Вы здесь

ДВА ДОМА - ДВЕ СУДЬБЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ДВА ДОМА - ДВЕ СУДЬБЫ

Сегодня мы расскажем о двух жилых домах, расположенных в Ставрополе. Сначала про тот, что возвышается, словно расстрелянная из гаубиц крепость, на улице Ясеновской, под номером 48. Само здание 1861 года постройки. По всей видимости, это бывший купеческий постоялый двор. Во времена советской власти там некоторое время располагался Ставропольский городской совет депутатов трудящихся. Красивый архитектурный ансамбль сейчас выглядит не лучшем образом. Подвал, выполненный в модном когда-то в России арочном стиле, весь в трещинах. Впрочем, как и фундамент. Со стороны двора - деревянная оригинальная мансарда, которая, увы, никогда не ремонтировалась. Она является частью второго этажа дома, но от ветхости местами отошла от него. Видны щели, доски частично сгнили.

Жильцы дома неоднократно обращались в различные инстанции с просьбой признать дом аварийным и расселить их. Но неизменным ответом им был отказ. Вот, например, что пишет жильцам Государственная жилищная инспекция: «...рекомендуем обратиться в орган местного самоуправления...». Обращались жильцы дома и туда, однако ответом продолжительное время было молчание градоначальников. Затем все-таки администрация Октябрьского района прислала проектную организацию, творческую мастерскую архитектора Ефимова, которая в 2014 году, выявив все нюансы, сделала следующее заключение: «Капитальный ремонт дома проводить нецелесообразно, признать в целом дом в аварийном состоянии и непригодным для дальнейшего проживания». Однако администрация это заключение проигнорировала, межведомственную комиссию по признанию дома непригодным для проживания граждан не назначила.

Но не бывает худа без добра. Как мы видим из письма администрации Октябрьского района города Ставрополя к тем же жильцам: «...Ваш многоквартирный дом участвует в региональной программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 гг.». Письмо датировано августом 2014 года. Радостная весть от власть-имущих. Но все ли так радужно на деле? Да и в разрезе это решение с заключением, нанятой самой администрацией проектной мастерской о нецелесообразности ремонта. Ну, может быть, не поверили должностные лица архитектору Ефимову? И такое бывает. Так, в ожидании ремонта измученные жильцы провели весь 2015 год и половину нынешнего.

И вот, наконец, этим летом возле дома появились рабочие, стали разводить цементно-песчаный раствор. Казалось бы - вот он, счастливый момент, вот и пришел конец разрухи дома на Ясеновской. Но почему-то не спешат радоваться жильцы. Почему? Начнем по порядку.

Подготовка к капитальному ремонту их дома выглядела весьма обнадеживающей. Так, членами комиссии на основании проведенного осмотра конструктивных элементов многоквартирного дома принято следующее решении о необходимости разработки проектной документации для качественного выполнения работ по капитальному ремонту: «Требуется ремонт фундамента, ремонт крыши, внутридомовых инженерных систем водопровода, газоснабжения, холодного водоснабжения».  Это видно из официальной бумаги.

Дальше Разработана смета расходов на капитальный ремонт общей стоимостью 7 747 355, 54 рубля. Включено сюда еще и осуществление строительного контроля стоимостью в 154 744, 64 рубля, согласно этой самой смете, которую нам в редакцию предоставил председатель совета дома Дмитрий Куксин. Этот документ он получил в Фонде капитального ремонта. Здесь и начинаются возмущения жильцов. Никакого контроля за работами ни с чьей стороны не ведется.  Но, главное, ремонт приобрел характер не капитального, а косметического.

Так, согласно ведомственных строительных норм реконструкции и капитального ремонта жилых домов госкомархитектуры, капитальный ремонт, это - «ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Проектом должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие прочность, устойчивость и требуемые показатели огнестойкости здания в целом, его отдельных элементов и конструкций, а также несущую способность и устойчивость грунтов основания на всех стадиях выполнения ремонтно-строительных работ и последующей эксплуатации».

