Вы здесь

ГАДЖЕТЫ В ШКОЛЕ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Аватар пользователя admin

Любят все-таки наши избранники народные, политические и общественные деятели выдать на ура какую-нибудь «гениальную» идею, чтобы она разворошила застывшее болото, взбодрила россиян. Из этого числа и озвученное на минувшей неделе предложение председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко по поводу того, что необходимо запретить ученикам приносить в школу телефоны. Такое мнение спикер высказала на заседании Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Мотивировала она эту идею тем, что школы не могут отвечать за сохранность сотовых.

«Вообще надо запретить ношение телефонов в школу, наверное, потому что у нас нет условий для хранения. Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять, а потом этот телефон исчезнет, директора школ тоже не будут брать на себя такую ответственность», - отметила она.

Но чем бы ни руководствовалась спикер Совета Федерации, как говорится, звук выстрела раздался, и его услышали. А так как предложение затрагивает огромную массу людей, учитывая число учеников российских школ, их родителей и представителей педагогического сообщества, то инициативу сегодня не комментирует только ленивый. И комментарии эти настолько разноплановые, что даже мы нашли для себя в них новые грани проблемы, о которых ранее не задумывались. А потому давайте посмотрим на них вместе.

Готовят предложения

И начнем, пожалуй, с того, что первой реакцией на предложение председателя Совфеда стала инициатива главы роспотребнадзора Анны Поповой - о создании рабочей группы по вопросу о порядке использования телефонов в школах. Было отмечено, что это их общее предложение с главой рособрнадзора Сергеем Кравцовым и президентом Российской академии образования Юрием Зинченко.

«Мы вместе отработаем и готовы будем через месяц вам доложить и принять решение», - заявила руководитель ведомства.

Понятно, что в стороне от обсуждения проблемы не осталось и педагогическое сообщество. Официальных комментариев по поводу инициативы от министерства просвещения РФ в этот раз не было. Но ранее, в ходе общероссийского родительского собрания, министр просвещения России Ольга Васильева также высказывалась за запрет мобильных телефонов в школах. Кстати, чуть раньше министр выступала против идеи запретить использование школьниками смартфонов в стенах школ, как это сделали во Франции. Так как, по ее мнению, любой запрет вызывает реакцию прямо противоположную.

Озвучили свои точки зрения по поводу предложения о запрете телефонов в школе и другие официальные лица. Вице-премьер Татьяна Голикова в свою очередь заявила, что сотовые телефоны запрещать нельзя, но надо сделать так, чтобы школьники на уроках на них не отвлекались.

«Как это организовать - надо подумать. Ведь не каждая школа, не каждый директор школы возьмет на себя ответственность собрать эти гаджеты, куда-то в коробку там положить, а потом не разберешься, остались они там или не остались. Тема сложная, она не должна звучать как запретительная, но нужно понять, как это организовать так, чтобы ребенок в школе учился, а не играл», - резюмировала она.

Что думают граждане

Спросили о том, как они относятся к запрету на пользование смартфонами в школах, и россиян. В исследовании приняли участие порядка 10 тысяч человек. 43 процента респондентов выступили против запрета гаджетов в школах. 38 процентов считают, что смартфоны можно запретить, однако использование кнопочных телефонов необходимо оставить. Против всех видов мобильных устройств выступил каждый десятый родитель.

Также россияне рассказали, разрешают ли они своим детям брать с собой в школу мобильный телефон. 84 процента ответили утвердительно. Большая часть участников опроса считает, что смартфон необходим ребенку для постоянной связи. 50 процентов опрошенных полагают, что мобильные телефоны мешают учебе.

Кроме того, участники опроса рассказали, что в некоторых школах детям разрешают пользоваться смартфонами лишь на переменах. Часть россиян отметили, что мобильные телефоны в школах их детей можно использовать на уроках для учебных целей.

Точка зрения о недопустимости такого запрета близка и мне. Для многих родителей наличие у ребенка мобильного телефона - возможность контролировать его передвижение. Я не имею в виду ситуации, когда школа находится в двух минутах ходьбы от дома, где живет ребенок. Но сколько таких детей, которые живут в нескольких остановках от учебного заведения, в котором учатся. Многие дети, к тому же, занимаются спортом, учатся в музыкальных, хореографических, художественных школах, до которых еще нужно добраться. Так что ребенок постоянно находится на созвоне с родителями.

