Вы здесь

НА КАКУЮ БУРЕНКУ СТАВИТЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Парадокс времени: все губернаторы Ставропольского края, от проработавшего двенадцать лет А. Черногорова до нынешнего В. Владимирова только и говорят, что о необходимости развития молочного животноводства. Но объемы производства молока лишь падают из года в год.

Как результат - в нашем богатейшем аграрном крае во весь рост встала проблема нехватки сырья для молочной промышленности. Уже завозим из-за пределов края. Ну а неизбежное ее следствие - удорожание молочных продуктов в розничной сети. Только за прошлый год их цена увеличивалась два раза. Последнее, уже третье повышение - в начале нынешнего года. Сегодня литр молока стоит в магазине уже больше пятидесяти рублей.

Так когда же будет решена проблема производства молока?

Вопрос, на который власть не дает ответа. Но он, позволю себе такую смелость, на поверхности. Никогда. Во всяком случае - в ближайшей перспективе. Потому что не на ту буренку ставят.

Самотек до добра не доводит

Вернемся лет на двадцать назад. Тогда прекратился диктат и контроль партийных органов за количеством поголовья и объемами производства. Наступила так называемая хозяйственная самостоятельность. Переросшая, как показало время, в полнейшую безответственность. Большинство руководителей хозяйств расценили избавление от молочной отрасли как возможность облегчить себе жизнь. И начали вырезать стада, прежде всего молочные.

Казалось бы, власть должна была ударить во все колокола, в срочном порядке найти уже другие, соответствующие рыночному времени механизмы мотивации производства молока. Ввести те же механизмы стимулирования, поскольку отрасль затратная и не всегда была рентабельная. Упорядочить отношения производителя с переработчиками, поскольку последние как монополисты начали диктовать просто грабительские закупочные цены и искусственно тем самым разорять производящую отрасль. Но она, власть, как теперь понятно, палец о палец не ударила. Ну а самотек - он до добра не доводит.

К тому же как-то исподволь в аграрной среде стала культивироваться мысль, что наш регион - хлебный, и на производстве зерновых и надо всем специализироваться. А молоком пусть занимается центральная Россия, где к тому более благоприятные погодные условия. Год за годом и хозяйств, занимающихся молочным производством, в крае осталось считанные единицы. Точнее - чуть более тридцати. Из более чем тысячи в советское время.

То ли мега-фермы, то ли мега-фиги

В начале третьего тысячелетия, когда стало ясно, что делать все же что-то надо, власть бросилась в другую крайность: начала создавать мега-фермы. Искать для них инвесторов, создавать им режимы наибольшего благоприятствования, возить на них делегации гостей. Вплоть до первых лиц государства. Одним словом, делать из них чуть ли не свет в окошке и образец будущего хозяйствования.

На сегодня у нас в крае три таких мега-фермы: в станице Суворовской, в селе Казинка и в Лесной даче.

На них потрачены огромные деньги, в том числе бюджетные сотнями миллионов рублей: на субсидии в поддержку строительства ферм, закупку животных и оборудования. Каждая обошлась хозяину и бюджету примерно в два миллиарда рублей. Но проблему молока эти чудо-сооружения так и не решили. Более того, есть информация, что по крайней мере одна из них уже дышит на ладан.

И, похоже, желающих строить новые мега-фермы в крае больше нет. Одно время с идеей такой фермы носился молочный комбинат «Ставропольский». Вроде даже площадку выбрали. Но посчитало его руководство все плюсы и минусы, и поостыло.

Жизнь как бы вывернула фигу на ожидания решения проблемы одним чудесным махом. Сказала тем самым, что все намного сложнее. И что движение вперед - труднейший процесс, требующий разновекторных усилий.

Сейчас начинают пробиваться голоса, что решение молочной проблемы может быть и в другой плоскости. Путем развития отрасли в СПК - основном звене сельхозпроизводства в крае. То есть, предложения вернуться к доброму старому, когда молочная ферма была в каждом колхозе или совхозе.

Полмиллиона одним молоковозом

Примеры тому в крае еще остались. И один из лучших - молочнотоварное производство в СПК «Племзавод «Россия» Новоалександровского района. Его опыт как бы разрушает стереотипы, сложившиеся в последнее время в молочной отрасли Ставрополья.

Стереотип первый, который развенчивает «Россия» - это что будущее молочного производства - за крупными молочнотоварными комплексами, и что развитие молочных ферм в рамках обычных СПК в наших условиях неперспективно.

Сравнение любой из мега-ферм с «Россией» не в их пользу. Как уже говорилось, затраты на строительство любой из них, как правило, не опускаются ниже двух миллиардов рублей. «Россия» же потратила на реконструкцию всего своего молочнотоварного производства около 200 миллионов рублей, то есть как минимум в десять раз меньше. Старые коровники были просто реконструированы. Причем не сразу, а шаг за шагом, по мере финансовых возможностей. Производство же молока в хозяйстве сейчас 20 тонн в сутки, а на мега-фермах - 70-80 тонн. То есть невооруженным расчетами глазом видно, что отдача на вложенный рубль в «России» в три - четыре раза больше. При этом у каждой из мега-ферм, как и у любого крупного животноводческого производства, большие проблемы и с кадрами, и с кормовой базой, и с хранением навоза, и с ветеринарией, чего практически нет у «России».

Так может, не на ту буренку мы в свое время поставили? И пора уже менять акценты, снова вернуться к буренке на обычной ферме?

Производство молока выгодно!

