Вы здесь

И НЕ КРЕПОСТЬ ВОВСЕ, ИЛИ ТАКТИКА «МУДРОГО ЗМЕЯ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Не успели россияне еще толком раскачаться после недельных новогодних праздников, как федеральные чиновники, дабы придать ускорение процессу вхождения в серые будни, подготовили им первый в нынешнем году «освежающий» сюрприз. Помните, читатель, расхожее выражение «мой дом - моя крепость»? Между тем, таковым данный постулат был до последнего времени, когда право на неприкосновенность единственного жилья гарантировалось человеку на государственном уровне, в том числе было приписано в Конституции РФ. Однако недавно чиновники Министерства юстиции РФ вынесли на общественное обсуждение законопроект, который позволяет эту «крепость» если не разобрать по кирпичикам, то хотя бы начать подкоп к ней.

Впрочем, оговорюсь сразу, пока рядовым россиянам вроде бы волноваться не о чем, под прицелом авторов документа оказались исключительно злостные неплательщики всех мастей и рангов. Тут и потребительские кредиты, и алименты, и коммунальные платежи, - словом, затронуты все грани человеческой жизни, где задолженности исчисляются десятками и сотнями тысяч рублей, а вероятность, что должник добровольно возместит убытки, нулем.

В нашей многоэтажке на 50 лет ВЛКСМ раз в месяц стабильно наблюдается столпотворение на первом этаже. Причиной импровизированного народного вече служат свежие списки должников по коммунальным услугам, которые председатель ТСЖ вывешивает на стенде. Точнее, как свежие? Номера квартир и фамилии их владельцев остаются прежними, а вот цифры в колонке «задолженность» напротив них растут неумолимыми темпами.

- Смотрите, наши соседи уже 230 тысяч должны! О чем только думают! - восклицает Нина Борисовна. Сама она по профессии бухгалтер, сейчас на заслуженном отдыхе, но прежняя привычка - планировать все наперед и сводить семейный бюджет до копеечки, - никуда не делась. Поэтому, такая расточительность вызывает у пожилой ставропольчанки неподдельный ужас.

- А молодежь с третьего этажа? Вот на кого бы, а на них никогда не подумала. Машина есть, недешевая, кстати, оба работают, и семьдесят тысяч долга. Это сколько? Год они уже за коммуналку не платят? - быстро прикидывает в уме домохозяйка Аня.

- Кстати, они вчера к нам приходили, спрашивали у мужа, какой провайдер лучше - собираются Интернет проводить, - доверительно сообщает учительница с первого этажа.

- Поразительная наглость! - раскатывается бас Ивана Викторовича с шестого этажа. - На Интернет у них денег хватает, а вот заплатить за отопление так самые бедные! Или хитрые?

- Да что вы к ним пристали! Вы посмотрите, что у Егорочкиной происходит! Почти четыреста тысяч долга!

- Зато в следующем месяце у женщины как раз появится повод отметить. А то, что человек бухает просто так?

- Неужели по-прежнему пьет?

- Хм.. И не бросала.

Так, постепенно пространный соседский треп о жизни превращается в гневный митинг с лозунгами «Председателя к ответу». И разгоряченная толпа вваливается в кабинет правления ТСЖ. «Почему не подаете в суд?... Что делаете, чтобы погасить долги?... На нас, небось, вешаете, списывая на общедомовые потери?»... Обвинения летят словно стрелы. Однако семидесятилетняя Тамила Игоревна, щупленькая и худенькая на вид, оказывается далеко не робкого десятка и умудряется перекричать всю орущую толпу:

- Это я-то ничего не делаю? Вот, смотрите, - размахивает она постановлениями судов. - Пять решений в нашу пользу! Еще два ждем со дня на день. Судебные приставы в квартиры должников как к себе домой уже ходят! А толку? Что там возьмешь, когда шиш в кармане и мышь на аркане, причем это единственное жилье, из которого не выселить, не списать за долги нельзя?

- Ну, а как быть? Есть же еще какие-то методы, чтобы подействовать на неплательщиков? - идет на попятную оппозиция.

- Какие? - поняв, что бунт подавлен, тоже меняет тон с враждебного на дружелюбный председатель. - Если знаете, предлагайте!

