Вы здесь

ВОТ ПРИЕДЕТ БАРИН, БАРИН НАС… ЗАСУДИТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Мы» и «они», «наши» и «те», «свои» и «чужие»… Такого рода разграничительные определения то и дело гуляют по поселку Терский. Раскол, в основе которого, по большому счету, пресловутый земельный вопрос, проходит сейчас здесь порой даже по семьям, по родственникам. И не затихает он, а, похоже, только набирает силу, только потому, что этот самый земельный вопрос никак не решается. И даже загоняется в тупик. Прежде всего - властью.

Именно поэтому приезда в минувшую субботу главы Буденновского муниципального района А. Соколова в поселок его жители ждали с особым нетерпением. Прошел слух, что встреча будет не в полдень, как объявлялось накануне, а двумя часами ранее. Поэтому уже к десяти утра у поселковой школы толпилось не менее ста человек. В общем, как в известном стихотворении: вот приедет барин, барин нас рассудит…

Свои и чужие

Но сначала - о том, как дошли сельчане до жизни такой.

«Чужие» здесь, как это ни странно, это руководство базового хозяйства - АО «Терский» во главе с А. Шебзуховым. Он и его окружение приезжие в этих местах. Но своими так и не стали. Конечно, надо было очень сильно постараться, чтобы это крупнейшее в свое время и образовавшее, по сути, сам поселок, хозяйство, дававшее работу и отцам, и дедам сегодняшних сельчан, стало вдруг чужим для них. Но что есть, то есть.

Деградация хозяйства продолжается вот уже третий десяток лет. Оно несколько раз меняло хозяина, четырежды - название (овцесовхоз «Терский», АОЗТ СХП «Терский», ЗАО «Терский» и ныне АО «Терский», причем вокруг последнего для мухлежа с землей и имуществом, о котором позже, создано еще три «близнеца» - ООО «Терский», ООО колхоз «Терский» и АО СХП «Терский»). Перемены сопровождало то банкротство предшественника, то массовое сокращение коллектива.

Банкротство, по сути, здесь перманентное, не прекращается. Но оно управляемо: то накопят непомерные долги, в том числе государству по налогам, то погасят. Работа Шебзухова с коллективом, по мнению жителей, сопровождается не предоставлением работы, каких-то благ, социальных гарантий, а сутяжничеством и попросту выживанием неугодных. Сегодня хозяйство обрабатывает менее 12 тысяч гектаров земли, но работает в нем всего 30 человек из поселка. Занимается только растениеводством, причем обработку полей ведут, как правило, приезжие. Прикатили с техникой, вспахали или там обмолотили - и на поля другого хозяйства, которых у Шебзухова несколько. Никаких перспектив для развития предприятия, да и поселка, расширения рабочих мест люди не видят. Как следствие - население поселка сокращается. Люди попросту уезжают в поисках лучшей доли.

«Свои» - это прежде всего коллектив недавно созданного ООО «Светлый путь» во главе с директором Т. Васильевой. Обрабатывает пока чуть больше тысячи гектаров, но трудятся в нем 47 человек, все из поселка. Да с десяток местных фермеров с семьями - тоже «свои». Объединяет их идея возрождения поселка, а значит и продолжения самой жизни в этих не всегда уютных для человека местах на востоке края. И еще - планы расширения производства и организации переработки объединяют. Большинство из работников «Светлого пути» и фермеров, как это ни странно, одновременно и собственники земли, которую на правах аренды обрабатывает «Терский». Вот такое противоречие. Поэтому каждый из таких пайщиков вполне предсказуемо стремится перевести землю в хозяйство, в котором работает.

Отделенческие настроения, а с ними и раскол в поселке, как раз и возникли, когда в 2016 - 2017 годах подошел срок перезаключения договоров аренды на основные массивы долевой собственности между пайщиками и «Терским». Люди восприняли это как единственный шанс забрать свою землю. По подсчетам активистов-выделенцев 135 пайщиков из 220, то есть свыше 67 процентов, явное большинство, не хотели продления договоров и собирались выделиться со своей землей.

Меньшинство «побеждает» большинство

В декабре прошлого года состоялись собрания по двум земельным участкам - 37 и 73 общей площадью 715 гектаров. В первом 17 пайщиков из 23 хотели выделиться, во втором - 7 из 13. В 37 участке абсолютное большинство и по долям, и по количеству собственников. Люди знали, кто как проголосует, и потому были уверены, что победят, а во втором участке - что заявят о своем намерении выделяться и уйдут с землей от постылого арендатора.

Но каково же было их удивление, когда собрание по 37 участку «проголосовало» за продление договора аренды! Председательствующий считал по поднятым рукам, а не по долям, как это следует делать. А в зале сидели так называемые представители нескольких пайщиков, доли которых еще до собрания разбили, выдали на каждую доверенность. Председателем собрания путем поднятия рук «избрали» директора «Терского» И. Пашина владельцы всего 46 процентов долей. Таким же образом меньшинство победило большинство в вопросе заключения договора аренды: за заключение договора высказались 43 процента, если считать по долям. Так же «проголосовали» и за утверждение существенных условий договора, то есть за арендную плату, и за представителя пайщиков, уполномоченного подписать договор аренды.

