Вы здесь

А ЭТО ВОВСЕ НЕ ИКОНА. ТАК, КОРЯВАЯ ДОСКА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Несвадебный переполох
Чулпан Хаматова, Борис Гребенщиков, Валерий Меладзе, Максим Галкин с Аллой Пугачевой, Артур Смолянинов… Теперь вот Дмитрий Назаров с Ольгой Васильевой. Вокруг этих и многих других артистических имен периодически вспыхивает общественная дискуссия по поводу их антивоенных «театральных номеров». (Беру в кавычки, поскольку ничего подлинно театрального в них не просматривается). Одни говорят, что они предатели, неблагодарные свиньи, роют корни под дубом, с которого кормятся, и прочее. Другие – что они всего лишь за мир, как люди честные, как совесть нации не могут принять кровь и разрушения, сопровождающие Специальную военную операцию на Украине. Потому и протестуют, и осуждают, потому и уезжают за кордон.
По большому счету, в этом споре все определяет точка отсчета. Если считать, что война началась в 2022 году, с даты объявления СВО – то актеры вроде как формально и правы. Агрессия на суверенную страну в 21 веке выглядит дико. Но если принимать за начало войны в Донбассе 2014 год, а также то, что эта самая суверенная страна стала представлять явную опасность для России – правы их противники. Россия всего лишь пришла на помощь тем, кого целых восемь лет гнобили и убивали. Никакая тут не агрессия, а защита тех, кто агрессии давно уже подвергся. Да и самой России защита. От тех, кто попытался через фашизацию соседней страны уничтожить наш образ жизни и навязать свой. Помощь и защита пусть и запоздалые, но тем не менее назревшие и необходимые. Из тех, что лучше поздно, чем никогда. И не понимает этой разницы только человек поверхностный и ограниченный, не видящий дальше своего носа.
По моим наблюдениям дискуссия эта общественная не в пользу актеров-отступников. Да и как может нормальный человек поддерживать эти просто дикие заявления, что актер готов и в русских стрелять (сам являясь русским!), и против своей страны, и против ее руководства выступает. Настоящая, трудящаяся, а не лицедействующая, часть страны думает по-другому, всецело поддерживает СВО. По большому счету, видит дальше того самого театрального носа, о котором сказано выше. Не только словами, но и делами поддерживает. Записывается в добровольцы и идет на фронт, становится волонтерами, собирает пожертвования для армии, окружает заботой семьи мобилизованных. Ждет, между прочим, только победы.
И, тем не менее, сам факт этой общественной дискуссии, сам этот явно несвадебный переполох говорит о том, что протестные акты актеров это самое общество задели. Настолько, что некоторые горячие головы уже оценивают их поступки как предательство и требуют против таких персон радикальных мер, вплоть до лишения гражданства или того пуще – осуждения за измену.
Проблема не в них, а в нас
Тут даже не в них, этих самых актерах-певцах, дело. Не так их уж и много оказалось, погоды они в актерском цехе не делают. А в нас, рядовых гражданах. Точнее будет сказать, что общество болезненно переживает свое разочарование известными именами.
Да и как по-другому? Смолянинов в «9 роте» играл, куда уж патриотичнее роль, его герой жизнь за Родину положил, и вдруг на тебе, готов с Россией воевать на стороне Украины и русских уничтожать. Оставаясь ее гражданином. А Назаров? Его колоритный поп в «Штрафбате» запомнился как нечто большее, чем воин, как сама справедливость, как само спустившееся с небес благословение в жесточайшей, безжалостной мясорубке. А теперь, когда вот она, война настоящая развернулась за эту же страну, за Родину, он кто? Священную для всех песню «Хотят ли русские войны» издевательски перекладывает как обвинение страны и ее руководства. И всех русских заодно. Люди не могут не задаться вопросом: почему не соответствует образу?
Дело, повторяю, не в них, актерах, а в нас. Именно в нас, долгие и долгие годы переоценивавших этих людей. Принявших сыгранные ими роли и образы за них самих, за их суть. Обласкавших своим вниманием и высокой платой за их вроде как напряженный труд. Хорош «труд», если артист приехал в город, дал всего один концерт, то есть полтора – два часа поработал, да еще и не пыльно, на теплой сцене, за это содрал с каждого от двух до пяти тысяч рублей и рванул дальше, продолжать свой ненапряжный чес по другим городам! А мы? Мы ничего, воспринимаем, будто так и надо, хотя и ворчим, но платим безропотно. Как говорится, хочется приобщиться к высокой культуре. Но ведь артисты – всего лишь лицедеи. По большому счету – не настоящие люди в своих образах. Искусственные, сотканные из авторских текстов, из режиссерских приемов персонажи. Когда предстают перед нами на сцене театра или экране кино. Сегодня он – герой, завтра – злодей. Мы же этой искусственности, как водится, не замечаем. Принимаем за благословленную, намоленную икону то, что на самом деле – корявая, размалеванная доска.
