Вы здесь

«Я его не отдам, я его вырву для жизни…»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).
Аватар пользователя admin

Все три жены Булгакова претендуют на звание его музы. Но в вечность с ним шагнула только Елена Сергеевна.

В Ставропольском муниципальном литературно-музыкальном  театре-гостиной «Гармония» премьера! Причем премьера не только спектакля. Постановкой «Теперь мы вдвоем…и мне ничего не страшно», посвященной истории любви Елены Сергеевны и Михаила Афанасьевича Булгаковых, творческий коллектив открыл цикл программ «Наше все».

«Наше все».  Название нового проекта, по-моему, говорит само за себя, -  отмечает художественный руководитель театра «Гармония», заслуженный артист России Игорь Барташ. – Такие программы будут интересны широкому кругу наших зрителей, особенно тем, кто не только любит произведения русских и зарубежных классиков, но и хочет больше знать о тех, кто их написал. Ведь за каждым именем, которое известно во всем мире, иногда скрывается целая историческая эпоха. И биографию известных писателей порой изучать не менее интересно, чем читать их произведения. Тем более, что есть множество примеров, когда творцы прожили  жизнь даже более интересную и захватывающую, чем  герои, которых они описывали в своих произведениях. И даже уход в мир иной многих из них до сих пор вызывает вопросы».

То, что в «Гармонии» решили начать с Булгакова, не случайно. Во-первых, в прошлом году исполнилось 140 лет со дня рождения классика.  Во-вторых, Михаил Булгаков - и один из самых востребованных и читаемых писателей XX века, и один из самых загадочных. А Елена Шиловская -  его великая любовь, его жена и муза. Свою главную книгу - роман «Мастер и Маргарита» - он писал для нее. А она посвятила всю свою жизнь тому, чтобы великое произведение увидело свет.

Спектакль «Теперь мы вдвоем…и мне ничего не страшно» полностью построен на реальных источниках. В его основу легли  письма, дневники и воспоминания. А начинается постановка с рассказа о первой встрече, которая, как известно, редко бывает случайной. А если и бывает, то так только кажется вначале. А через время понимаешь, что все было предопределенно свыше. Задолго, а главное навсегда.

Вот и с  Еленой Сергеевной Шиловской Булгаков познакомился в 1929 году, на масленицу. Позже она вспоминала: «Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. В общем, мы встретились и были рядом». Своему брату она писала об этой встрече: «Сидели мы рядом… у меня развязались какие-то завязочки на рукаве… я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь».

А дальше… Дальше было несколько мучительных лет, состоящих из разлук, терзаний, боли, попыток забыть и расстаться  -  оба были не свободны.  Особенно тяжело было Елене Сергеевне, в браке с Шиловским у нее родилось двое сыновей. Она и правда пыталась расстаться с Михаилом Афанасьевичем. Они не виделись полтора года, за это время она не прочитала ни одного его письма, ни разу не подошла к телефону, не вышла на улицу без сопровождения. А когда через 18 месяцев она  первый раз одна вышла на улицу, то первый кого встретила, был он. А его первой фразой, была: «Я не могу без тебя жить».  И все: никакой долг, никакие дети, ни сытая и обеспеченная жизнь  не могли уже удержать ее вдали от любимого. Эта женщина стала для Михаила Афанасьевича женой и музой, литературным секретарем и биографом, другом и советчицей. Она старалась максимально облегчить для него творческий процесс, устраняя все, что мешает. Вела за него переписку, отвечала на телефонные звонки, вникала в тонкости договоров и следила за своевременной выплатой гонораров. Она перепечатывала его рукописи перед отправкой в редакцию и помогала вносить правки.

Случались и совсем тяжелые периоды, когда Булгакова не печатали и его пьесы не ставили.  К тому же  писатель, вопреки всему,  не был репрессирован, а это для литератора такого масштаба, к тому же никогда не писавшего на востребованные советской властью темы, можно считать настоящей удачей или чудом. Многие гадали, почему Булгакова не тронули. Высказывали самые разные предположения, вплоть до совершенно безумных. Скорее всего, Михаилу Афанасьевичу просто повезло. Или добраться до него не успели. Или… они же были вдвоем, и им было ничего не страшно. Наверное, почти не страшно.

В 1939 году Булгаков заболел. Будучи врачом, Михаил Афанасьевич сразу сам поставил себе диагноз,  тот же, что был у его отца, - злокачественный нефросклероз. «Имей в виду, я буду очень тяжело умирать, - дай мне клятву, что ты не отдашь меня в больницу, я умру у тебя на руках», - сказал он жене. И она исполнила его просьбу. Хотя пришлось ей неимоверно трудно: сначала Михаил Афанасьевич ослеп, потом начались провалы в памяти и страшные боли, от которых он кричал и терял сознание, а приходя в себя просил, чтобы она взяла у Евгения револьвер, имея в виду Шиловского…

«Я его не отдам, - говорит она, -  я его вырву для жизни». Но не получилось, смерть оказалась сильнее, сильнее жизни и любви.  Всю оставшуюся жизнь Елена Сергеевна  посвятила ушедшему мужу, сохранению его архива и публикации его произведений: «Я делаю все, что только в моих силах, для того, чтобы не ушла ни одна строчка, написанная им, чтобы не осталась неизвестной его необыкновенная личность. Это - цель, смысл моей жизни. Я обещала ему многое перед смертью, и я верю, что я выполню все».

Все жены Булгакова претендуют на звание его музы. Но в вечность с ним шагнула только Елена Сергеевна. Не потому, что она была последней, а потому, что оказалась самой верной. Не Булгакову как человеку, а тому, что было в нем сверхчеловеческим и по-настоящему важным - его гению, его творчеству. Его великому роману.

Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован лишь с седьмой попытки вдовы. Она ликовала, потому что боялась умереть, не исполнив желание мужа. Своего супруга Елена Булгакова пережила на 30 лет и была похоронена рядом с ним на Новодевичьем кладбище.

В спектакле заняты два актера – Он и Она - заслуженные артисты РФ Светлана Колганова и Игорь Барташ. На сцене практически отсутствует декорация: пара стульев, стол, лампа, телефон, печатная машинка.  Если честно, я бы и не вспомнила, что эти предметы были в интерьере спектакля. Работа  актеров затмила все. Невероятно деликатно, но при этом абсолютно честно показаны и боль, и тоска, и любовь, и разлука... Причем, артисты  не играли - они просто рассказывали зрителям историю жизни, любви. Но как! Глазами, интонацией, жестами! Удивительно, но было впечатление, что полумрак зала стал рассеиваться, когда Игорь и Светлана стали рассказывать  зрителям о знакомстве своих героев. Каким невероятным светом и необыкновенным теплом засияли их глаза, согревая все вокруг. И так на протяжении всего спектакля. Я не знаю и не понимаю, как  они это делают, это было мастерство высшей пробы. 

Так что, кто давно не слышал историю про настоящую любовь, которая бывает раз в жизни, которая «выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!..». И если кто давным давно не видел, как  мужчина может смотреть на любимую женщину, а женщина в самом высоком смысле этого слова восхищаться мужчиной, то вам прямая дорога в «Гармонию». Без дьявола там точно не обошлось, так что впечатления гарантированы. 

Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.