Что касается инициативы по поводу сдачи смартфона в какие-либо ячейки, я с содроганием представляю такую картину. Представьте себе школу, в которой учатся, к примеру, 1600 человек. У нас в Ставрополе такие есть. И каждое утро все они устремляются в школу. Понятно и неудивительно, что в раздевалках с обычными незапирающимися шкафчиками дважды в день столпотворение. Сначала дети должны раздеться, а потом, соответственно, одеться. И это шкафчики без замков. А если в школах начнут устанавливать запирающиеся ячейки для сотовых? И каждый должен будет убрать свой телефон и закрыть шкафчик. Сколько это времени займет? А если кто-то потеряет ключ - дети бывают и очень рассеянны. Опять-таки за чей счет должны оборудоваться эти ячейки? И где?

Быть может, кто-то скажет, что можно сдать телефон учителю. Хорошо, можно все 30 смартфонов сложить в одну коробку. А если у нескольких детей окажутся одинаковые телефоны? Или же кому-то понравится айфон более обеспеченного товарища? Такое ведь тоже может быть. Есть еще и кабинетная система, когда дети бегают по всей школе. Кто-то забрал телефон, кто-то не вспомнил. И самое главное, кто за все это будет отвечать? Что будут делать с теми, кто не сдаст мобильники - досматривать?

В общем, вопросов много. Ответов на них нет.

Скорее нужны, чем нет

Как нет и единой точки зрения по поводу запрета телефонов в школе у учителей.

Да-да, все мы помним, что многие педагоги отмечают, что смартфоны мешают на уроках, потому что дети совершенно не слушают учителей и все время играют или общаются. Многие, но не все. И дискуссия, развернувшаяся на сайте профессионального сообщества «Педсовет» - тому подтверждение. Приведу наиболее интересные высказывания педагогов.

«Что за невезение такое! Только-только наши учителя начали активно применять мобильные технологии, нашли-таки применение «гаджетам проклятым»! Припозднилась Матвиенко со своим предложением. Несколько лет назад очень раздражали телефоны учеников. А сейчас - на физике и химии в качестве калькулятора - вещь незаменимая. Что касается химии, тут уж извините. Тут без выбора: либо мы весь урок решаем 1-2 задачи без калькулятора, либо несколько задач с участием гаджета. А если вспомнить, как «обокрали» химию в школе (2 часа в 8-9 классах и 1 час!!! в 10-11 классах) - другого выхода нет - только с калькулятором! Заметьте, в тематическом планировании по физике еще встречаются темы, посвященные решению задач, а по химии - давно поминай как звали! А так хочется ну хоть чуть-чуть приобщить детишек к удивительному миру химии!!! На биологии - фотографирование живых объектов, в том числе в тандеме с микроскопом и фолдскопом. А QR-коды, а модули LearningApps.org, использование диктофона, фотографирование доски (рисунки, схемы, эксклюзивные задания, конспекты, проекты), поиск информации. А уроки в природе: образовательный геокешинг, фотокроссы, мгновенная передача информации на стену ученического сообщества. Да мало ли еще возможностей... Тем более что в сельских школах уже нет возможности проводить уроки в кабинете информатики - компьютеры не работают, интернет - медленнее не бывает! А плод компьютеризации уже распробован, приобщение к технологиям Web-2.0 уже состоялось. Не-е, вы, городские, как хотите, а в селе без ученических гаджетов будет сложновато. Придется опять уповать на реализацию нацпроекта? Ждать поступления новых компьютеров? Да, бывают неприятности, некоторые отвлекаются на уроке. Будем откровенны, есть такие «некоторые», что может быть, даже лучше, что отвлекаются? В конце-концов, это же вызов нашим профессиональным возможностям - так провести урок, чтобы ни у кого и мысли не возникло о телефоне. Конечно, я немножко утрирую, подшучиваю над самой собою. Думаю, что большинство учителей с облегчением вздохнут, если изымут гаджеты у детей. А жаль!» - пишет учитель из Волгоградской области.

