Вы здесь

ВОЙНА БЕЗ ОСОБЫХ ПРИЧИН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Приватизация? Не про вас...

Семья Гаспаровых из станицы Курской еще тридцать лет назад начала арендовать в местном колхозе 131 гектар земли сельскохозяйственного назначения. Производила на них корма и выращивала для колхоза же бычков. На это и жила. Там же был возведен дом, в котором семья жила, хозяйственные постройки. По большому счету, на тот момент это было одно из первых фермерских хозяйств.

Когда колхоз развалился, земля перешла в муниципальную собственность. Реально - под контроль сельсовета станицы Курской. Договор аренды Гаспаровы стали заключать уже с ним. Стоимость аренды из года в год росла, но до 2010 года не превышала и 30 тысяч рублей.

В 2008 году Гаспаровы попытались воспользоваться своим исключительным правом выкупа земельного участка как граждане, имеющие на них недвижимость, и арендующие землю свыше пяти лет. Это положение есть в законе, и им арендатор мог воспользоваться, как своим неотъемлемым правом. Но сельсовет уперся. Наверное, эта попытка забрать землю в собственность стала для сельской власти тревожным сигналом. Как бы там ни было, но с этого времени все усилия сельсовета направляются на то, чтобы вообще выгнать Гаспаровых с земли.

Начинается долгая и затяжная баталия, идущая до сих пор с переменным успехом.

Открытое наступление не прошло

В 2010 году как гром среди ясного неба новость: 9 декабря муниципалитет своим постановлением разделил земельный участок на три и передал вновь образованные участки в аренду другим лицам. Вроде на аукционе, хотя Гаспаровых на тот аукцион даже не подпустили. Будто и не было на этой земле их усадьбы с фермерским хозяйством, будто не обрабатывали они эти поля на тот момент уже четверть столетия. Никто и не вспомнил, что по закону Гаспаровы, как постоянные арендаторы, имеют преимущественное право на продление договора аренды.

Гаспаровы - в прокуратуру. По иску прокурора района А. Пронькина, ставшего на защиту законных интересов Гаспаровых, результаты аукциона были признаны незаконными и отменены судом. По протесту прокурора было признано незаконным и постановление главы сельсовета о разделе участка. Земля осталась у Гаспаровых. Первый «наезд» сельсовета был таким образом отбит.

Но уже сразу последовал второй, и не менее тревожный. Сельсовет направил иски в суд о сносе якобы самовольных и незаконных построек Гаспаровых и очистке от них земли. То есть, формально власть попыталась устранить фактор, легший в основу протеста прокурора. А реально замахнулась разрушить фермерское хозяйство и даже лишить дома большую семью. Спасибо, что хоть в суд пошли, а не сразу на бульдозере с вышибалами приехали.

Но и здесь Гаспаровы выиграли, объекты недвижимости в конце концов были узаконены.

В ноябре 2011 года сельсовет вроде как сдается, подписывает с Е. Гаспаровой, на которую родственники уступили землю, договор аренды земельного участка на 49 лет. Опять же на основании преимущественного права пользования. Стоимость арендной платы - 90 тысяч рублей в год. Это 2,1 процента от кадастровой стоимости участка, которая на тот момент была в размере трех с небольшим миллионов рублей.

Казалось бы, все. Расправа административным наскоком не прошла. Теперь можно спокойно работать. Однако не тут-то было. Дальнейшие события показали, что руководство сельсовета не отказалось от своей затеи забрать землю. Просто оно решило выжить Гаспаровых с участка другим, более изощренным, путем.

Экономическое удушение

Этот путь, как теперь понятно, - экономическое удушение. Вполне в духе нашего бессердечного рыночного времени. Началось выдавливание нежелательного арендатора с земли через непомерное взвинчивание арендной платы.

Уже на 2014 год сельсовет предложил Гаспаровой подписать новое дополнительное соглашение к договору, в котором арендная плата была установлена в сумме... 223 тысяч рублей! То есть - почти в три раза увеличили. И только за год! На том основании повысили, что в три раза выросла кадастровая стоимость земельного участка. А арендная плата, и это условие есть в договоре, может изменяться в том числе и при изменении кадастровой стоимости.

Тут надо сделать необходимое пояснение. Время, когда Гаспаровы выращивали на этой земле корма и откармливали бычков, ушло в прошлое. Бычков выращивать сейчас убыточно. Гаспаровы давно уже занимаются растениеводством. На далеко не лучших по бонитету почвах Курского района при самых благоприятных погодных условиях они в лучшем случае получают в год продукции на 2 миллиона рублей. Отдать больше одиннадцати процентов дохода за аренду земли? А на что семена покупать, горючее, за что поля обрабатывать, чем зарплату платить? Да и сельхозналог никто не отменял.

В общем, Гаспарова дополнительное соглашение подписала. Но заплатила только 87 тысяч. Те же самые 90 тысяч, что и раньше, за минусом переплаты. И обратилась в суд с исковым заявлением к минимущества края об изменении кадастровой стоимости земельного участка с 9,3 миллиона до 3,3 миллиона рублей. На основании экспертного заключения независимого оценщика, в котором указана именно эта сумма.

Судья краевого суда С. Шеховцова 14 сентября 2015 года иск удовлетворила в полном объеме, установила кадастровую стоимость участка именно в размере 3,3 миллиона рублей. То есть все вернулось примерно к прежней кадастровой стоимости, с которой и начинали в 2011 году.

