Вы здесь

«Годы странствий»: поколению победителей посвящается…

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В ставропольском академическом театре драмы премьера. К 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне творческий коллектив представил спектакль по пьесе А. Арбузова «Годы странствий», режиссер художественный руководитель театра, заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова.
В середине 50-х годов прошлого века эта пьеса имела огромный успех: зрители послевоенных лет безоговорочно приняли героев. Постановки одновременно шли в нескольких десятках столичных и провинциальных театров. Секрет, видимо, в том, что пройдя через собственные годы странствий, когда сердца только-только оттаивали от горя, каждый по-своему оценивал дар героев любить жизнь и право на талант. Причем «право на талант» в самом широком смысле этого слова, то есть на талант любить, дружить, работать…
Затем были годы забвения, страна жила другими событиями и заботами, появились новые герои, другие приоритеты. Сегодня о пьесе Арбузова вполне заслуженно вспомнили. Даже несмотря на то, что история, рассказанная в «Годы странствий», не совсем про 
войну. В спектакле нет грома победных фанфар, военных маршей, в нем нет практически сцен сражений и битв. Зато здесь рассказывается об огромной армии советских людей, которые трудились в тылу – делали снаряды и патроны, изобретали новые лекарства, так необходимые во время войны, работали в госпиталях и в поле, шили гимнастерки и шинели, ждали любимых с фронта и растили детей. Этим людям досталось куда меньше славы, хотя их вклад в Победу огромен.
«Побеждали не только на полях сражений, побеждали и в тылу. Вся страна, от мала до велика, на протяжении 1418 дней, круглосуточно была на передовой. Поэтому мы и победили в той страшной войне, ведь в нас генетически заложено: только когда мы все вместе – мы сила. Сила, которую нельзя сломать, мало того, тогда нас и согнуть нельзя. Это суть нашей многонациональной страны», – говорит режиссер Ирина Баранникова.
Новый спектакль ставропольской драмы напоминает ностальгический ретро-сериал, длящийся с не менее страшного, но мирного 1937 года и заканчивающийся победным 1945-м. За четыре года до начала войны, на подмосковной даче, тихим летним вечером собираются студенты-медики. Впереди у них длинная дорога, полная надежд, планов и свершений. Но в их обычную жизнь, как и в жизнь миллионов людей, вероломно вторгается война. И теперь вчерашние мальчишки гибнут под снарядами, грудью защищая Родину, молодые врачи тянут непосильную ношу, днем и ночью вытаскивая с того света раненых бойцов, а женщины в сибирском тылу производят танки и оружие. Война обрекает героев пьесы на странствия, страдания, потери, физические и душевные муки. Выдержит ли любовь испытание разлукой, выдержит ли дружба, выдержит ли организм невыносимое горе и непосильную работу?..
С какой необычайной правдивостью встает перед нами судьба легендарного поколения Победителей! В сюжете переплетаются фронтовые и любовные линии, поиски смысла жизни и внутренняя борьба, бесконечная череда потерь и приобретений, встреч и расставаний.
Военная горечь, которой пронизана пьеса, берет за душу и пробивает слезы. И мужские скупые, и женские, которые практически невозможно остановить. Давно я не видела в зале столько заплаканных лиц, которых зрители особо и не прятали. Как и давно не слышала таких оживленных дискуссий. Уже в фойе, в очереди в гардероб, люди делились впечатлениям, задавали друг другу вопросы, пытаясь найти ответы. Со всех сторон неслось: «Почему она ушла? Почему он отпустил? А ты заметила, какие они другие, не похожие на нас? А ты бы так смогла?». На лицах людей отчетливо читалась и растерянность, и радость, и гордость. Гордость за тех людей середины прошлого века, которые жили другими идеалами, когда в чести были дружба, любовь, верность и патриотизм, когда защищали Родину ценой собственной жизни не только для себя и своих близких, но и за светлое будущее всех людей в мире.
Актеры играют просто блестяще, на одном дыхании, в высшей степени профессионально. Но даже будь тысячу раз профессионалом, невозможно так правдоподобно показать судьбы и трансформации своих персонажей, если ты не живешь их жизнью здесь и сейчас. Если здесь и сейчас не будешь любить, дружить, принимать решения, переживать первые потрясения.
Получилось у каждого. Артист Михаил Подзолко отлично справился с главной ролью. Его герой, Александр Ведерников, проходит трудный путь познания жизни и своего места в ней. В начале – это балагур, рубаха-парень, любимец и любитель женщин. Но с первых мгновений его появления на сцене чувствуется, что за всей этой бравадой кроется настоящий русский характер. У Михаила получилось показать своего героя в процессе его становления, понемногу раскрывая и выдавая зрителю все грани этой яркой и талантливой личности. Показать, как юношеский пыл сменяется зрелостью мужчины, умеющего бороться за дело, за любовь, за отчизну, но при этом утверждая право на собственные открытия, ошибки и победы.
Замечательная работа получилась у актера Филиппа Харция. Он играет Михаила Лаврухина, друга и однокурсника Ведерникова по мединституту, натуру цельную и мужественную. Филипп показал глубокий образ настоящего друга, из тех, который и в трудную минуту поддержит, и правду в глаза не побоится сказать. Да, у него нет ведерниковского таланта, да, он так и не смог влюбить в себя любимую женщину. Но в нем есть то, что ценится в жизни очень высоко: порядочность, надежность, ответственность готовность прийти на помощь. Он сыграл человека, для которого долг, честь и совесть не просто красивые слова. Да что там слова. Он сам – долг, честь и совесть для себя и своих близких.