С помощью такого примитивного мухлежа, как подмена голосования по долям голосованием рук, когда подсчитывались голоса даже не пайщиков, меньшинство вырвало победу. Мухлеж этот, к сожалению, процветает на подобного рода собраниях, но его наши доблестные органы никак не хотят квалифицировать как мошенничество. А ведь это оно в чистом виде и есть.

Дальше - больше. По закону люди могли бы уйти с долями, выделиться из земельного массива, если заявили об этом на собрании. Они и заявили. Но в протоколе собрания, которое вел, как мы уже сказали, руководитель «Терского» Пашин, даже упоминания о желающих выделиться, тем более их фамилий, не оказалось.

Более того, на собрании звучало, что договор будет заключаться с АО «Терский», но в протоколах записано АО СХП «Терский». Это юридическое лицо было создано буквально перед собранием и не имеет в активе абсолютно ничего. Так что пайщики, если говорить откровенно, заключили договор с хозяйством-призраком, у которого даже техники для обработки полей нет. И невольно участвуют в сомнительной схеме переброски активов с одного юрлица на другое. Не срастется что-нибудь у Шебзухова в этих манипуляциях, и останутся они с носом.

Когда протокол собрания лег на стол главы поселка А. Усанова, тот категорически отказался его подписывать. Глава избран прямым голосованием, человек порядочный и пользующийся уважением в поселке. Он сам присутствовал на этом собрании и видел, как большинство собственников паев заявляли о прекращении договора аренды и своем выходе.

Государственная поддержка мухлежа

Конечно, пайщики были глубоко возмущены такой победой меньшинства. Большинство обратилось в суд с двумя исками о признании результатов собрания недействительными - по каждому из земельных участков.

Иски эти более чем убедительны. И тем не менее, кончилось все тем, что Буденновский суд, а затем и краевой, отказали. Меньшинство, таким образом, уже именем Российской Федерации победило большинство. Что дало основание обманутым пайщикам утверждать: богатый, как у нас всегда бывает, победил в судах бедных.

После вступления решений судов в законную силу события развивались, как в плохом детективе. Судебные приставы под предлогом исполнения решений попросту забрали главу поселка Усанова и держали до тех пор, пока он не подписал протокол собрания. И сами поучаствовали в мухлеже, уговаривали: мол, подпиши, что не согласен, и все. Но только поставь роспись. Он наконец и поставил, приложив несколько страниц своих возражений. Однако в регистрирующий орган протокол собрания пошел без этого дополнения. Оказывается, в межмуниципальном отделе Росреестра по Буденновскому району считают, что под таким протоколом достаточна любая подпись, что за, что против. Договор таким образом был скоренько зарегистрирован.

Вообще к этому регистрирующему органу у терцев накопилась масса претензий. Он быстро и легко, причем сомнительно с точки зрения закона, регистрирует сделки с землей, где бенефициар АО «Терский». И делает все, чтобы не регистрировать такие сделки в пользу выделения пайщиков. Например, закон запрещает проводить сделки дарения земли долевой собственности с лицом, не являющимся участником такой долевой собственности, но в Буденновске это делается запросто. АО «Терский» и его двойники приобретают таким образом доли в собственность. Зато в отделе всячески тянут регистрацию сделок, вплоть до потери регистрационных дел в том случае, если идет выделение из арендованных «Терским» земель.

И здесь богатый побеждает бедных?

Совсем не главный глава

Соколов приехал на встречу именно к двенадцати часам. И вошел в актовый зал школы в сопровождении аж трех(!) подполковников полиции. Еще двое полицейских чином пониже остались в коридоре. А во дворе - машина с мигалкой. Тот самый случай, когда районный руководитель уже боится с народом без охраны разговаривать?

Начал глава района с информации о портале госуслуг, призвав всех пользоваться им. Рассказал также о проекте «Местная инициатива», в котором район вроде как участвует. Затем дал слово замначальника отдела МВД А. Амелину, который рассказал об оперативной обстановке.… Наконец кто-то из присутствующих не выдержал и вернул главу к теме, ради которой все и собрались. И люди услышал дежурное и абсолютно правильное: «Наша задача - чтобы собственники паев не несли потерь и не были ущемлены в правах».

