Вы здесь

АКТИВНЫЕ КАМЕНЬ ТОЧАТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На минувшей неделе в Ставрополе побывала исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева. В ходе визита она встретилась с представителями региональных СМИ, среди которых была и корреспондент «Ведомостей». Посвящен разговор был тому, какую роль играют сегодня общественники в процессах, происходящих в сфере ЖКХ.

- Светлана Викторовна, несколько лет назад вы уже приезжали в наш край. В тот момент только происходило становление системы общественного контроля. Насколько сегодня общественники могут вести эффективный диалог с органами власти, слышите ли вы друг друга и стали ли более сознательными собственники?

- Центры ЖКХ-контроля в России начали формироваться с 2012 года, после подписания соответствующего указа Президента РФ. Одна из важнейших наших функций - участие в обсуждениях на самых разных уровнях и площадках, а также организация вертикальных связей между властью и гражданами. Радует то, что в последние годы власти становятся более отзывчивыми. К примеру, сегодня я встречалась с представителями общественности, а позже обсудила ряд из поднятых ими вопросов на встрече с министром ЖКХ Ставропольского края Романом Марченко. Оказалось, что на многие вопросы уже есть ответы.

И хорошо, что реакция идет довольно оперативно.

Что касается активности собственников, то и в этом плане хочется отметить позитивные сдвиги. Хотя если быть совсем уж честной, то нужно признать, что незнание законов, нежелание исполнять свои обязанности и вникать в вопросы своего дома до конца среди собственников не пропали. Но вместе с тем сложился костяк грамотных граждан, которые хорошо ориентируются в происходящих процессах, умеют защищать свои права и готовы помогать другим. И такой пул общественных жилищных инспекторов есть уже в ряде регионов.

Но в то же время наша позиция заключается в том, что не могут сегодня все быть грамотными и ответственными.

И если человек не желает что-либо менять, заставить его шагать в светлое будущее невозможно. Понимает это и государство. А потому наращивает контроль в сфере управления многоквартирными домами, перекладывая все больше функций на органы власти. И закон о региональных системах капитального ремонта, с этой точки зрения, идеальный документ. Если собственники хотят что-то делать и готовы активно себя проявлять, то к их услугам - спецсчет, ну а для более пассивных - общий котел, где за них все будут организовывать.

- С какими проблемами чаще всего обращаются в «ЖКХ-контроль»?

- Наверное, самая острая проблема сейчас - введение новой системы обращения с отходами. Поднимают ее и у вас в крае. В частности, есть вопросы по поводу расчета норматива накопления отходов, тарифам. Темы эти осуждаются, и есть результаты. На Ставрополье сегодня применяются как нормативы, которые были просчитаны путем произведения реальных замеров, так и параметры, рассчитанные по инструкциям и рекомендациям правительства РФ. Последние все-таки решено пересмотреть, исходя из реальных объемов накопления. Новый норматив планируют разработать в ближайшее время и представить на согласование. А еще важно, что сегодня есть альтернатива - платить по нормативу или по факту потребления. И такая схема все же более приемлема к жизни.

- А с тем, кто должен платить - собственники или прописанные граждане - есть ясность?

- В жилищном кодексе значится, что те, кто проживает. Те, кто живет в доме более 5 дней, должны зарегистрироваться в управляющей компании. И соответственно, договор на вывоз ТБО заключается на то количество людей, которые живут в доме или квартире. Как оптимизировать этот процесс, будет обсуждаться по ходу выполнения программы.

- У нас в крае уже работает один из регоператоров, а в ближайшее время к нему присоединятся два других. На ваш взгляд, какую роль должно играть общество в реформировании отрасли?

- Вы знаете, есть регионы, в которых граждане очень активно оценивали территориальные схемы размещения отходов, предложенные региональными органами власти. Участвовали в процессе выбора регоператоров и проверяли правильность начисления нормативов. Взять, к примеру, Крым, где активисты оспорили терсхему, которую предложили региональные органы. Или Иваново - где реформа в полном объеме стартовала еще в июле прошлого года. Сопровождалась она грандиозными скандалами и обращениями в суд. Под давлением общественности под обращениями подписалась и прокуратура. Оспаривалась правильность выборов регионального оператора. И хотя результаты конкурса не были отменены, но прецедент был. А еще в Иваново под давлением общественности удалось добиться пересмотра тарифов и нормативов. Сейчас там пересматривают условия договоров, потому что как-то так получилось, что все вершки достались региональному оператору, а органы местного самоуправления при этом как занимались сбором отходов, так и занимаются, но за меньшую плату. Так что действительно есть примеры того, что под давлением общественности ситуация меняется.

Но в то же время нужно понимать, что эта реформа только делает первые шаги. Иваново, Астрахань, частично Краснодар и Ставропольский край - первые запустили эту работу, а остальным это предстоит. И мы будем очень внимательно наблюдать за тем, как это все делается, чтобы в других субъектах РФ не повторили те ошибки, которые уже допущены первопроходцами.