Артист Александр Сухарев в роли Павлика Тучкова тонко и проникновенно играет настоящего друга, влюбленного мужчину, солдата. Его героя можно охарактеризовать всего двумя эпитетами – достойный и благородный. Кстати, такие роли чрезвычайно идут Александру. Трудно представить себе другого Отто Кестера в ремарковских «Три товарища», да и шварцовский сказочный Медведь в спектакле «Обыкновенное чудо» отличная работа. А как бережно он относится к объекту своей любви Нине, боясь оборвать связующую их дружескую нить. И нет ничего удивительно, что именно погибшему Павлу, мама которого хотела видеть сына знаменитым, Ведерников отдаст авторство изобретенного им лекарственного препарата, что спасет тысячи жизней солдат.
Не менее глубоки и женские образы. Кстати, практически все женщины пьесы связаны отношениями с Ведерниковым. В прошлом – это Галина. Актриса Анастасия Поделякина мастерски показывает незаурядность своей героини. Да, она до сих пор любит Александра, но она способна и к жесткой трезвой оценке своего чувства, ведь это она сама придумала ему «волшебное будущее», в котором первое место оставила себе. Урок не прошел даром. И вот она уже и боится, и желает нового чувства, когда в сибирской эвакуации встречает парторга Никиту Архипова. В этой роли артист Александр Кошелевский играет человека, который, несмотря на свои регалии и ответственную работу, нашел в своем сердце местечко для женщины. Галина станет для него последней любовью, пристанью его неспокойной души.
В настоящем – это Люся, жена Ведерникова. В проникновенном исполнении актрисы Ольги Писаренко эта юная восемнадцатилетняя девушка любит мужа до крика и отдается своему чувству с такой силой, что Ведерников, не очень обращая внимания на ее ревность, лишь позволяет себя любить. Тяжелая работа на танковом заводе, забота о маленькой дочурке, и непрерывное ожидание писем, то, чем жили миллионы ее современниц, преобразуют характер юной женщины, что тонко доносит до нас актриса. И потому ее героиня так стойко переносит известие о том, что муж полюбил другую и с ней прощается.
Актриса Ясения Фалина сыграла Ольгу, девушку, которую любовь связала с Ведерниковым раз и навсегда. Душевная, легкая, трогательная, а еще глубокая, серьезная, цельная – это Ольга в 1937-м году. И взрослая серьезная женщина, пережившая плен, работу в тылу врага и саму войну – это Ольга спустя 8 лет, в победном 1945-м. Пережив годы странствий, она изменилась больше всех. Даже на любовь она стала смотреть по-иному, что и стало причиной ее решения уйти из жизни Ведерникова навсегда. Пожертвовать своим счастьем, ради счастья других. Сильное решение, особенно для совсем молодой женщины, у которой вся жизнь впереди. Зал рыдал. Всё это вместе с ужасами военных лет вызывала ещё большую боль. Невозможно было спокойно смотреть, как она навсегда уходила от него, и как он не остановил ее, как промолчал. Кстати, вот эти два поступка и вызвали бурную постпремьерную дискуссию, которая продолжается и будет продолжаться еще долго, особенно если думать и говорить честно…
Арбузовская драма населена разнообразной палитрой характеров действующих лиц. И каждый актер, занятый в спектакле, как бы мала ни была его роль, играет на общий результат. Трудно представить спектакль без тети Таси в исполнении замечательной актрисы, почетного деятеля искусств СК Людмилы Ковалец. Обаяние, доброта, излучаемые ею, буквально завораживают. А сколько мужества прочитывается в игре Людмилы Анатольевны, когда она провожает на фронт Ольгу, и сколько счастья в финале драмы, когда ее мечта видеть Нину актрисой осуществилась.
Как невозможно представить спектакль без раненого безымянного солдата-артиллериста в исполнении артиста Олега Хомутова. Он сыграл и спел всего несколько строк из военных песен тех лет, но какую гамму чувств сумел передать зрителям. Здесь и тоска по родному дому, и усталость от войны, и жуткая боль вперемешку с невыносимой горечью. Всего несколько минут, а эпизод один из самых сильных и запоминающихся в спектакле.
И актрису Ольгу Клочко в роли санитарки Зойки Толоконцевой тоже не забудут зрители. У ее героини всего лишь несколько сценических минут, но этого было достаточно, чтобы почувствовать и ее бойкий характер, и горечь безответной любви к Ведерникову. Потому ее смерть вызывает душевный отклик.
Запоминается какой-то особой мудростью к жизни и бывалый старший сержант Солдатенков в исполнении почетного деятеля искусств СК Георгия Серебрянского. И счастливые артисты Дарья Симанкина и Константин Юрченко, играющие счастливую пару медиков, отправляющихся на работу в довоенный Нарьян-Мар.
«Меня потряс спектакль. Его герои – мои сверстники, только почти век назад. Но мы сейчас совсем не такие, кажется, что мы сделали огромный шаг назад. А я бы хотела жить именно среди таких людей. В них столько настоящего: самоотверженности, бескорыстия, искренности. Они действительно были готовы пожертвовать ради других всем – здоровьем, славой, счастьем и даже жизнью, – сказала после премьеры студентка Полина Волкова. – К концу спектакля я уже просто рыдала. Спасибо большое, что еще есть произведения, которые делают лучше не только людей, но и мир вокруг нас. По большому счету  для этого не нужно никаких модернизаций, нужно просто любить свой народ и свою Родину, и тогда все получится!».
Пожалуй, на этом остановлюсь. Хотя нет, забыла главное: Поколению Победителей – Вечная Слава! А театру – спасибо. Ведь это так важно – чтобы помнили!
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.