Вы здесь

ЗАБОТЫ И ЗАБАВЫ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

А не сделать ли нам «Катюшу»?

В ремонтных мастерских племколхоза «Россия» Новоалександровского района стоит... легендарная «Катюша». С виду самопальная, сваренная из пока еще не окрашенных металлических профилей конструкция на шасси выкрашенного в защитный зеленый цвет автомобиля. Но кто же не узнает ее с первого взгляда?

- Что, кроме хлеба, молока и мяса, колхоз начал еще и вооружения выпускать?

Заместитель председателя колхоза В. Фурманов шутку подхватывает. Парирует: а почему бы и нет? Руки у наших ребят на месте.

Из его дальнейшего рассказа следует, что перед нами, так сказать, забавы настоящих мужчин. Остался не у дел старенький ЗИЛ-157. В металлолом выбросить жалко, ведь легендарная, военная и очень надежная машина. Вот инженер А. Нечипуренко и решил вдохнуть в нее вторую жизнь. Чтобы выезжать на ней на парады 9 мая. И задал себе и механизаторам вопрос, вынесенный в подзаголовок. Затея всем, включая председателя колхоза С. Пьянова, пришлась по душе.

Традиция сохранять старую технику в хозяйстве есть. Здесь на постаментах стоят тракторы «Универсал», ДТ-54, легендарная «Полуторка». Техника - это ведь и наша история, и уроки уважения для молодых к Отечеству, к его достижениям. Так почему не сохранить и ЗИЛ-157, пусть и в таком экзотическом виде?

Уже несколько месяцев инженер не отходит от машины. Сначала всей мастерской капитально отремонтировали сам автомобиль. Сияет теперь краской так, как, наверное, не сиял, когда сходил с конвейера. А затем по найденным в интернете чертежам сварили и реактивную установку. Понятно, что не настоящую, без снарядов и пускового механизма. Но по виду - один в один. Непростое, конечно, оказалось дело. Одних только круглых отверстий в направляющих из двутавровых балок пришлось вырезать 250 штук. Но зато теперь - узнается. Как на фронтовых фото. Аккурат к приближающемуся празднику Победы закончат. Представляю, с каким восторгом будут встречать новинку на параде люди.

Но «Катюша» - это, так сказать, хобби, занятие для души, им занимаются в свободное от основной работы время. И самое время рассказать об этом в преддверии мужского праздника - дня защитника Отечества 23 февраля. Однако эта самая основная работа в зимние дни у механизаторов одна - забота о технике, на которой они же и работают в сезон. Это ремонт и восстановление тракторов, комбайнов, автомобилей, самых разных прицепных агрегатов - от плугов и копнителей до сеялок. И здесь задача - подготовить ее так, чтобы в сезон полевых работ, который реально начинается на селе, как известно, с начала марта и заканчивается с первым снегом, работала надежно, не отказывала в сложных погодных условиях.

Причем при любом, даже рекордном, урожае. Которые в «России» всегда одни из самых высоких в крае.

Самый лучший ремонтник тот, кто... не ломает

Если кто помнит, давным-давно было даже социалистическое соревнование среди автомобилистов - проработать на своей машине сто тысяч километров без капитального ремонта. Нечто подобное разворачивалось и среди трактористов, комбайнеров. Соревнование это поощрялось, всячески развивалось и давало свои положительные результаты.

Сейчас, понятное дело, ничего такого нет. Да и техника современная без всякого напряга пробегает сто тысяч без капитального ремонта. Но проблема бережной, грамотной ее эксплуатации осталась. Ведь давно известно: без ума и без бережного отношения загубить самую лучшую машину, независимо от того, отечественная она или импортная, можно в два счета. И такие примеры можно найти без труда в окружающей жизни. Поэтому рассказ о заботах настоящих мужчин - ремонте и ремонтниках в «России» не лишне будет начать с того, что здесь на протяжении всего сезона стараются не доводить технику до плачевного состояния.

В колхозе тракторов и комбайнов более ста. Автомобилей - 180, из которых большегрузных «КамАЗов» 59. Огромнейший парк! Но ремонтные мастерские сейчас техникой не заставлены. Да, уже конец ремонтного сезона, через пару недель на техосмотр и в поле. Но причина этой пустоты в мастерских еще и в том, что и ремонтировать особенно нечего! Ремонт как таковой проходят всего единицы техники. К примеру, капитальный ремонт в этом сезоне проведен только трем(!) двигателям. Тогда как еще пару лет назад за зиму ремонтировали больше десятка. Ну а лет десять назад - и тридцать, и сорок перебирали.

Конечно, время изменилось, сейчас и техника другая. Современная техника «Ростсельмаша», которая и приобретается в основном «Россией», намного надежнее, чем еще десять лет назад. Хотя в чем-то и уступает зарубежной, но по затратам на обслуживание заметно выигрывает. Так, например, затраты на покупку запчастей и расходных материалов для ростсельмашевского комбайна «Акрос» - от 100 до 140 тысяч за сезон, а для импортного комбайна «Кейс» - все 500 тысяч. Во многом поэтому импортной техники в «России», которая уж при ее более чем миллиардных годовых доходах могла бы себе позволить ее приобретать, единицы.

В колхозе выстроена целая система контроля за работой техники. В том числе с помощью ГЛОНАСС. Всегда можно узнать, когда выехала та или иная машина, с кем, где сейчас находится и какие операции выполняет.

Помогает сохранять технику в хорошем состоянии, продлевает срок ее работы и грамотное техническое обслуживание. К примеру, использование в двигателях сертифицированного масла, фирменных запчастей. Ну и, конечно, бережное отношение к ней в сезон со стороны самих механизаторов.