Но Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, по всей видимости, проигнорировав общие требования, пошел совсем другим путем. Выработал свои собственные стандарты и правила капитального ремонта. Руководствуясь, исключительно ими, решил начать ремонт с фасада здания, а до фундамента добраться где-то в 2020 - 2022 году. Напоминаем читателям: фундамент в жутких трещинах, из подвала видно, как вываливаются камни, из которых построен первый этаж.  Жильцы укрепили его, исходя из своих возможностей, а именно расставив в самом подвале деревянные подпорки, поддерживающие выпадающие элементы конструкции. Конечно, это не дело.  Но без них дом, как считают жильцы, уже давно бы развалился.  А фундаменту с такими деформациями придется ждать, как минимум, еще четыре года. Ведь представитель фонда капремонта Алексей Хомяк считает, что фундамент достаточно просел и больше проседать не будет.  О чем он сказал жильцам этого дома на встрече с ними, в самом начале работ.  А раз проседать не будет, значит, не нужен и армапояс.  Значит, трещины на стенах достаточно просто заштукатурить и закрасить.

Отдельная тема для разговора - деревянная мансарда, о которой мы уже обмолвились в начале статьи.  Трухлявые доски планируется просто покрасить и все.  И ВСЕ!

«Если это капитальный ремонт, - говорит старший по дому Дмитрий Куксин, - значит, я сошел с ума! По мансарде страшно передвигаться. Мы с ужасом ожидаем ее обрушения. Так надеялись на этот капитальный ремонт. А нам просто покрасят гнилые доски».

И этот, по мнению жильцов дома, косметический ремонт, обойдется в такую колоссальную сумму.  Чудеса да и только. Но если происходит какое-то чудо, значит, обязательно, где-то должен быть и кудесник, это чудо наколдовавший.

Расскажем о доме еще немного. Последний раз ремонт в нем делался в
1961 году, на его столетие.  В  здании проживают 28 семей, почти все с детьми. Три ребенка являются инвалидами. О здоровье детей в случае частичного разрушения стен дома или мансарды беспокоится и многодетная мать Мария Жигулина. «Ведомости» связались с пресс-службой «Фонда капитального ремонта» и попросили прокомментировать ситуацию.  Нас попросту проигнорировали.  А для того, чтобы понять, почему на этот дом, со стопятидесятилетней историей не обратило никакого внимания Министерство культуры края, какие есть нормы по включению строений в список памятников архитектуры, мы обратились в Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. В письменном ответе обозначенное ведомство говорит, что: «...заявление о включении данного здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов в управление не поступало». Очень интересно. Выходит, что дом, находящийся по адресу Дзержинского, 70, занесенный, кстати, в этот реестр, попал туда после какого-то заявления? Не купца ли Озерова, собственной персоны?

А вот и прямо противоположная ситуация.  Дом номер 18 по проспекту Карла Маркса. Город тот же.  Эта история, которая до сих пор напоминает сон некоторым жильцам, началась еще в 2008 году с постановления главы города за номером 504.  Читаем.  Итак, ПОСТАНОВЛЯЮ: Утвердить заключение от 08.12.2008 № 18 о признании многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе, проспект Карла Маркса, 18, аварийным и подлежащим сносу. Разбираем по порядку. К постановлению прилагается заключение о техническом состоянии жилого дома по тому же адресу.  Выполнено творческой мастерской архитектора Ефимова. Того самого, который обследовал дом на Ясеновской. И пишет он в графе рекомендации: «В сложившейся ситуации жилой дом реконструировать невозможно».  А в графе выводы: «Общий физический износ жилого дома составляет более 90 процентов, дом находится в аварийном состоянии, не пригоден для постоянного проживания и подлежит сносу».

