Вы здесь

ДУМА О МОЛОДЫХ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В преддверии главного избирательного старта, выборов Президента в 2018 году, в социально-политической жизни страны обнаружилось новое явление: несистемная оппозиция начала использовать в своих целях не просто юные, а совсем уж малолетние, 10-13-летние умы, выводя их массово на улицу под лозунгами с требованиями справедливости и отчета от действующей власти. И хотя в Ставрополе антикоррупционные митинги прошли бледно, малочисленно и не заметно для широкой публики, повод задуматься о воспитании будущих поколений все же есть. На эту тему мы поговорили со спикером Ставропольской городской Думы Георгием Колягиным.

- Георгий Семенович, как местные власти оценивают шествия «навальнят» в марте и июне этого года, состоявшиеся в десятках городов страны? Пугающе?

- Эти события очень ясно показали, как легко организовать массовые беспорядки, манипулируя сознанием детей. Пока что случаи эти можно назвать единичными, но далеко не безобидными. Думаю, что общая задача сейчас, особенно накануне сентябрьских и затем мартовских выборов, для всех уровней власти и общественных институтов состоит в том, чтобы купировать подобные манипуляции именно в начальной стадии, не позволить им разрастись в системное явление, потому что регулярные детские митинги с политическими мотивами и впрямь выглядят пугающей перспективой.

- Каким образом это можно сделать?

- Способы воздействия известны. Как правило, детей и подростков вовлекают в это через группы в социальных сетях, где скудные по содержанию тезисы для лучшего усвоения сопровождаются красивой картинкой, а за участие в протестных шествиях предлагают фантастическое финансовое вознаграждение. Очевидно, что на такой незамысловатый крючок может попасться только совсем наивный человек - ребенок, не обладающий жизненным опытом и критическим мышлением.

- То есть такого рода группы нужно отслеживать и запрещать, как, например, группы смерти, провоцирующие детей на суицид.

- Как минимум, мониторить, в случае необходимости запрещать. Но это лишь организационный нюанс. В запрете нет созидательного начала, к тому же он только подстегнет интерес. Мысль запретом не истребить, а молодым пытливым умам всегда нужна идея. Если ее нет, то в сознание молодежи очень легко внедрить ложные цели, трансформировать свойственные юности нигилизм и обостренное чувство справедливости в экстремизм и фанатизм. Суть воспитательного процесса как раз и состоит в том, чтобы дать правильный ориентир, направить энергию молодости в нужное русло, помочь юношеству раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал, сообразуясь с высокими духовными принципами.

- Значит, не запрет, а созидание...

- Безусловно. Речь идет не о борьбе с политическими конкурентами, а о борьбе за умы будущих поколений. Вовлечение детей и подростков в несанкционированные митинги - только видимая и не самая большая часть накопившихся проблем. Много хуже, на мой взгляд, разрастание криминальной субкультуры в молодежной среде, где популяризуются характерные для преступного мира и совершенно дикие в нормальной жизни постулаты - унижения слабых, легкой наживы за счет других, категорического неприятия власти и инакомыслящих, в быт активно внедряются уголовные правила и понятия. И вот здесь уже можно говорить о системности. Это не какие-то единичные сборища. Поэтому и противодействие должно быть адекватным. Нужна комплексная программа гражданско-патриотического воспитания, сочетающая масштабное применение с адресным подходом. Такой сложный проект можно реализовать только скоординированной, целенаправленной работой образовательных, общественных и административных структур.

Здесь не грех обратиться к опыту советских времен, не забывая, впрочем, и о допущенных тогда ошибках. Излишняя формализация, обретая косность, выхолащивает любую, даже самую благородную идею. Поэтому воспитательный процесс должен быть «живым», чутко реагирующим на вызовы времени. Раз уж «супостаты» используют сетевые технологии в грязных целях, мы должны сделать то же самое из достойных побуждений.

- Эта позиция находит отклик среди ваших коллег?

