Вы здесь

РАЙ БЕЗ ЛЮБВИ НАЗЫВАЕТСЯ АДОМ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Жизнь после смерти» - тема модная. И мода это непроходящая. Во все времена миллионы человеческих умов пытаются разгадать тайну небытия, предлагая свои варианты и гипотезы. Этот вопрос задают люди разных возрастов и профессий, но чаще всего к этой теме обращаются литераторы. Данте, Булгаков, Акунин, Воронов... Несколько лет назад к этому списку присоединился и молодой питерский драматург Данила Привалов. Его пьесу «Прекрасное далеко» - «грустную утопию» (так обозначил жанр сам автор) - представили ставропольским зрителям актеры Театра на Гагарина. Здесь в минувшее воскресенье состоялась премьера одноименного спектакля, режиссер-постановщик Тамерлан Коченов. Получился трогательный спектакль, настоящее чудо в ставропольской театральной жизни.

... Действие происходит на Том Свете, в раю. В домике похожем на лесную сторожку живут ангелы. Живут мирно и размеренно, разговоры разговаривают,и никто никуда не спешит. Знают, они здесь навсегда. Ангел тетя Таня (актриса Лариса Урбан), погибшая в Ленинграде в блокаду, печет пироги с яблоками, ангел Маруся (актриса Мария Миронова) мечтает о любви, старожил рая Саныч (актер Тамерлан Коченов) пользуется непререкаемым авторитетом и путешествует по ангельским поселениям, Тоха (актер Константин Маковкин) мечтает о табаке и вместе с другом Серегой (актер Дмитрий Ушанев) делает простую мужскую работу. И каждый из них страстно желает обратно на Свободу, так они называют свою земную жизнь. Казалось бы, почему? Ведь оказаться в раю после смерти - это мечта любого человека. Но, оказывается, эта мечта - призрачная иллюзия. Здесь не к чему стремиться, не о чем мечтать, здесь на протяжении столетий совершенно ничего не меняется, тут даже повеситься толком не можешь - ты и так уже умер. А на земле, на Свободе, постоянные перемены, там добиваются своих целей и придумывают новые. Там можно любить, радоваться, ненавидеть, тосковать, скучать. Одним словом, там -обычная жизнь. А еще, кроме свободы, каждый из них мечтает о любви. Даже несмотря на то, что ангелы любить не могут, им вообще что-либо чувствовать не положено. Кто-то говорит об этом открыто, кто-то молчит, кто-то сразу переводит разговоры на другие темы. Но по ходу пьесы становится понятно, что, как и на Этом свете, любовь - главное и на Том. Недаром после спектакля в памяти всплыли слова некогда популярной песни из репертуара Алексея Глызина: «мне без любви даже рая не надо - рай без любви называется адом». Особенно болезненно ситуацию воспринимает вновь прибывший совсем молодой ангел Вася (актер Владислав Таранов). Для него здесь все впервые и оттого особенно страшно.

Все. Дальше описывать сюжет не вижу смысла: это надо самому видеть, переживать и чувствовать. А вот о некоторых сценах хочется написать особо. Один из самых запоминающихся моментов спектакля - каждый ангел пишет на Свободу письмо. Кто-то пишет незнакомому мужчине, кто-то - бывшей любимой девушке, кто-то - Главному, а кто-то и Богу. А потом они начинают читать свои письма, наполненные надеждой, сожалением и верой, что они дойдут до адресата. Ведь в этих посланиях есть все, что они не успели сказать или сделать при жизни... Во время монологов героев зрители в зале не скрывали эмоций. Впрочем, как и на протяжении всего действия, когда смех то и дело сменялся всхлипываниями и наворачивающимися на глаза слезами. А по-другому и быть не могло, поскольку со сцены действительно шли очень личные переживания героев - их воспоминания, их чаяния и надежды... А еще такое бывает, когда актеры не играют свои роли, а живут. Фраза, конечно, затасканная, но иначе здесь не скажешь. Не проживая судьбу своего героя, невозможно сыграть мертвую тоску в глазах, невыносимое отчаяние, такое чистое желание любви.

Еще очень сильная по эмоциям сцена, где ангелов Машу и Васю все-таки, несмотря на все запреты, закружил вихрь любви. Настоящей любви, благодаря которой они смогли вернуться на Свободу.

Не менее затрагивает душу монолог ангела Саныча с Богом, в которого никто из местных обитателей не верит. Проживший дольше всех в раю мудрый и рассудительный ангел в какой-то момент не выдержал. В его монологе и боль, и растерянность, и отчаяние. А прибавьте к этому щемящую музыку...

«Эту пьесу я увидел лет шесть назад в Санкт-Петербурской театральной академии. Знакомые пригласили на студенческий показ. Материал зацепил сразу. Сначала захотелось сыграть в такой пьесе, а со временем и поставить ее. Наш спектакль отличается от постановки, которую я видел. Мне захотелось поднять эмоциональный градус пьесы. Посмотрите, наши ангелы только говорят, что не должны испытывать эмоции, а на самом деле все чувствуют, хоть эти эмоции и фантомные, - говорит режиссер спектакля Тамерлан Коченов. - А еще мы хотели напомнить своим зрителям о хрупкости и быстротечности человеческой жизни. Нужно ловить каждое мгновение, каждый вздох этой жизни. Хочешь поцеловать - целуй, любишь - скажи. Чтобы потом, после смерти, не сожалеть о том, что чего-то не успел, ведь доделать не будет никакой возможности».

Нужно заметить, что у ребят получилось. Думаю, что многим зрителям после спектакля жить захотелось изо всех сил, со вкусом, принимая каждый новый день как чудо. А разве не чудо любить, прощать, радоваться, пить кофе по утрам, обнимать родных людей, говорить им о своих чувствах. Особенно сегодня, когда зачастую, мы прячем свои эмоции, боимся их показать. И эта циничная фраза «Ничего личного...». А теперь представьте на минуту, что вы больше никогда и ничего не испытаете, в вашей душе ничего не шевельнется. Представили? Понравилось? Думаю, нет. А это была всего лишь минута. А если так будет всегда? Зачем тогда нам такая жизнь, не правда ли? Может, все-таки не стоит бояться своих чувств здесь и сейчас. Ведь не известно, успеем ли долюбить, договорить...

Спектакль «Прекрасное далеко» - очень достойная премьера, которой, несомненно, уготована долгая театральная жизнь. Это спектакль, о котором будут говорить, спорить, обсуждать и возвращаться в театр на Гагарина, чтобы посмотреть его вновь и вновь. Всем актерам и режиссеру - браво и низкий поклон!

Радует, что у нас в Ставрополе появилась новая замечательная театральная площадка. Кстати, весной зрителей ждет еще одна премьера. Совсем скоро труппа приступает к репетиции спектак-ля по пьесе П. Гладилина «Мотылек», а ближе к осени ставропольские зрители увидят новую работу - о жизни и творчестве Сергея Есенина.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.9 (9 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.