Сначала отметим, что жилой дом по К. Маркса, 18, это на самом деле три разных сооружения, под литерами «А», «Б» и «В». Заключение Ефимова датируется 2008 годом.   Но не согласились с ним жильцы дома.  В 2013 и в 2014 году самостоятельно пригласили другие проектные организации для технического заключения. Но только домиков под литерами «Б» и «В». Итог: «Общий физический износ объекта составляет не более 32-х процентов». Как бы и жить можно. Хотя, как признается сам архитектор Ефимов, жильцы, вероятно, проводили самостоятельно капитальный ремонт домиков с этими литерами.  Да и прошло с момента его заключения до первого независимого - пять лет.  Многое могло поменяться.  Ну не согласны жильцы с Ефимовым и не согласны.  Их дело. Имеют право не верить ему.

А вот зато администрация города на этот раз поверила. Да так поверила, что письмо-требование от лица Комитета городского хозяйства даже прислала в мае этого года, к тем же замученным жильцам. Письмо, как признается Любовь Малахова, проживающая по злополучному адресу, убившее в ней веру в справедливость. В письме требование, чтобы жильцы сами снесли свой дом под литерой «В» до июня 2017 года. В случае же отказа, Комитет грозится присвоить себе землю, на которой построен дом, с самим строением. А это значит выгнать на улицу проживающих там людей. Людей, имеющих розовые свидетельства на свое жилье.  Письмо подписано руководителем Комитета городского хозяйства - Мясищевым.  Вам это сказку про Чиполлино не напоминает? Там, где синьор Помидор отбирал домик у бедного Тыквы. Такие вот сказки у нас в городе сейчас наяву начали происходить.

Дальше - больше.  Есть одна странность с кадастровым паспортом земельного участка во дворе описываемого дома.  Если за 2013 год земля площадью в 16 соток оценивалась в 7 556 323 рубля, то в апреле 2016 года тот самый двор оценивается уже в 3 855 829 рублей.  Выходит, что, по мнению кадастровой палаты, цена на землю в центре Ставрополя упала за три года в цене почти в два раза. Они, вероятно, не читают объявления о купле-продаже земли в городе, рынка недвижимости не знают, живут по старинке, в 1861 году.  В  году постройки дома 48 на Ясеновской.

Кстати, пока готовилась эта статья, начался снос дома под литерой «А».    Жильцы, когда-то заселявшие его, уже расселены муниципалитетом.  Нанятая организация для сноса дома не предоставила нашему прибывшему на место корреспонденту никаких документов, никаких  постановлений на снос.  Ее представители, руководящие рабочими на объекте, отказались комментировать ситуацию, посоветовали в саркастической форме, искать ему ответы на все вопросы в администрации города.

Итак, два дома в одном городе, с одинаковой оценкой их технического состояния одной и той же организацией, имеют две противоположные судьбы. Почему? Быть может это трагическая случайность? Чья-то роковая ошибка? Или продуманный кем-то хитрый план, корыстная закономерность? Но вот одно ясно наверняка. На К. Маркса место ровное, необходимо лишь снести существующие постройки и можно возводить другие сооружения.  Да и улица центральная, здесь всегда людно, это деловой центр старого города.  А вот на Ясеновской необходимо после сноса дома производить сложные инженерные работы по укреплению грунта.  Оползни могут быть.  Да и улочка тихая, запрятанная в дворнях. Сюда заходят только сами жильцы да их гости.  Поэтому интерес чиновников к дому по К. Маркса, если таковой имеется, вполне понятен.  Как и понятой пренебрежение, если смотреть под таким ракурсом, домом на Ясеновской.  Плюс ремонт, по сути дела, одного фасада на огромную сумму.  Но мы не эксперты.  Нам только людей жалко.  Особенно с Ясеновской.  Дети там, которым как бы не пришлось расплачиваться за ошибки взрослых своим здоровьем. Надеемся, что просто ошибки...  И, надеемся, что не придется расплачиваться.

Фото автора.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.