Вы здесь

«МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИ СТАВРОПОЛЬЯ» - 50 ЛЕТ!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

1 октября, в Международный день музыки, в Ставропольском дворце культуры и спорта торжественно открылся юбилейный 50-й фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья».

Обширная программа фестиваля порадовала жителей и гостей края разнообразием музыкальных жанров, стилей и направлений. В городах, округах и районах Ставрополья прошло за неделю более 250 концертов, праздников народной музыки, литературно-музыкальных композиций. В них приняли участие около тысячи профессиональных и трех тысяч самодеятельных исполнителей, в том числе учащихся музыкальных школ и колледжей.

Кульминацией же традиционного осеннего праздника музыки стала мощная, насыщенная событиями пятидневная фестивальная программа, прошедшая во Дворце культуры и спорта краевой столицы и в зале Ставропольской государственной филармонии, которая в эти дни открыла свой 118-й концертный сезон.

История

В 1960-е годы на Ставрополье активно развивалась культура, увеличилась сеть кинотеатров, библиотек и музыкальных школ, открылись Минераловодское музыкальное и Ставропольское художественное училища. Творческая интеллигенция активно участвовала в жизни края, она же и предложила создать музыкальный фестиваль. Идею поддержали крайком КПСС и краевой совет депутатов трудящихся. И с 7 сентября 1968 года в культурную жизнь Ставропольского края прочно вошел радостный праздник «Музыкальная осень Ставрополья». Тогда ее участниками были именитые композиторы-песенники: В. Соловьев-Седой, М. Фрадкин, Е. Жарковский, А. Эшпай, В. Мурадели, М. Кажлаев. А на сцене выступал симфонический оркестр Кисловодской филармонии под управлением Юрия Симонова, который позже стал главным дирижером Большого театра СССР.

За эти пять десятилетий менялись сроки и формы проведения фестиваля. Маршруты «Осени» были проложены практически во всех городах и селах Ставропольского края. В разные годы к нам приезжали выдающиеся отечественные композиторы, такие как Я. Френкель, Ю. Чичков, М. Таривердиев, Е. Крылатов, А. Пахмутова, а также поэты А. Дементьев, Н. Добронравов, Л. Ошанин и другие. Ставропольские меломаны прекрасно помнят выступления Ларисы Долиной, Эдиты Пьехи, Валентины Толкуновой и, конечно, программы прославленных российских коллективов - московского театра «Кремлевский балет», национального академического оркестра народных инструментов имени Н. Осипова, республиканской хоровой русской капеллы имени А. Юрлова, камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением народного артиста СССР В. Спивакова... Фотографии, афиши, билеты, программки, материалы об открытии самого первого и о проведении последующих фестивалей бережно хранятся в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве.

Пять вечеров

Открытие 50-й «Музыкальной осени Ставрополья» было посвящено Году театра в России. Не случайно поэтому участниками первого вечера стали артисты Севастопольского академического театра танца имени Вадима Елизарова с хореографическим спектаклем «Notre - Dame de Paris» по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Спектакль, созданный по мотивам знаменитого романа Гюго 20 лет назад основателем театра, народным артистом Украины Вадимом Елизаровым, заиграл в обновленной постановке новыми красками благодаря эксклюзивному музыкальному оформлению, уникальной хореографии, текстам и 33 песням, написанным специально для данного показа. Интересно и то, что для спектакля в Ставрополе крымчане привезли пять тонн декораций, что придало драматически страстной истории, разыгранной на сцене Дворца культуры и спорта в музыке и танце, еще больший масштаб и оригинальность. Надо отметить, что театр уже знаком ставропольской публике. В прошлом году он закрывал «Осень» постановкой «Кармен». Театрализованные танцы настолько понравились ставропольцам, что в этом году севастопольцы выступили (и с огромным успехом) на открытии фестиваля.

Во втором вечере «Осени» в старинном зале Ставропольской государственной филармонии звучала волшебная инструментальная музыка венских классиков - Моцарта и Бетховена. В программе «Крейцерова соната» вместе с симфоническим оркестром краевой филармонии под управлением Юрия Михайленко выступили лауреат международных конкурсов, скрипач Гайк Казазян, заслуженный артист РФ Александр Князев (виолончель) и лауреат международных конкурсов, пианист Андрей Коробейников.