- Вы много ездите по стране, общаетесь с разными людьми. На ваш взгляд, общество готово к сортировке мусора?

- Я не специалист в переработке. Но специалисты, с которыми я общалась, говорили, что сейчас это практически не имеет смысла и что на деле мусороперерабатывающие заводы готовы принимать любой мусор и делать из него тепло, электроэнергию и другую продукцию.

Хотя, на мой взгляд, обеспечить сортировку отходов - это не вопрос. Мы с классом когда-то выезжали в Финляндию. Так вот дети научились сортировать отходы буквально за два дня. Просто потому, что когда они приносили в магазин три бутылки, им давали столько денег, что на них можно было купить вкуснейшую пиццу. Объясняется это тем, что налог на утилизацию мусора заложен в стоимость продукции.

У нас же это все до сих пор откладывалось, что объяснялось неготовностью экономики. Но вы, наверное, обратили внимание на то, что в последнем послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин сказал, что дальше ждать уже невозможно. Так что, похоже, что сортировку с будущего года все-таки введут и начнет создаваться инфраструктура по переработке отходов. Нужно только доработать законодательство, убрать какие-то мелкие нестыковки, типа НДФЛ от сданной макулатуры, и все заработает.

- Сегодня в законодательстве действительно есть нестыковки. Например, когда человек в своей квартире, пусть даже самовольно, установил индивидуальное отопление, а ему выставляют по сути два платежа - один, как и всем соседям, второй - по его счетчику. И перерасчет не делается, так как нет соответствующего постановления Правительства. Можете ли вы как-то повлиять на ситуацию?

- Можем, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Но вода, как говорится, камень точит. Нужно отметить, что большинство проектов нормативно-правовых актов мы берем на предварительную экспертизу. Взять, к примеру, тот же законопроект о прямых договорах между собственниками и ресурсоснабжающими организациями. Когда мы его обсуждали, то высказали те же самые нарекания, что и правовое управление. Пока документ дорабатывается.

Ну а если говорить о проблеме, о которой вы говорили, сейчас готовится проект постановления минстроя РФ, согласно которому гражданам, переоборудовавшим свои квартиры под индивидуальное отопление, будет дано право платить по своему счетчику и плюс норматив на общедомовые нужды.

К слову, вопрос расчетов за тепло, да и вообще коммунальные ресурсы - тема №1 поступающих к нам обращений. Государство пытается как-то ограничить рост платежей, вводит всевозможные планки, но это - контрпродуктивная ситуация, потому что только актуализация этих процессов и модернизация коммунальной инфраструктуры позволит решить проблемы радикально.

В свое время мы поднимали вопрос о необходимости внедрения автоматического учета потребления коммунальных ресурсов. И вот недавно заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис сказал, что все дома в России планируют оборудовать автоматическими системами снятия показаний приборов учета. Конечно, с одной стороны, нововведение позволит четко понимать, кто сколько чего потребляет. Но другой вопрос - как это будет делаться, за счет кого? Наше предложение - проводить эти работы централизованно из средств, которые собираются на капитальный ремонт МКД, но какой механизм будет использоваться на деле - вопрос открытый.

- Светлана Викторовна, какие механизмы, на ваш взгляд, имеются для расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года?

- Есть поручение Президента РФ до 1 июля этого года принять закон, который установит непрерывный механизм переселения из аварийного жилья. Мы принимали участие в обсуждении новых механизмов, в том числе предложения о создании института развития жилищно-коммунальной сферы, который бы при помощи различных финансовых инструментов помогал территориям модернизировать жилье и коммунальную инфраструктуру и расселять аварийные дома. Самое важное, что сегодня есть понимание, что расселение должно продолжаться с финансированием с федерального уровня.

- Многие говорят о том, что взнос на капитальный ремонт сегодня в регионах низкий и что есть шанс не успеть завершить 30-летнюю программу в сроки? Как вы думаете, не растянется ли «большой» ремонт?

- Если говорить о капитальном ремонте, то хочется отметить, что ранее у нас было много вопросов к ставропольскому Фонду капитального ремонта. Однако сейчас мы видим, что работать он стал более эффективно. Это касается и качества ремонтных работ, и выполнения программ.

А по поводу того, уложится или нет в сроки Ставропольский край, не скажу, так как не обладаю информацией. Но отмечу, что уровень взносов на капремонт в большинстве регионов все-таки ниже, чем должен быть. И только 32 субъекта РФ из 85 софинансируют эти программы. В остальных тариф не позволяет производить ремонт в полном объеме. Чтобы не допустить срывов в выполнении программ, регионам нужно будет либо увеличивать тариф, либо осуществлять поддержку из бюджета. Но это будет политическое решение каждого конкретного субъекта РФ.

Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.