Стереотип второй, который опять же развенчивает «Россия», что производство молока невыгодно.

Совсем наоборот: выгодно! В самом начале нового года, когда большинство ставропольцев еще отдыхали, «Россия» впервые в своей истории отправила на завод за сутки 20 тонн молока. С тех пор вот уже месяц ежедневно отгружает не ниже этого количества. И выручает за него почти полмиллиона рублей в сутки!

В прошлом году от реализации молока получено 32 миллиона рублей прибыли. В предыдущем 2015 году - 45 миллионов. Произведено соответственно 6874 и 6571 тонна. Себестоимость производства одного килограмма молока - 18 рублей 77 копеек. При том, что средняя цена реализации 23 рубля 74 копейки. Вся же выручка хозяйства от продажи молока в прошлом году 152 миллиона рублей, в 2015 году - 138 миллионов.

К слову: в 2016 году валовый надой молока по хозяйству превысил уровень советских времен. К примеру, в 1986 году здесь было 2300 коров. Валовое производство составило 6325 тонн. А сейчас всего 800 коров, а молока на 550 тонн больше.

Но выгода от молочной отрасли - не только чисто денежная. Животноводству нужны корма. А их выращивание - это множество самых разных культур на полях. Ведь в составе современных кормов до 17 компонентов! Значит, необходим универсальный севооборот, который обогащает и улучшает почву. А не двух - трехполка, что уже давно прописалась в хозяйствах, отказавшихся от животноводства и перешедших на возделывание монокультуры пшеницы. Со всеми вытекающими для почвы катастрофическими последствиями. В «России» же, в том числе и за счет животноводства, заставляющего применять универсальные севообороты, позволяющего вносить органические удобрения, одни из самых высоких в крае урожаи зерновых. В этом году получили по 67 центнеров с гектара.

Еще одна выгода - рабочие места. В молочной отрасли занято шестьдесят человек. Причем, с хорошей заработной платой. В среднем она у доярок в «России» 32 тысячи рублей, а у лучших даже 45 - 47 тысяч рублей.

Локомотив технологического развития

Стереотип третий: молочная отрасль как самая отсталая тянет хозяйства назад. Ввиду своей низкой рентабельности, слабой технологичности, высокого уровня ручного труда мешает развиваться современному хозяйству.

В «России» это не так. Скорее наоборот: именно молочная отрасль здесь одна из самых высокотехнологичных. Все процессы механизированы. Оборудование самое современное. Коровники светлые, теплые, с охлаждением воздуха летом и подогревом зимой. Каждое животное имеет свой электронный паспорт, где вся родословная, практикуется однотипное кормление. Каждый месяц делается биохимический анализ крови коров, что позволяет вовремя выявить и предотвратить распространение заболеваний.

И оборудование, и технологии постоянно обновляются. Вот такой пример. В хозяйстве все доильное оборудование шведского производства фирмы «Делаваль», танки-охладители охлаждают молоко до плюс 3 - 5 градусов. Но в последнее время появилась еще более современная технология - охлаждение в потоке. То есть, молоко доводится до нужной температуры сразу после дойки, уже на пути к емкости. Задумались над ее установкой. Средства большие, но дело того стоит: качество молока значительно повысится. А, соответственно, и закупочная цена продукции вырастет.

Или вот система электронного учета продукции «Аль про» по каждому животному. На одной ферме она работает уже несколько лет. Ежедневно видно, от какого животного сколько продукции получено. На другой ферме сэкономили, в ходе реконструкции не установили новую систему. Учет ведется по контрольным дойкам три раза в месяц. Но это - обезличенность, невозможность вовремя вмешаться в процесс в случае падения продуктивности, а значит и потери. Сейчас планируют начать установку системы и на второй ферме.

Все новое - хорошо забытое старое

Что мешает распространить этот опыт возвращения к хорошо забытому старому в молочном производстве по всему краю? Вернуть фермы пусть не в каждое, но хотя бы в каждое второе, или хотя бы третье хозяйство?

Наверное, инициатива прежде всего должна исходить от министерства сельского хозяйства края. Не странно ли: его руководители чуть ли не по всему свету мотаются в поисках инвесторов, на всякие там выставки, в том числе зарубежные, а разобраться по конкретным нашим хозяйствам, выявить, что у них имеется для возрождения молочных ферм, что необходимо добавить, какую наметить программу помощи и поддержки, как заинтересовать коллективы, - не могут. А ведь в большинстве хозяйств и коровники сохранились, и опыт возделывания кормовых культур, и даже орошаемые поля для кормопроизводства.

Важнейший момент - совершенствование системы субсидирования. Субсидии охотно даются государством на... затраты в молочную отрасль. Субсидируется строительство ферм, закупка животных, оборудования. За счет государства выплачиваются проценты по кредитам на их закупку. Естественно, такой затратный подход стимулирует накручивать цены при строительстве и техперевооружении, и не стимулирует - само производство молока.

Но на прямые субсидии под закупку молока выделяются копейки. В это трудно поверить, но, к примеру, в прошлом году «Россия» получила дотаций именно за молоко лишь на сумму 4 миллиона 876 тысяч рублей. Это всего 3 процента(!?) от общего объема реализации молока. Как шутят в хозяйстве, сопоставимо с затратами труда на оформление субсидий и стоимостью бумаги, которую приходится тратить на многотомные отчеты по ним. А ведь сам смысл дотаций - поддержка государством производства именно продукции. И той, которая нужна больше всего.

Молоко нужно? Еще как! Так зачем мы стимулируем производство сараев, а не молока?

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.