- Да. Как полагает мой коллега Георгий Головин, один хорошо снятый социальный ролик способен принести много больше пользы, нежели какая-либо иная форма разъяснительной работы. Молодежь очень отзывчива к образовательным и культурным проектам на основе новейших технологий, поэтому социальные сети нужно использовать активнее. Этот вопрос стал частью обсуждения программы гражданско-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Ставрополя, принятию которой было посвящено недавнее заседание комитета по социальной политике Ставропольской городской Думы. На заседании было высказано много разных предложений. Мы условились, что создадим специальную группу с участием депутатов, представителей комитета образования и других профильных ведомств администрации, чтобы качественно доработать программу. Но уже сейчас можно сказать, что она будет направлена на разностороннее развитие школьников, формирование у них гражданской позиции, осознанного отношения к Отечеству, стимулирование социальной активности. Формы работы по программе предполагаются всевозможные: интерактивные игры, дебаты и дискуссии по патриотическо-правовой тематике, конкурсы, конференции, военно-спортивные игры, обсуждение документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы, экскурсионные программы и многое другое. Не буду приводить весь список.

Кроме того, есть два принципиальных момента. Первое: программа должна быть масштабная и адресная, то есть массово применяться в образовательных учреждениях и при этом учитывать особенности каждого отдельно взятого ученика с тем, чтобы обнаружить и развить в нем позитивные способности. В идеале мы должны прийти к такой ситуации, когда у нас не останется ни одного безнадзорного ребенка, праздно шатающегося на улице или так же праздно гуляющего по Интернету. Успех этого предприятия во многом будет зависеть от правильной организации досуга детей, мы должны предложить здоровую и доступную альтернативу компьютерным играм, подъездным тусовкам и подворотням. Это спорт, кружки, секции, волонтерская работа. Второй основополагающий момент: с самых юных лет нужно прививать в детях уважение к закону. Соблюдение установленных в обществе норм и правил должно стать такой же непреложной истиной, как и любовь к Родине. Так называемые продвинутые, свободомыслящие граждане зачастую бравируют искусственной дихотомией «страна - государство», первую люблю, второе - презираю. Это гадкая, растлевающая мысль. Наша задача состоит в том, чтобы донести до молодых поколений подлинный нравственный императив: если ты любишь свою страну, чтишь ее прошлое и веришь в будущее, значит, ты живешь по закону и действуешь только законными методами, иначе никак. Нет достоинства в бессмысленном крикливом протесте, лишь дурные манеры и недалекий ум.

- А какое место работа с молодежью занимает в Думе?

- Важное. В каждом созыве городской Думы присутствуют люди, чья профессия непосредственно связана с воспитанием и образованием. Это директора школ и детских садов, преподаватели вузов. Есть такие специалисты и сейчас - директор 5-го лицея Лариса Токарева и директор кадетской школы имени генерала Ермолова Алексей Хитров. Кроме того, в каждом созыве определяется ответственный за это направление депутат, который курирует деятельность молодежной палаты при городской Думе. В нынешнем составе это Георгий Головин. На другом заседании социального комитета, когда обсуждалась профилактика употребления подростками психоактивных и наркотических веществ, мои коллеги отметили, что ребята из молодежной палаты готовы активно включиться в эту работу, бороться с распространением, пропагандировать здоровый образ жизни, в том числе с использованием социальных сетей. И это очень хорошо. Нам нужны единомышленники именно там, в молодежной среде. Детские психологи утверждают, что для детей больший авторитет имеют не взрослые, а старшие дети, которые подают личный пример. Думаю, это справедливо и для молодежной возрастной группы.

- Что-то вроде «модно быть здоровым, заниматься спортом»?

- Именно так, модно быть здоровым, образованным, ответственным. Модно не только потреблять, но и производить. И хорошо, если современные пиар-технологии будут продвигать новый тренд: личный успех измеряется не только количеством заработанных материальных благ, но и тем, сколько пользы твой труд принес обществу.

Беседовала Дарья КАТЕРИНИЧ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
8 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.