Вы здесь

АОЗТ «ГИБДД»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В недавние времена, если кто помнит, бытовал такой анекдот. В пятом тысячелетии археологи нашли стоянку человека из ХХ века. И вся стоянка завалена какими-то полосатыми палками. Старенький профессор антропологии поясняет: «В те времена существовало такое племя, они гаи назывались. Так вот, такими палками гаи себе пропитание добывали».

Сержантско-рядовое сокращение

В 2017 году дорожная синекура для сотрудников ГИБДД вроде как закончилась. Исчезло большинство стационарных постов, бело-голубые «десятки» перестали маячить за каждым поворотом, а грузные сержанты бросили свои лежки в кустах, где они с радаром наперевес подстерегали нарушителей. И негласное требование начальства к сотрудникам, определявшее сумму штрафов (с рядового и сержантского состава на дороге - десятка, с офицера - двенадцать в день), бытовавшее во многих подразделениях ГИБДД, потеряло смысл. Мало того, у ГИБДД отобрали право выдавать водительские права и самостоятельно проводить техосмотр. Некому стало зарабатывать?

А с 2016 года еще и сокращения в ГИБДД пошли, довольно ощутимые. В основном среди самых что ни есть кормильцев, рядового и сержантского состава. В том году МВД потеряло 163 тысячи сотрудников, частью именно гаишников. Наконец, согласно решению Правительства РФ от 2017 года, несчастная ГИБДД потеряет в этом году еще 10 000 сотрудников (есть мнение, что это сокращение коснется инспекторов дорожного движения, то есть все тот же рядовой и сержантский состав). После чего в рядах стражей дорожной безопасности, как они себя называют, останется всего 55 000 бойцов. В Ставропольском крае, например, под сокращение в этом году попадут почти тысяча сотрудников МВД - точнее, не под сокращение, они будут переведены из ГИБДД в другие службы. Похоже, в ДПС останутся сотрудники званием не ниже майора. Мало того, вовсю муссируются слухи о полном расформировании ГИБДД с передачей ее функций Росгвардии. Впрочем, руководство инспекции эти слухи опровергает. И, возможно, небезосновательно.

Жизнь налаживается

И ничего страшного с ГИБДД не случилось. Патрули никуда не делись, но об этом позже. Сейчас - о правах сотрудников ДПС «казнить», как они говорят, граждан, имевших неосторожность попасть под их юрисдикцию.

Согласно существующему в нашей стране законодательству, сотрудники ДПС до последнего времени имели право оштрафовать автомобилиста, велосипедиста, пешехода и даже водителя кобылы по любой из 154 статей КоАП РФ. За последние несколько месяцев этот список расширился. Теперь, помимо привычных выездов на встречную, пересечение сплошной или вождение в состоянии опьянения наказывать будут за новые нарушения, утвержденные депутатами Госдумы. В частности, за выход из автомобиля без светоотражающего жилета или одежды, оснащенной светоотражающими элементами, с 18 марта, согласно пункту 2.3.4 ПДД положен штраф в 500 рублей. Если вышел из машины в темное время суток в ситуации с плохой видимостью и вне населенного пункта.

Это последнее новшество. Всего таких за пару лет накопилось с десяток. Все знают о штрафах за отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, за отсутствие аптечки и огнетушителя, даже за изменение клиренса автомобиля от уровня, заявленного в ПТС. Разброс штрафов - от тех же 500 до 3000 рублей.

Наконец, камеры видеофотосъемки. Об этих «платиновых» устройствах, устанавливаемых уже и в нашем крае, мы рассказывали. Но не грех еще раз задаться вопросом: неужели на Ставрополье решены абсолютно все проблемы - с детскими садами, школами, здравоохранением - и возникла насущная необходимость потратить в 2018 году треть миллиарда (!) бюджетных денег на установку всего 75 таких камер по всему краю? Это ведь ни много ни мало - треть годового долга Ставропольского края перед РФ за предоставленные ранее дотации. К слову, аж шесть таких камер разместят в двух городах края - в краевом центре и в городе Минеральные Воды. Каждое устройство из 75 обойдется региону по 4,5 миллиона рублей.