Понять нас можно. Долгое время мы жили в мире, лишенном героического. В отсутствие героев настоящих истово поклонялись искусственным. Тем, кто героев всего лишь изображал. Возвели их в абсолют. И вот теперь пелена спала. И сняли ее с наших глаз те же самые искусственные герои. Своими дурацкими эпатажами. А нам теперь обидно. Не за них, а в большей степени за себя. За то, что так простодушно обманывались. И так и тянет их за это строго-престрого наказать.
Все в медалях и орденах…
Не только общество, но и современное наше государство явно переоценило, да и продолжает переоценивать этот самый искусственный артистический мир. Например, в том, что буквально засыпает его наградами. Большая часть из выше названых актеров-оппозиционеров (назовем их так, хотя точнее будет употребить слово актеров-бузотеров) – народные артисты. Если верить Википедии, то с начала девяностых годов звания Народный артист России удостоены без малого полторы тысячи (!) человек. Явный рекорд и перекос по отношению к другим профессиям. Власть заигрывала с популярными людьми в расчете набрать и свою популярность? В последние годы этот перекос стал исправляться, но это только в последние годы.
Несть числа и государственным наградам, орденам и медалям на широкую актерскую грудь. Тот же Назаров – кавалер Ордена Дружбы. Как и Галкин. Хаматова – лауреат аж двух Государственных премий. Гребенщиков награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени. Пугачева – также орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени, у нее до того была и вторая, и третья степень, плюс еще десяток госнаград, включая государственную премию России. Меладзе – неоднократный обладатель Национальной премии «Овация»… Редко какое награждение в Кремле обходится без двух-трех артистических имен. С завидной регулярностью и самыми высокими наградами, вплоть до высшей награды страны Орденом Андрея Первозванного, отмечает их Президент. Этим орденом, кстати, награждены аж трое артистов, и всего один военный. Что более чем красноречиво говорит о приоритетах. Девиз этого ордена, напомню, «За веру и верность». По большому счету, он должен распространяться на все государственные награды. Не верен Родине – забирать. Очень даже подходит к теме нашего разговора.
Но и это еще не все. Вспомним, как много средств государство выделяло и продолжает выделять на развитие той же театральной сферы. Все более-менее заметные, имеющие историю театры были реконструированы. Большой, Мариинский, оба МХАТ и далее по списку. На это пошли миллиарды и миллиарды. Сейчас вот настал черед провинции: в регионах начинают строить культурные центры с гастрольными сценами. Тоже немалые деньги. Чтобы, значит, столичные театры там выступали. Бабки сшибали, а заодно и культуру в массы несли.
Да, забота вроде и о зрителе. О том самом обществе. Но по большей части – забота именно о театральных коллективах, о создании для них достойных рабочих мест, современного высокотехнологичного обрамления их творчества. В расчете на то, что они Родине послужат и все вернется сторицей.
И еще важный момент. Все наши большие театры – на государственном коште. Дотации им выделяют, и немалые. По данным СМИ – до 69 миллиардов в год через субсидии и гранты, две трети всех расходов. Плюс дополнительное увеличение ассигнований на театры и концертные организации: в 2021 – на 2 миллиарда, в 2022 – на 1,1 миллиарда. Неплохая зарплата, плюс чес по стране. Плюс съемки в кино, вот и превратились наши лицедеи в одну из самых высокооплачиваемых каст. Как зарабатывают эстрадники – уже описано выше. Про чес. Ну, а когда бабки некуда девать, теряется чувство реальности. Убеждение, что шибко умный, приходит, как известно, с богатством.
Не исключено, что болезненная реакция на СВО некоторых артистов объясняется еще и страхом потерять эти доходы. В войну ведь пушки говорят, музы молчат. Вот и рванули за кордон, одновременно прокладывая себе туда дорожку антироссийской лексикой. Только вот судя по тому, как их там приняли, этот номер не прошел. Надо ждать покаяний с возвращениями?
