Вы здесь

ВЛАСТЬ И КАПУСТА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

О капусте чуть позже, а начну же с помидоров. Или нет, не так... С того, что готова к их принятию в свой адрес. Ибо прекрасно понимаю, что все написанное мною чуть ниже пойдет в разрез с той массой негодования, которая поднялась в обществе. А оное в свою очередь содрогнулось, когда Всероссийском образовательном форуме для молодых преподавателей, ученых, специалистов в области гуманитарных и технических наук «Территория смыслов на Клязьме» премьер Д. Медведев, отвечая на вопрос молодого педагога из Дагестана о низких зарплатах учителей и преподавателей, изрек свое сакраментальное: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес».

Мда... Этакая усовершенствованная версия «Денег нет. Но вы держитесь». Только уже не в адрес пенсионеров, а учителей. Которые оказались не столь безропотными, нежели старики, и тут же вернули выступающему «наше вам с хвостиком» в виде народной петиции, с требованием отставки Медведева. Это было даже не требование, а массовая истерия, в которую впало более двухсот тысяч человек со всех уголков нашей необъятной страны, и смысл которой для меня по-прежнему остается загадкой.

Право, ну ЧТО такого неожиданно обидного сказал Медведев, за что его нужно непременно увольнять с поста второго лица государства? Я понимаю, когда мерзко поступил Астахов, поинтересовавшийся у тонувших детей, как поплавали. Там на самом деле было непрофессионально, цинично и гадко. А здесь...Здесь было просто про жизнь. Без фальши. Без полутонов и намеков, но про реальную жизнь. Про то, как ее понимают и видят те, кому мы сами вручили в руки бразды правления.

А видят же они ее как бизнес-проект, в котором образование нации - абсолютно не та сфера, куда следует вкладывать баснословные средства. Уж больно низкая окупаемость при высоких затратах. Да и дивиденды ждать приходится как минимум лет двадцать. А хочется-то, чтобы быстро, дешево и сердито. Поэтому вряд ли случайны и напутственные слова подрастающему поколению от вице-премьера Российской Федерации Ольги Голодец во время посещения детского центра «Смена», где она отметила следующее:

- Бытует мнение, что человеку во что бы то ни стало необходимо получить высшее образование. Однако повышение качества среднего специального образования сегодня открывает доступ ко многим профессиям. У нас есть просчитанный баланс, он составляет примерно 65 на 35 процентов. При этом 65 процентов - это люди, которым не требуется высшего образования.

Словом, мальчишки и девчонки, а так же их родители, девять классов закончили и вперед покорять не космос, а станки на заводах и иные производства, поскольку стране не нужны универсалы и доморощенные Левши, разбирающиеся во всех процессах и тонкостях производства, ее вполне устроит узкий специалист, выполняющий работу по шаблону и не задающий лишних вопросов. Все. Точка.

Утрирую, говорите, читатель? Только если отчасти. Уж больно настораживают эти нападки на высшее образование. Ненароком складывается ощущение, что его, как в свое время и бесплатную медицину, тоже постепенно то ли уничтожают, то ли отдают на откуп бизнесу, когда престижные ВУЗЫ и университеты снова становятся недосягаемой мечтой для детей из глубинки. За примером далеко ходить не буду.

У знакомых сын в этом году закончил школу. Медалист, победитель краевых и всероссийских олимпиад по химии и биологии. В СКФУ его приняли с распростертыми объятиями, не веря своему счастью. Дескать, с такими показателями по ЕГЭ - каждый за 90 баллов - парень мог бы без особых усилий и столицу покорить. Мог бы. И покорил бы, так как Алексей с успехом прошел конкурсный отбор и в Бауманку, от учебы в которой парню пришлось отказаться. Причина банальна донельзя. Университетское общежитие иногородним студентам дается лишь с третьего курса. Первые два - как-нибудь сами.

- Стали искать квартиру - самая дешевая на окраине Москвы и с условием, что в комнате живут три человека обходится в тридцать тысяч рублей в месяц. Нам это просто не по карману, - рассказывает Олеся В.

И на самом деле, как такую сумму потянуть семье, где мама работает штатной медсестрой в медучреждении, а папа ставит окна ставропольцам? Супруги попытались объяснить ситуацию в приемной комиссии и ректорате, мол, сами же говорите, что мальчишка талантлив и весьма перспективен, так, может, можно что-то сделать в порядке исключения? Однако там только развели руками, дескать, свои проблемы решайте сами, а если не получается, за дверью очередь из тех, кто согласен снимать жилье не три, а все пять лет, стоит. Вот такие «равные» возможности при неравных обстоятельствах.

Как воспринял произошедшее сам Алексей? Как истинный мужчина. Стойко. Он не позволил родителям влезть в кабальные кредиты, а просто несколько поменял планы на жизнь, в которой Буаманка обязательно будет. Пусть не как основное место учебы, зато как площадка, куда он поступит в аспирантуру. А пока же будет учиться дома и подрабатывать в течение этих пяти лет, чтобы мечта снова не пошла ко дну из-за некоторых взрослых, решивших, что в образовательной сфере вполне уместны современные рыночные отношения, в которых на коне, точнее за университетской партой остается тот, у кого есть деньги. Остальным же вполне сойдет и средне профессиональная скамья. Там, кстати, общежития предоставляются с первого курса.

Мда... Смотришь на все это, и невольно задаешься вопросом: а так ли уж оскорбителен совет Медведева молодым педагогам идти в... бизнес или искать дополнительные источники заработка?