Рыцари дорожной безопасности в чинах от полковника и выше обосновывают все эти нововведения двумя аргументами. Во-первых, говорят они, на дорогах из-за сокращений в службе практически нет патрулей, и следить за безопасностью некому. Во-вторых, те же третьмиллиардные затраты на установку камер вскоре окупятся.

Вообще, рыночные термины в лексиконе современных гаишников все чаще заменяют прежде кондовый милицейский штиль. Потому что дорожно-патрульная служба уже безо всякого стеснения даже сама себя считает исключительно рыночной структурой, призванной зарабатывать деньги.

Говорите, нет патрулей?

47 подразделений ГИБДД МВД России по Ставропольскому краю до сих пор функционируют и развиваются. Никуда не делся парк патрульных автомобилей, и экипажи на местах. И задачи перед ними ставятся более объемные, нежели ранее. Если в прежние времена прятаться по кустам было не то чтобы нельзя, но все же это не отражалось в регламенте служб ДПС, сейчас такое поведение инспекторов ДПС узаконили. Новый регламент разрешает сотрудникам ДПС маскировать патрульное авто на местности. А именно прятать его за поворотами, горками, объектами дорожной инфраструктуры и в кустах. Правда, в правилах есть уточнение, что маскировать патрульную машину экипаж ДПС должен при проведении фото - и видеофиксации нарушений правил ПДД, а также на аварийных участках дорог. Во всех остальных случаях патрульная машина должна быть отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения.

Кроме того, в новом регламенте сказано, что надзор за дорожным движением на машинах, не относящихся к патрульным, не допускается. Но при этом полицейские могут использовать патрульные машины без каких-либо цветографических схем для так называемого скрытого патрулирования. То есть против отечественных водителей будет работать этакое спецподразделение, аналогичное приснопамятному 7 управлению КГБ, в обязанности которого входило скрытое наружное наблюдение. Только в КГБ работали против врагов того государства, а в ГИБДД, значит, врагами считаются все совершеннолетние граждане страны? Ведь «гаишник под прикрытием» будет вправе наказывать, опять же, всех участников дорожного движения - от пешехода до цыгана на бричке.

С начала года на Ставрополье силами ДПС проведено несколько акций, призванных выявить и наказать нарушителей правил дорожного движения. Были задействованы те самые патрульные, которые, по словам краевого гаишного начальства практически исчезли. Патрульные ловят нетрезвых водителей, следят за правильностью прохождения техосмотра, выявляют нарушителей автоперевозок. Дел много.

То есть мало того, что ничего не изменилось в худшую для гаишников сторону - стало лучше. Так зачем же дополнительные третьмиллиардные расходы на камеры видеофотонаблюдения? Зачем вся свистопляска вокруг прохождения ТО, от которого ГИБДД как бы отстранена, но контролировать все же имеет право? Зачем запрет на выдачу водительских прав в гаишных подразделениях, если теперь их подлинность те же гаишники проверяют с утроенной скрупулезностью? Наконец, зачем дурацкое новшество с люминесцентными жилетами - разве автомобили не оснащены светоотражающими фарами, разве при остановке не применяется люминесцирующий знак аварийной остановки? «В дополнение к жилету в автомобиле должен быть знак аварийной остановки, который служит первым сигналом опасности для других водителей» - это выписка из ПДД. И наконец, разве все водители дураки дураками, чтобы при плохой видимости выскакивать без нужды под колеса проезжающих?

Курочка по зернышку

Тут можно вспомнить те же детские автокресла. После принятия закона об их обязательном использовании выяснилось, что 80 процентов этих аксессуаров закупается Китае, причем почти 90 процентов используемых автокресел не соответствуют элементарным требованиям качества. Однако ими исправно торгуют, а за отсутствие сотрудники ДПС исправно штрафуют - по три тысячи с не оборудованного автомобиля, если в салоне ребенок до семи лет. Всем хорошо - и торговцам, и гаишникам. Водители смирились.

Как смирились и с необходимостью в срочном порядке приобретать пресловутые светоотражающие жилеты. Чего там, стоит такой жилет от 106 до 600 рублей. Для водителя, ежедневно сжигающего бензина минимум по полтысячи рублей - конечно, чепуха. На то и расчет был.