Но рациональных предложений не следует. Зато, накричавшись досыта, все расходятся, чтобы в следующем месяце повторить кампанию по «сжиганию ведьм» снова. Замкнутый круг? Как уверяют чиновники, если данная законодательная инициатива превратится в полноценный закон, то нет. Поясняя свое предложение, Министерство юстиции ссылается на решение Конституционного суда от 2012 года, который постановил определить границы жилья, запрещенного к изъятию. Тогда суд встал на сторону кредиторов, утверждающих, что в нашей стране есть категория граждан, которые не платят по счетам или же должны государству, но при этом проживают в слишком больших апартаментах, которые нельзя изъять, так как они являются единственным жильем. Суд с этой нестыковкой согласился, выдав предписание подумать над мерами, как можно исправить эту правовую коллизию. Чиновники подумали и в начале января выдали детище этого совместного «мозгового штурма».

Итак, как же в подобных ситуациях предлагают поступать представители Министерства юстиции? По замыслу авторов проекта, изъять жилье за долги можно будет, во-первых, если площадь жилища неплательщика вдвое превышает социальную норму. В каждом регионе она разная, устанавливается муниципалитетом и колеблется в пределах от 14 до 18 кв. метров на человека. Во-вторых, задолженность должна быть не менее пяти процентов стоимости жилья. В-третьих, стоимость нынешней квартиры должна быть достаточно высокой, чтобы после ее продажи уже бывшему хозяину хватило средств на покупку нового жилья меньшей площади.

Важный момент: вводимый порядок будет применяться к отношениям, возникшим после дня вступления закона в силу. Иными словами, основной массе нынешних должников уменьшение жилплощади не грозит. Но есть исключение: для алиментщиков, а также должников по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, закон, как предполагается, будет иметь обратную силу. То есть тот, кто должен своему ребенку сегодня, завтра будет вынужден продать часть своих квадратных метров, чтобы расплатиться.

Мда, интересный маневр. Один мой хороший знакомый посещает школу единоборств. Так вот, как-то за чашкой чая, находясь в благодушном расположении духа, он рассказывал про такой метод самообороны как «тактика змеи». Хотя... Зачем присваивать чужие лавры, лучше процитирую автора: «если на тебя нападают хулиганы, нужно сразу усыпить их бдительность, а потом как долбануть со всей силы, чтобы искры из глаз посыпались». Спрашиваете, к чему это я, читатель? Да уж больно поведение чиновников напомнило мне данный стратегический маневр.

Право, читаешь документ и диву даешься, как логически грамотно все выстроено. Масло масляное, не иначе. Вот - злостный алиментщик с квартирой на Рублевке. Вот - служба судебных приставов, которые, не найдя другого имущества у нерадивого родителя, накладывают арест на квартиру и готовят иск в суд. А вот и Фемида, которая иск удовлетворяет, и квартира выставляется на торги. В итоге тоже идиллия: кредитор с деньгами, неплательщик с квартирой поменьше и горьким опытом, что долги нужно возвращать, а не то ата-та будет.... Так почему же на душе от подобного хеппи энда кошки мерзопакостно скребут, а тело непроизвольно готовится к тому самому удару под дых?

Может, потому, что таких «рублевских» папаш единицы, а простых россиян, взявших кредит и неспособных расплатиться, тысячи? И не потому ли, что, как показывает практика, понятия «норма» и «благоприятные условия для проживания» в понимании простого обывателя и чиновника несколько разнятся? Например, для нас дом с трещинами по всему периметру равносилен катастрофе, когда для слуги народа он видится строением с «некоторыми дефектами, неопасными для проживания».

- Должны быть очень строго прописаны ограничения и параметры - что считать «достаточным» жильем, кому какой метр отдать, кому достанется ванная или туалет, в каком случае можно изымать, а в каком - нельзя. Одно дело, например, когда живут две семейные пары, другое дело - когда живут муж, жена и двое детей. И вроде бы по количеству людей там будет одно и то же, а по метрам - понятно, что каждому нужна отдельная комната, - бьют тревогу и юристы с правозащитниками.

Между тем, помимо законодательных нюансов, есть еще одна деталь, на которую при всем желании нельзя не обратить внимания, поскольку имя ей «национальные черты характера». Положа руку на сердце, в любой другой стране, где «закон суров - но все-таки закон и его нужно исполнять», вполне возможно, что данная законодательная инициатива и принесла бы положительные плоды. Но у нас же когда идет ослабление натянутых в струнку поводьев и некая законодательная норма переходит из области абсолютной недопустимости в область частичной возможности, начинается полная вакханалия. За примерами далеко ходить не будем, возьмем ту же медицину. Стоило государству дать зеленый свет на оказание в муниципальных медучреждениях платных услуг, как сегодня стало поистине редким везением получить бесплатный талон на УЗИ, рентген, флюорографию. Да что там лабораторные исследования! Чтобы бесплатно попасть к узкому специалисту, простому пациенту талон приходится ждать по нескольку дней. А ведь тоже хотели как лучше, дескать, в условиях здоровой конкуренции выигрывает пациент...