Все начинается с пижонства
Лет пять-шесть назад попал на вечер Максима Аверина. Актер вроде интересный, на тот момент был уже достаточно популярным. Но начал он встречу со зрителями с того, что стал пересыпать свое выступление забористыми матами. Видимо человек всерьез считает, что литературным языком невозможно выразить все богатство его личности, вот и перешел на нецензурщину. На возмущенное замечание из зала: «Здесь же дети!», последовало: «На мои выступления нечего с детьми приходить!». Как тут не съерничать: пиши тогда об этом на афише! Да и дело было в зале Ставропольской филармонии, как известно, очень небольшом, и наш герой не мог не заметить, что зрители уже пришли с детьми. Но тем не менее повел себя именно так.
Замечание помогло, больше к матерщине актер не возвращался. Да и показал себя интересным человеком. Но что парадоксально: человек из сферы что ни на есть культуры проявил себя абсолютно бескультурно. Хоть с телеэкрана предстает как личность очень даже возвышенная. И таких примеров можно при желании найти, как говорится, воз и маленькую тележку.
Справедливости ради надо сказать, что Аверин пока в проукраинской и антироссийской риторике не замечен. Хотя и среди явных патриотов его не видно. Вроде как вне политики. Сказал в одном из интервью, что ему жалко страдающих людей в Луганске, и хоть завтра поедет им помогать. Однако сообщений о том, что уже съездил, я не нашел.
Я привел историю с ним исключительно как пример пижонства. Неестественного и отталкивающего. Не в последнюю очередь именно стремление выделиться, эпатировать лежит в основе антироссийских выпадов его коллег. Они без стеснения лезут как раз в политику. Там пижонят. И обо всем и всех безапелляционно судят. При этом патриотизм, любовь к Родине в их среде давно уже не в чести. Нечто вроде запретной темы. Это признают сами деятели культуры. Но ведь свято место пусто не бывает, и вот уже на отведенном для этих высоких качеств в актерских душах месте вырастают русофобия и нелюбовь к Родине. Самопиар, помноженный на самовлюбленность и всеядность, в итоге приводят к предательству тех и того, ради кого и что вчера еще играл.
С другой стороны, откуда ей взяться, этой самой культуре, и тем более пророссийской политической ориентации, в богемной среде? В театральных училищах правила хорошего поведения по отношению к своей стране наверняка не преподают. Философию с историей если и читают, то на примитивном уровне, а значит и фундаментальных знаний, необходимых для всестороннего понимания жизни, и особенно политики, не дают. Профессиональная же, богемная среда – исключительно на уровне ремесла. В ней – все на эпатаже, на соревновании кто громче, кто позабористее крикнет, кто сделает то, что до него еще никто не делал.
И кто, якобы, талантливее. Талантливее талантливых. Поскольку одно это определение – талант, уже ничего там не значит. Все там таланты, раз вошли в заветную дверь. Наркоману требуется постоянное увеличение дозы. И вот мы уже слышим: звезда, супер-звезда, гипер-звезда, мега-звезда… Восходящая, ослепительная, мировая… Только так, и не иначе, они себя называют. И, похоже, искренне верят в свою повальную звездность.
Стремление выскочить из штанов чревато тем, что ненароком обнажится то, что в штанах. И оно обнажается. Сплошь и рядом. Срамное и отталкивающее.
Выгнать из театра еще не все
Позиция сегодняшней российской власти по отношению к предателям от искусства, как это ни удивительно, предельно осторожная. Во всяком случае, ни Президент Владимир Путин, ни его пресс-секретарь Дмитрий Песков таковыми их не назвали. Наоборот, последний совсем недавно сказал нечто вроде того, что власти страны должны поступать так, чтобы уехавшие захотели вернуться. СВО на полпути ради них прекратить? Вообще-то это стремление усидеть на двух стульях власть не красит. И даже наводит на подозрения, что она в какой-то степени чувствует какую-то вину. За то, что с ними носилась? Вчера еще ордена вешали, а сегодня осуждать?
Куда решительнее действует руководитель МХАТ Константин Хабенский. Он просто выгнал Назарова и Васильеву из театра. О чем так же, как о большом событии, раструбили СМИ. В общем, даже этот вполне естественный итог языкового распутства стал основанием для их пиара.
Хабенский, который всегда говорил, что он вне политики и даже сторонится ее, поступил как большой политик в полном смысле этого слова. Сегодняшнее искусство в России должно быть патриотичным. Сорную траву из поля вон.
Но куда труднее будет выгнать актеров из общественного сознания как героев нашего времени.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (6 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.