Ярким контрастом классике стало выступление (третий вечер фестиваля) в ДКиС рок-группы «Кипелов». Коллектив, известный в России и за рубежом своими композициями в стиле хард-н-хеви, возник в сентябре 2002 года после раскола легендарной группы «Ария». Его возглавил вокалист Валерий Кипелов. Уже первый концертный тур под названием «Путь наверх» по 40 городам России, Украины, Белоруссии показал, что в стране появился оригинальный и самобытный рок-коллектив. Особую популярность получил знаменитый хит группы «Я свободен». Позже были программы и альбомы: «Вавилон», «Реки времени», «В круге пятом», «Жить вопреки», «X лет», которые неизменно занимали и занимают первые строчки в хит-парадах России и лауреатские звания на рок-фестивалях. В Ставрополь группа «Кипелов» привезла свою программу «Все хиты», где собраны лучшие и самые популярные ее рок-композиции.

Четвертый вечер «Музыкальной осени» подарил ставропольцам незабываемую встречу со старейшим музыкальным коллективом России - Государственной академической певческой хоровой капеллой Санкт-Петербурга, которая отметила в этом году свое 540-летие! Художественный руководитель и главный дирижер Капеллы - народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Владислав Чернушенко возглавляет этот прославленный коллектив уже 45 лет. Обращаясь к переполненному залу краевой филармонии, знаменитый хормейстер сказал: «Я взял на себя смелость немного познакомить вас с историей нашего коллектива». И познакомил.

Датой рождения Капеллы принято считать 12 августа 1479 года, когда основанный великим князем Московским Иваном III хор Государевых певчих дьяков принимал участие в службе освящения Успенского собора - первого каменного храма Московского Кремля. В 1701 году царь Петр I переименовал его в Придворный хор, который постоянно сопровождал государя в его поездках и военных походах. 16 мая 1703 года 28 государевых певчих участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы. Вся последующая биография хора связана с Санкт-Петербургом. Позже, в 1763 году, Придворный хор был переименован Екатериной II в Императорскую придворную певческую капеллу.

Рассказал Владислав Чернушенко о хоровой школе мальчиков в городе Глухове, основанной государыней Анной Иоанновной. О регентских классах, первом русском симфоническом оркестре, организованных царем Александром III. До создания этих профессиональных коллективов - хора и оркестра - Россия была известна во всем мире как самая певческая держава. Песня всегда была важной частью семейного уклада русского народа. Можно вполне сказать, что «просвещенный мир встает на колени перед русской народной песней». С Капеллой были связаны имена самых выдающихся музыкальных деятелей - Бортнянского, Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Аренского и других. Менялась страна, менялся и хор. В 1920 году в него впервые включается женская группа, в 1991 году в структуре Капеллы воссоздан симфонический оркестр. Коллектив много гастролирует по всему миру, а к нам в Ставрополь приехал только хор из 57 человек.

Сказать, что слушателям понравилось стройное, гармоничное звучание ведущего хора страны, это не сказать ничего. Люди восторженно кричали «Браво!» после каждого номера и в первом отделении концерта, где исполнялась духовная музыка, и во втором, где звучали хоровые обработки народных песен. Дивные (иначе не скажешь) духовные сочинения Бортнянского, Архангельского, Чеснокова, Свиридова проникали в душу, заставляли гордиться уникальным хоровым искусством нашей страны. А удивительные по красоте народные песни «В темном лесе», «Ласточка», «12 разбойников», «Коробейники», «Веники», «Вдоль по Питерской», романс «Калитка» поднимали настроение, вызывали добрые, теплые чувства. Зрители долго не отпускали хор, и на «бис» питерцы исполнили «Стременную» и знаменитую «Барыню».

Заключительным аккордом фестивальной недели стал яркий и темпераментный джазовый концерт. На торжественном закрытии 50-го краевого фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» выступил всемирно известный Оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема под руководством народного артиста РФ Бориса Фрумкина.

Оркестр Олега Лундстрема - это целая эпоха джазовой музыки России. Ныне оркестру исполняется 85 лет, и за эти годы коллектив завоевал огромное количество наград и званий на джазовых фестивалях в Польше, Болгарии, Голландии, Индии, Франции, США и в других странах. В 90-х годах он был внесен в Книгу рекордов Гиннеса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр.

Концерт начался с джазовых обработок хорошо известных мелодий и песен - «Я шагаю по Москве», «Московские окна», «Песенка военных корреспондентов». И ставропольские фанаты джаза живо реагировали на импровизации тромбонов, саксофонов, труб, ударных и клавишных оркестра. Борис Фрумкин, кстати, замечательный клавишник. Ярко показали себя солисты-вокалисты Тамара Рэйвен и Алексей Минченко. А потом звучала непревзойденная классика американского джаза. И кульминацией стали, как всегда, композиции Дюка Эллингтона «Старый цирковой поезд» и джазовый шедевр «Караван». Тут уж во всей красе показал себя ударник оркестра, заслуженный артист РФ Владимир Журкин. Его финальное соло вызвало полный восторг всего зала. Юбилейный фестиваль классно завершился на ударной ноте.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
11 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.