Вот и в данной инициативе, авторы законопроекта предлагают жилье должника сначала выставлять на торги, и только вслед за этим оставшиеся после погашения долга деньги отдавать владельцу. Причем после продажи квартиры должникам дается три месяца на покупку новой квартиры. Если человек не смог или не захотел покупать новое жилье, средства передаются муниципалитету, который обязан не позднее чем через два месяца обеспечить должника и его семью новым жильем. Этакое отстаивание прав кредиторов с минимизацией рисков, что неплательщик останется на улице. Но минимизация ли это?

Я, например, не верю, что с нашей далеко не самой честной судебной системой исключены ситуации, когда на торги будут выставляться однушки с жилой площадью в двадцать квадратов, если в них прописана семья из двух человек и с долгом в сто тысяч рублей. И не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы представить дальнейшее развитие событий. На аукционе, дабы быстрее получить возврат по долгу, квартиру пустят по минимальной цене, например, за 950 тысяч. Покупатель, естественно, найдется тут же и вполне возможно, что среди своих же организаторов аукциона. В итоге, от 950 тысяч вычитаем сто тысяч и получаем 850 тысяч рублей. При этом мысленно надеясь, что бюрократическая машина проявит великодушие и не потребует с оставшейся суммы оплатить процент за работу судебных приставов, судебные издержки, не то тогда вообще крах... А в нынешнем случае, имея на руках 850 тысяч рублей, что мы можем купить на эти деньги сегодня в Ставрополе? Правильно. Только комнату в коммуналке! Однако чудный способ для укрепления семейных уз и профилактики пьянства!

Утрирую? Даже в мыслях подобного не было. Пугаю? Даже не начинала. Поскольку не рассказала о другом варианте развития событий, когда семья либо квартиру не нашла, либо оставшихся денег не хватило, и пришлось обращаться за помощью к чиновникам, которые по закону должны предоставить жилье. У вас уже пошел мороз по коже, читатель, когда вы представили, сколько порогов и инстанций придется обить бедолагам, чтобы вопрос решился положительно. Впрочем, что мы о хлопотах, когда у нас сироты, многодетные семьи, инвалиды годами в очередях стоят, за пять лет продвигаясь с шестьдесят пятой строки на пятидесятую. А между тем, это люди, кто оказался в сложных ситуациях, не по зависящим от них обстоятельствам. А что же тогда будет с теми, кто лишился жилья по собственной глупости?

В общем, пока вопросов больше, чем ответов. А значит и потенциальных рисков для простых обывателей больше, чем рисуемых на бумаге благ. Уж коль мы решили бороться с долгами неплательщиков, не логичнее ли начать с эпицентра проблемы, сначала затушить вулкан, а потом уже и лавой заняться? Ведь количество россиян, которые берут кредиты и не платят по ним вовремя, растет с каждым годом. «К концу 2016-го уже девять миллионов наших сограждан задерживали очередной платеж банку хотя бы на день, - приводят статистические данные коллекторские агентства. - Причем на 1 декабря 2016 года в России просрочка по кредитным картам сроком от девяноста дней составила 245 млрд рублей». Не лучше ли отсюда начать свой крестовый поход и разобраться с системой выдачи кредитов, которые можно взять даже не выходя из дома, с помощью одно клика компьютерной мышкой!

Нет, как ни крути, а данный законопроект не для народа, скорее против него. Это просто еще один завуалированный способ залезть в карман и без того небогатых россиян для решения проблем с наполнением бюджета, при этом, не трогая никого из обеспеченного сословия. Ведь сколько бы не обсуждался тот же закон о прогрессивной шкале налогообложения, когда богатые за свое имущество платят в разы больше бедных, пока дело не сдвинулось с места и государство здесь проявляет чудеса «уравниловки». Как и застопорилась работа над законом, регулирующим деятельность разнообразных микроорганизаций, выдающих гражданам займы под двести-триста процентов в год. И это в то время, когда количество подобных структур неумолимо растет, и в такой же прогрессии увеличивается количество людей, кто оказался в непростой жизненной ситуации и вынужден обратиться за помощью в подобные организации. Не плодим ли мы таким образом будущих жертв данного законопроекта? Ох, не знаю.. Но в чем уверена на сто процентов, так как же прав был наш Президент, призывая не писать без конца новые законы и поправки, а заставлять чиновников лучше работать по действующим.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.