Как креслами, так и светоотражающими жилетами в России, в том числе на Ставрополье, торгует известнейшая китайская фирма. Видимо, именно лобби этого холдинга, имеющего оборот в четверть триллиона долларов, раз за разом принимает в России законы один бессмысленнее другого. Между прочим, спрос на светоотражающие жилеты среди россиян серьезно вырос еще в конце прошлого года, задолго до вступления в силу нового закона - правда, почти сразу после обнародования его проекта. «Количество запросов контактов по таким объявлениям за две недели выросло на 29 процентов», - говорят представители известной посреднической интернет-компании, занимающейся перепродажей всего, что приносит прибыль.

Впрочем, для ГИБДД такие новшества лишь приветствуются. Ведь сказано: чем больше у службы возможностей для контроля, тем выше заработки контролирующих сотрудников. Впрочем, вынесенное в подзаголовок «по зернышку» не совсем верно отражает объем денег, которые в перспективе сотрудники ГИБДД будут осваивать. Ведь штрафы участников дорожного движения увеличиваются не только количественно, но и, так сказать, «качественно». То есть штрафуют теперь и за большее количество нарушений, как мы показали, во многом попросту придуманных, и к тому же денег берут больше.

Ведь почти за все нарушения размер штрафа будет увеличен. Кроме того, придуманы новые нарушения, наказания за которые ох как ощутимы. Таких с 2018 года внедрено аж 18! Если, например, водитель остановленной инспектором машины не имеет при себе доверенности - будьте любезны три тысячи. Повесил безосновательно знак «инвалид» или фонарь «такси» - 5 000 рублей. Не пристегнул ремень - тысяча. Мотоциклист, и без шлема - тоже тысяча.

Едешь выпимши - 30 000 рублей. Если водитель будет остановлен в нетрезвом состоянии повторно, то его арестуют на 18-24 месяца. Также 30 000 рублей вынужден будет заплатить каждый, у кого нет прав. При совершении выезда на полосу встречного движения или за превышение скорости инспекторы станут выписывать водителям штрафы в размере 5 000 рублей. В некоторых случаях могут лишить прав на полгода.

Госдума приняла вовсе уж беспрецедентный, так называемый законопроект о народных инспекторах. По нему совестливые граждане, закачав специальную программу в свои гаджеты, смогут снимать припаркованные на газонах или мчащиеся по встречной автомобили и «в один клик» сигнализировать о нарушениях властям.

Документ был разработан МВД во исполнение поручения Президента по итогам заседания президиума Госсовета, которое состоялось весной 2016 года. Цель инициативы обозначена авторами так: «Создание условий для реализации общественного запроса на участие граждан в обеспечении общественной безопасности, повышения уровня безопасности дорожного движения в РФ, снижения смертности и травматизма на дорогах, укрепления доверия граждан к полиции». С начала 2018 года водителей уже могут штрафовать - и штрафуют! - за нарушения ПДД, если такое вот совестливое третье лицо предъявит видеозапись, на которой зафиксирован факт правонарушения. В рамках такого нововведения инспектор может и не оформлять протокол. То есть даже делать ничего не надо - деньги сами притекут...

Все по закону

Есть веские основания подозревать, что гаишное лобби в среде наших так называемых народных избранников сильно как никогда. Ведь что мы видим? Служба ГИБДД постепенно теряет среди силовых структур первенство по уровню коррупционности. Как видно, не потому что перестали брать деньги - берут, и побольше, чем раньше. И дальше брать будут - система выдумывания все новых правил и требований работает, народ не возмущается, поэтому ждать нам новшеств ежегодно. А может, даже по два раза в год - как известно, сотрудники ГИБДД никогда скромностью не отличались. При этом гаишное начальство утверждает, что все изменения и корректировки направлены в большей степени на безопасность и защиту водителей и пешеходов, а непосредственное увеличение суммы штрафов способствует более максимальному их соблюдению.

Просто сейчас посредством многочисленных законодательных инициатив эти поборы стали правомерными, опирающимися на свод правил дорожного движения и КоАП. Мало того, аппетиты ГИБДД настолько разыгрались, что по всей стране, как и в Ставропольском крае, тратятся миллиарды на, по сути, излишества типа камер фотовидеорегистрации по пять миллионов за штуку и вот сейчас - на бессмысленные жилеты либо люминесцентные накладки на одежду.

Сергей Бондарев.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 12 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.