестным путем деньги выводят со счетов третьи. «Звенья одной цепи могут быть не знакомы друг с другом, более того - находиться в разных городах и даже странах», - говорят эксперты.

Специалисты советуют: если уж так случилось, что вы стали жертвой кибермошенников, не нужно тратить драгоценное время на написание электронных жалоб в разные инстанции, как это иногда рекомендуют в сетях. Нужно быстро сделать две вещи: заблокировать банковскую карту, чтобы предотвратить дальнейшие списания средств, и навестить отделение полиции, где оставить заявление о том, что вы стали жертвой мошенников. Заявление принять обязаны. А вот удастся ли вернуть деньги, не известно. Как говорят полицейские: «Зависит от многих факторов и обстоятельств». Но в основном итог один: если человек, находясь в здравом уме, сообщает третьим лицам данные карты или переводит им деньги, все списания будут необратимыми. Увы.

Эксперты напоминают: все телефонные мошенничества завязаны на том, что жертве не дают времени подумать и трезво оценить ситуацию. «Попробуйте взять паузу в разговоре, - советуют они. - Например, сказать: извините, у меня картошка на плите горит, я отойду на минутку. Этой минуты может хватить, чтобы вспомнить все услышанные истории про потерю накоплений». Лучше бы, конечно, вообще не брать трубки на звонки с незнакомых номеров, но, как показывает практика, старики к этому предупреждению обычно бывают глухи. Поэтому специалисты рекомендует научить престарелых родственников фразе о горящей картошке, которую нужно произносить всякий раз, когда по телефону с вас начинают требовать каких-то быстрых действий, диктовку кодов из СМС и т.д. Сказали про картошку - и отложите телефон, подумайте, не предупреждали ли вас родственники о подобных звонках. Несложно, а деньги целее будут.

И еще один совет от сотрудников правоохранительных органов: внесите в телефоны пожилым родителям номера служб, от имени которых чаще всего действуют мошенники - местных отделов полиции, пенсионного фонда, банка и социальной защиты. В том, что сотрудники этих служб гражданам никогда не звонят, пенсионеры чаще всего сомневаются, особенно когда слышат в трубке суровое: «Вас беспокоит майор полиции...» Но в данном случае у человека сработает ассоциативное мышление: какая полиция, почему другой телефон? Опять же, имея в быстром доступе номера этих служб, всегда можно позвонить и уточнить, проводится ли та операция, о которой вам рассказал «майор», или пытается ли кто-то прямо сейчас украсть ваши деньги, о чем лично только что предупредила вас «служба безопасности» банка.

Полиция также настоятельно рекомендует гражданам не верить рекламным объявлениям, предлагающим быстрое обогащение и призывает ни при каких условиях не перечислять денежные средства на личные счета неизвестных людей, тщательно проверять всю информацию о фирмах и интернет-платформах.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.