- Но почему же тогда нам не позволяют реализовать свое право выхода с землей? - прокричал это один пайщик, но по шуму поддержки можно сказать, что выдохнул весь зал. Следом как из рога изобилия посыпались истории. Вот преклонных лет бабушка рассказывает, что хотели с мужем сделать подарок детям, отдать им паи, но уже два года не могут это сделать. Уже и муж умер, не дождался. Второй рассказ о том, что вернулась из Ставрополя, оставила там работу, хотела начать здесь фермерствовать, а землю свою забрать не может. Рассказ третий - дала сыну генеральную доверенность на землю, а его даже не пустили на собрание пайщиков. Четвертая грустная «повесть» о том, как провели межевание двух участков, сдали документы на регистрацию, а они там пропали. Чуть ли не в каждой такой истории звучало: почему своим - нельзя своей собственностью распорядиться, а приезжим - можно, причем чужой собственностью, им все вовремя регистрируют?

Одним словом, все вопросы главе района - как раз о невозможности пайщиков реализовать свои права на землю, об их ущемлении.

- А вы пробовали обращаться в АО «Терский?» - раздалось в ответ. Лучше бы Соколов это не говорил. Зал просто загудел от возмущения. Люди поняли, что глава попросту валяет дурака. Или вообще не в курсе дел в районе. Посыпался новый пласт вопросов: почему и зачем администрация района подала четыре иска о непризнании регистрации земельных участков, выделившихся из «Терского»? Вы что, подыгрываете Шебзухову? Ответ был просто ошеломительно детским: «Отмежевали с нарушениями, участки наложились на государственную собственность - лесополосы. Первые пайщики уйдут с землей, лесополосы отдадим, а последним пайщикам - не хватит, что тогда делать? Вот и подали, и еще два иска подадим, они уже готовы».

То есть народ ждет, что барин рассудит, а барин еще и сам осудит? Тут уж зал стал с главой бурно спорить. И доказывать, что все его аргументы шиты белыми нитками. Почему 25 лет не замечали, что лесополосы в земельном массиве, а как только из него выделились, сразу заметили и отменили и межевание, и регистрацию? А ведь за это деньги, и немалые, пайщиками заплачены. И почему за такую, с позволения сказать, работу не отвечает регистратор?  И как это так получилось, что ни один из таких исков не коснулся «Терского» и его собственников, ведь они также проводили межевание и регистрацию? Опять же, как это не хватит земли, разве у района нет фонда перераспределения? Или уже профукали?

Но глава будто всего этого не слышал. Собравшиеся лишь узнали, что у него больше всего жалоб по земельным вопросам из Терского, и надо как-то договариваться и мирно жить. То есть только что не сказал вслух: сидите и не рыпайтесь. Все будет, как скажет Шебзухов.

А Шебзухов, и это тоже прозвучало на собрании, не стесняясь говорит вслух, что он ни одного пая не отдаст и у него все под контролем. Районная администрация, суды и регистрирующий орган «под контролем»?

 Но не от самого Шебзухова прозвучало, а от пайщиков. Ни его самого, ни директора «Терского» с заместителями на собрании, как это ни странно, не было. Хотя если вдуматься, ничего тут странного нет. Зачем им ходить, когда там ответ держал их представитель - глава района Соколов?

Ученый-агроном в погонах

Было на этом серьезнейшем собрании и свое комическое отделение. Это когда под конец слово снова взял замначальника районной полиции подполковник Амелин.

Представился, что он кроме всего прочего еще и ученый-агроном по основному образованию. И что в сельском хозяйстве понимает. Предсказал, «куда ведут вас юристы»: если землю разберут фермеры, то поселок вообще останется без рабочих мест. И тогда у него уж точно не будет перспективы. Сейчас вы пытаетесь что-то урвать, а потом окажетесь у разбитого корыта. Дележка земли - дорога в никуда.

Мне показалось, что его сейчас освищут. Но зал лишь ответил откровенным смехом и резонными возражениями. Один фермер привел пример, что у него всего на нескольких паях работает шесть человек, другой - что пять. Да и уже упомянутая мною цифра 47 - количество работающих в ООО «Светлый путь» на тысяче гектаров - начисто развенчивает страхи ученого агронома в погонах. Кто-то попросил встать всех владельцев паев, кто работает на земле, но не у «Терского». Встало не меньше двух третей зала, в котором было больше сотни человек.

От собравшихся прозвучало резонное предложение: создать земельную комиссию и разобрать на ней все случаи нарушения прав пайщиков поселка. Но глава района его будто бы и не услышал. И в конце лишь призвал жить дружно. 

Что остается? Протестовать?

Таким образом, пайщики «Терского» так и не услышали от главы своего района ответа ни на один поставленный вопрос. Лишь поняли, на чьей он стороне, и что никакой защиты их прав от районной власти ждать не стоит.

Сейчас в поселке уже обсуждается вопрос о заявлении своих прав краевой власти. В виде пикетов или даже митингов на площади Ленина в Ставрополе пред зданием правительства края.

Жалобы губернатору края В. Владимирову они уже писали. Остается достучаться к нему действием. И доказать ему, что его установка на обработку земли крупными хозяйствами приводит к нарушению конституционных прав граждан. 

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.5 (8315 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.