В это трудно поверить, но в хозяйстве есть несколько «КамАЗов», которым уже... за тридцать лет! Есть и комбайны-старожилы, и тракторы. Но они, так сказать, прекрасно себя чувствуют, на ходу. Это все следствие и бережного отношения к технике тех, кто на ней работает, и результат контроля и грамотного технического обслуживания.

Самый же главный результат - стопроцентная готовность техники к сезону. Которая сегодня в колхозе «Россия» уже обеспечена.

Мастерские не уступят современной станции ТО

В мастерской, что называется на выходе, стоят два пресса. Техника вроде прицепная, но достаточно сложная, по сути это автоматы, которые все операции делают без вмешательства человека: и подбирают скошенную массу, и прессуют ее в круглый или квадратный тюк, и связывают.

Всего таких агрегатов в хозяйстве семь. В будущем сезоне важен будет каждый, поскольку с их помощью предстоит заготовить в общей сложности десять тысяч тонн кормов - сена, сенажа, соломы. Каждый и отремонтировали. Одним просто сделали профилактику, другие - где подварили, где заменили или восстановили детали. Обходятся в таких случаях, как правило, без фирмачей, поскольку приглашать их дорого. Все - своими силами.

Это в городе мужчины за рулем, считай, уже отвыкли держать в руках гаечные ключи. Чуть что - на автосервис. В селе пока все по-старому. Ремонтируют в основном сами. Но в «России» - на совершенно ином, чем еще лет двадцать назад, уровне.

И он начинается, прежде всего, с ремонтного оборудования. Здесь весь шлейф обрабатывающих станков - от токарных, фрезерных и сверлильных до расточного. Все необходимые для диагностики и наладки агрегатов стенды. Так что все - под силу.

Разумеется, за станками - мастера. Такие, как токарь В. Веткин. Он может изготовить любую деталь. Был бы образец или чертеж.

Ну и, разумеется, не последнюю роль играет организация ремонтных работ. Здесь еще с осени определили, какую и когда технику загонять в мастерские. По графику. И график этот выдержали.

Заработок на ремонте у механизаторов, конечно, не тот, что в поле. Но тоже не такой уж маленький - от 700 до 1000 рублей день.

- С каждым годом, с ростом качества техники, - рассказывает В. Фурманов, - все больше вырисовывается проблема занятости механизаторов зимой. Просто становится нечего особенно ремонтировать, все на ходу. Подумываем над тем, чтобы на базе мастерских оказывать услуги населению.

От ремонтника до конструктора - один шаг

Давно известно, что лучше всего знают технику ремонтники. Даже лучше, чем ее конструкторы и изготовители. Потому что им первым предстают все ее слабые места, которые выявляются в процессе эксплуатации. И они же, ремонтники, не хуже конструкторов понимают, как эти слабые места устранить. Отсюда и множество рационализаторов и изобретателей именно в среде ремонтников. Что имеет место быть и в «России».

Возле комбайна «Торум» стоит отсоединенная наклонная камера. Это своего рода переходная часть от жатки к самому комбайну, через которую скошенная масса поступает на обмолот. На ней одна трещина, вторая... Их проваривают, укрепляют арматурой. Выходит, не рассчитали конструкторы? Да нет, все правильно они рассчитали. Просто исходили из того, что адаптер для уборки кукурузы 8-рядковый. Такая и стояла на комбайне, когда он пришел с завода «Ростсельмаш». Но в последнее время жатки пошли широкозахватные, 12-рядковые. Колхоз их, естественно, приобрел, ведь производительность в полтора раза с ними выше, заменил сразу на нескольких комбайнах. Нестыковка сразу же и вылезла. Ведь теперь по наклонной камере проходит в полтора раза большая скошенная масса, нагрузка на стенки вырастает со всеми неизбежными последствиями.

Конечно, проще было бы вместе с новыми жатками купить и новые, уже усовершенствованные под них наклонные камеры. Однако стоимость их, как говорят на селе, кусается - 200 тысяч рублей. Хотя с виду - просто железный короб с нехитрыми механизмами внутри. Но зачем тратить деньги там, где можно обойтись ремонтом? Деньги - они ведь счет любят. Вот и обходятся. Укрепляют корпуса наклонных камер, делают жестче и крепче. И будут дальше работать с ними и один сезон, и второй, и третий.

Качество работы - от удобств

Мастерские колхоза по комфорту, оснащенности оборудованием, чистоте не уступают тем же современным автомастерским в городах. Причем этот ремонт сопровождается без всякой натяжки творчеством и даже конструкторской мыслью.

Помещения везде светлые, теплые. На полу кафельная плитка. И - чистота повсеместно. Если с техники что-то снимают, то обязательно на расстеленную полиэтиленовую пленку.

На мойке в автогараже устроен теплый пол. Также теплый пол сделали на пункте предрейсового технического осмотра машин.

Совсем недавно открыли комбинат питания. На базе старой столовой, в реконструкцию которой вложили два миллиона рублей. В основном зале подвесной потолок, шторы на окнах по красоте не хуже, чем в холле какой-нибудь гостиницы. Но ценность комбината для хозяйства скорее в другом. Здесь готовят сразу на 250 человек, обеспечивают обедами, кроме мастерских, еще 11 объектов хозяйства - молочно-товарные фермы, полеводческие бригады, колбасный, кондитерский и другие перерабатывающие цеха. Два первых, два вторых блюда, салаты - на выбор. И качество блюд выросло, и сократили число поваров на объектах.

При таких удобствах, при такой заботе о людях не может быть и плохой работы.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.1 (11 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.