В 2014 - 2015 годах вновь разворачивается баталия за приватизацию земельного участка. Поначалу и глава сельсовета М. Матусевич вроде соглашался. И юридическая служба не возражала. Но уже перед самым подписанием сделки вдруг включили стоп-сигнал. Гаспаровым пришлось идти в районный суд. Тот отказал.

Карфаген должен быть разрушен!

Но вернемся к решению краевого суда об изменении кадастровой стоимости участка. Его никто не обжаловал, оно вступило в законную силу. Сельсовет привел оплату по договору аренды в соответствие с решением суда. За 2015 год было начислено 79 тысяч рублей. Вся сумма исправно и вовремя Гаспаровой оплачена.

Вроде конфликт исчерпан. И долгов нет, и арендная плата установлена приемлемая. Вздохнули Гаспаровы. Но, как оказалось, ненадолго. Власть лишь взяла тайм-аут перед новым наступлением.

Уже в июне 2016 года, то есть всего через полгода после решения краевого суда, сельсовет присылает новое дополнительное соглашение к договору аренды. В котором арендная плата снова указана почти в той же сумме, что была до суда, - 212 тысяч рублей. Якобы на основании изменения кадастровой стоимости земельного участка. Здесь же приложен и новый кадастровый паспорт, в котором участок опять оценен в 9 миллионов рублей.

Получается, что ни мытьем, так катаньем наши власти продавливают неподъемную для арендатора ставку аренды. Загоняя его тем самым в угол и вынуждая отказаться от обработки земли. Карфаген должен быть разрушен!

Гаспаровы решительно отказались подписывать дополнительное соглашение. На том основании, что существует решение краевого суда, установившее кадастровую стоимость земельного участка в размере 3,3 миллиона рублей. Оно никем не оспорено, вступило в законную силу.

- Как можно походя, пусть даже и кадастровыми органами, фактически менять решение суда, которое по закону может быть изменено только судом, причем вышестоящим? - возмущается глава семьи Анатолий Миронович Гаспаров. - Мы считаем, что эти требования незаконны.

Требования подписать дополнительное соглашение приходили из сельсовета в прошлом году за подписью его главы М. Матусевича несколько раз, чуть ли не каждый месяц. Гаспаровы стояли на своем, не подписывали.

И опять - в суд

В декабре прошлого года сельсовет подает в Курский районный суд иск к Гаспаровой о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору аренды 131 гектара земли.

Мотивация истца следующая. Проведена новая кадастровая оценка земельных участков по всему краю. Минимущества края 27 ноября 2015 года издало приказ об утверждении этой новой кадастровой оценки. В том числе - и участка, арендуемого Гаспаровыми. Стоимость его теперь 8,9 миллиона рублей. Эта стоимость является основой налогообложения. Размер арендной платы подлежит изменению с даты выхода приказа минимущества, что согласуется с правилами соответствующей статьи Гражданского кодекса РФ. Опять же, исходя из Гражданского кодекса, односторонний отказ арендатора от исполнения обязательств не допускается.

В иске и требования сельсовета о взыскании 113 тысяч рублей - остатка от суммы 223 тысячи, начисленной сельсоветом за 2014 год и выплаченной Гаспаровыми только частично, в размере почти 80 тысяч рублей. Гаспаровы резонно посчитали, что раз суд вынес решение в их пользу, уменьшил кадастровую стоимость, то они и не должны платить сумму, начисленную сельсоветом на основании завышенной кадастровой стоимости и отмененной судом. Но сельсовет, как видим, считает иначе. Вообще складывается впечатление, что краевой суд для сельсовета не указ.

Интересно, что о том решении краевого суда в иске вообще нет ни слова. Его будто и не существует в природе. Случайно? Думается, что нет. Зачем упоминать то, что тебе невыгодно?

Какие у этого иска перспективы?

Сельсовет в обоснование своих требований отталкивается от приказа минимущества края о новой кадастровой оценке. Формально это новое основание, оно не имеет никакого отношения к решению, вынесенному краевым судом. Оно вынесено даже до его возникновения. Но в пользу Гаспаровых говорит то, что у них есть на руках акт независимой оценки земельного участка, уже в свое время принятый судом как доказательство и положенный в основу его решения в их пользу. Создана, как говорят юристы, преюдиция. И обойти ее в судебном процессе сельсовету будет трудно.

Однако, по мнению юристов, это, возможно, потребует встречного иска от Гаспаровых к сельсовету. А может к минимущества края - об изменении кадастровой стоимости земельного участка. То есть, опять суды, опять, как говорится, двадцать пять. Фермер, дело которого работать на земле, должен превратиться в сутягу.

Кто даст по рукам?

Подведем итоги. Нормальная, здоровая, десятилетия живущая в станице Курской семья хочет работать и работает на земле. Производит сельхозпродукцию, платит налоги, арендную плату. При этом ничего у власти не просит. Более того, сама построила себе жилье.

Как относится к ней власть? Отвратительно, если не сказать больше. Как видим, затеяла и продолжает настоящую войну. Причем - без особых причин. Всеми силами старается выжить с земли. Лишить дохода, источника существования. Лишить будущего. В интересах государства? Сомневаюсь. В собственных интересах конкретных чиновников сельсовета.

Давно известно, что чиновники склонны расценивать муниципальное имущество чуть ли не как собственное. Карманы путают. И всякие попытки реализовать законные права граждан на его приобретение воспринимают чуть ли не как покушение на свое личное добро. Но давно известно и то, что любителям путать карманы надо периодически давать по рукам.

Кто это сделает в Курской?

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.