«Правильное использование телефона на уроке (интернет, калькулятор) должно представлять собой элемент грамотности современного школьника. Сколько можно «мучить» таблицы Брадиса на геометрии при применении теоремы косинусов или теоремы синусов, формулы площади треугольника? Где потребуется современному школьнику умение использовать таблицы Брадиса при нахождении значений тригонометрических функций? Таблицы Брадиса, конечно же, классика, и хуже от того, что он умеет их применять, я думаю, не станет, но зачем? На калькуляторе все равно точнее. Сейчас в интернете много неплохих тестов онлайн по всем предметам. На уроке выборочно  тест прошли, пробелы в знания обозначились, сразу же оценка готова. Удобно ведь? На мой взгляд, проблема в том, что у нас не получается объяснить детям, при выполнении каких заданий телефон можно использовать, а при каких не надо его применять. Вычислительные навыки помогают развиваться ребенку, а если он еще при этом использует переместительный, сочетательный и распределительный законы сложения и умножения в рамках программы, то это помогает ему не утомляться при выполнении тренажных заданий», - рассуждает педагог из Красноярского края.

«Смартфон может быть полезным и наоборот, если его реально используют для решения, а не для поиска готового решения. Уже в ближайшее время могут стать доступны возможности использования типовых решений для огромного класса задач. Здесь может возникнуть желание банально скачать решение и ввести свои данные: задание выполнено, но будут ли стоять за этим реальные знания - большой вопрос. Еще удивляет сама школьная программа, она давно не отвечает современности, например, многие задания из реальной жизни просто нельзя выполнить, так как геометрия времен до рождения Христа ответа на них не дает. Жизнь это движение, у станка сегодня движется и стол, и обрабатывающий узел (сверло, лазер, фреза и т. д.). Меняется базис, но этого в школьной геометрии нет, нет его и в средних специальных заведениях, где готовят будущих станочников. На чем построены экономические методы, тема дискретные цепи Маркова с доходами? А ведь это необходимо знать для получения долгосрочных прогнозов. Это все сплошные матрицы, но школа дальше определителей не идет, хотя надо отметить, что в ряде физматлицеев матрицы проходят, но только в теории, никакого практического применения опять не дают. На подходе искусственный интеллект, а как его изучать, если матричное исчисление не проходят. В реальной жизнедеятельности человека все связано, в химии матрицы позволяют определить структуру и свойства молекул в органической химии и биологии. Формула одна, а свойства разные. В физике - давно пора перейти от изучения движения только в одной плоскости, мячи в футболе, теннисе летают не только прямо, но и их иногда, а может и чаще, подкручивают. Только описать это не могут даже главные тренеры страны по этим видам спорта, ни в школе, ни в университете они это не проходили! Я уж не говорю об университетских программах, когда вместо нормального изучения линейной алгебры изучается начертательная геометрия, интересно, а где эти знания сегодня используются - реально нигде! Все не меняется уже более полувека. Но 21 век - это век борьбы за рабочее место, а с таким уровнем подготовки мы готовим аутсайдеров, которых понадобится переучивать. 14-е задание по профильной математике подчас гораздо проще решить с помощью знаний матричного исчисления, чем основываясь на классической геометрии. Машины сегодня строят чертежи, но для понимания подобных вещей нужен другой уровень знаний, который никак не может попасть в школьную программу. Рано или поздно мы пойдем по пути Китая, который вводит изучение искусственного интеллекта с 1 сентября в каждой школе. Но искусственный интеллект тесно связан с такими науками, как матричное исчисление, статистика и еще целым рядом важнейших тем. Но ситуация сложилась парадоксальная, меняется технологический уклад, в следующем году начнется массовый выпуск автомобилей без водителя. Мир в ближайшее десятилетие существенно изменится. А готовы ли будущие граждане к этим кардинальным изменениям на производстве и в офисах?» - пишет предприниматель Виктор.

В общем, не запрещать надо, а думать, как шире использовать возможности. Потому что сейчас время такое.

Вопросы, конечно, есть - и то, что культуры обращения с гаджетами нам всем не хватает (учителям тоже, между прочим), и то, что дети сегодня на переменах уже не бегают по школе, а зависают в телефонах. Плохо последнее или хорошо, неизвестно.

«А представьте, что вдруг у детей исчезнут телефоны на переменах. Их же надо будет чем-то занимать!!! Катастрофа для современной школы в отсутствии детских организаций, элементарных органов самоуправления, живой настоящей воспитательной работы», - пишут об этом, к слову, сами учителя.

Все это, безусловно, важно. Но в данной ситуации, по мнению педагогов, должен восторжествовать здравый смысл. Так что, скорее всего, гаджетам в школе быть. И с этим ничего не поделаешь.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
6 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.