- Я абсолютно уверен, что современный энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая ему положена по должностному расписанию, но и, ну, как-то, так сказать, еще что-то заработать, - сказал Дмитрий Анатольевич. И тем самым просто переложил на современный лад нашу же народную поговорку про то, что под лежачий камень вода не течет.

Прошли времена, когда можно было рассчитывать только на государство, что оно поддержит, накормит и напоит. Сейчас у нас частно-государственное партнерство, когда последнее обеспечивает минимум, а максимум - это уже нужно крутиться и самому. Как? Ну, хотя бы, как в том анекдоте, который бытовал в эпоху перестройки, когда, устроившись на работу, милиционер спрашивает: «Сколько я буду получать здесь». А ему в ответ: «Тебе «Макарова» дали, вот и крутись, как сумеешь. И люди крутятся. Волчком. Бочком. Стоя и лежа. Реально, кто как умеет.

Так уж сложилось, что у меня много знакомых из преподавательской среды. Одни обучают школьников русскому языку и математике в сельских школах, другие учительствуют в Краснодарском крае, третьи в самом Ставрополе. И вот что удивительно: занимаясь одним делом, все получают по-разному. Аня-биолог, оставшаяся в Ставрополе, с трехлетним стажем работы чуть более тринадцати тысяч рублей, примерно двадцать получает Света, уехавшая за мужем в Арзгирский район, в то время как Катя, обосновавшаяся в Тихорецке, приносит в семейную копилку не менее тридцати тысяч. Откуда такой разброс?

Аня просто преподает на ставку. Света, помимо преподавательской деятельности, привлекает своих учеников и к участию в различных заочных и очных российских олимпиадах и конкурсах, победы и призовые места в которых дают дополнительные баллы при оценке ее работы как учителя, что, в свою очередь, положительно сказывается и на цифрах в зарплатной ведомости. А Катя и вовсе находит время на репетиторство.

- Домой прихожу не раньше семи. На скорую руку готовлю ужин, а потом снова тетрадки с домашним заданием, планы. А что делать? У нас квартира в ипотеке. Муж, конечно, скандалит, что времени на него не остается, требует сменить работу, мол, тем же секретарем буду получать столько же при нормированном рабочем дне, но пока никак не решусь, - приехав недавно в гости, рассказывала она.

Почему не решится, как и другие девчонки? А потому, что в чем на все сто процентов был прав Дмитрий Анатольевич, так это в том, что учитель - это не просто профессия. Это образ и философия жизни, и когда ты выбираешь, чем будешь заниматься в этой жизни, изначально знаешь обо всех плюсах и минусах, в том числе финансовой составляющей профессии. Что она не про капусту. Ведь учителя никогда не жили богато. Я сама из учительской семьи, где папа, дяди и тети - все педагоги, поэтому и знаю не понаслышке, как это, донашивать за кем-то вещи, радоваться обычной плитке шоколада в день папиной зарплаты, брать в долг продукты в соседнем магазинчике. Но, тем не менее, когда в 11 классе передо мной стоял выбор, куда идти учиться, я, ни капли не сомневаясь в своем выборе, говорила, что буду учителем русского языка и литературы, и горько плакала, когда прошла по баллам на отделение журналистики, а не филологии.

Ведь мне так хотелось тоже, как мои учителя - Головинская Дина Васильевна и Наталья Георгиевна Луценко - учить подрастающее поколение доброму, светлому, вечному. Так же понимающе улыбаться и после уроков оставлять самонадеянных дурочек, гордо и дерзко пишущих в своих сочинениях, что Катерина из грозы Островского, как и Анна Каренина у Толстого - аморфные личности, которые боялись трудностей, поэтому и решили покончить с собой, и объяснять им про жизнь. Мне хотелось, как папа, быть принципиальной, и ставить своим ученикам те оценки, которые они заслужили своим трудом, а не родительскими просьбами. Я была согласна, что мне будут по ночам во дворе бить шифер, писать кляузы, и после окончания одиннадцатого класса некоторые и вовсе перестанут здороваться за ненадобностью, а другие станут чиновниками и скажут, что это нормально, платить педагогам копейки. Но сложилось так, как сложилось.

А теперь вот я не подписываю петицию. И не потому, что тоже стала думать, что это в порядке вещей, что если ты готов посвятить свою жизнь чужим детям, ты обрекаешь себя и СВОИХ детей на жалкое финансовое существование. Отнюдь. Просто крайне наивно полагать, что увольнение или отставка высказавшего свои мысли вслух премьера что-то изменят в отношениях учителей и государства. Тут нужны другие меры и методы.

И не диванные, когда мы голосуем против походя, так шумихи ради.. А самые, что ни на есть конкретные. Страну в обозримом будущем ждут большие выборы. Почему бы не пойти на них и там с помощью галочки в бюллетене выразить свое фи нынешней политике государства? Вот это я понимаю шаг, нацеленность на результат и желание изменить ситуацию. А то, что происходит сейчас... Это не помощь учителям, не отстаивание их права на достойную жизнь, а суета сует. Буря в стакане воды. Которая закончится сразу же, как только появится новая не менее прикольная «движуха».

А напоследок расскажу еще один недавно услышанный анекдот. Едет мужик по пустыне на верблюде. Жара страшная. И вдруг мимо бежит спортсмен. Мужик, ошалел и спрашивает: «Ты что, с ума сошел? Бежишь по такой жаре». А тот в ответ: «Бегу быстро - ветерок обдувает, хорошо, прохладно». И убежал. Мужик подумал, как стегнет своего верблюда. Тот бежал, бежал и свалился. Мужик подходит, как пнет его: «Давай вставай, замерз что ли»?

К чему он? И как связан с образованием? Проведите параллель сами.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.