Вы здесь

ОБВИНЯЛИ - КРИЧАЛИ, ОПРАВДАЛИ - ЗАМОЛЧАЛИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Необходимое послесловие к оправдательному приговору бывшему главе Шпаковской районной администрации А. Мизину.

Об обвинительном приговоре Шпаковского районного суда бывшему главе администрации Шпаковского района А. Мизину осенью прошлого года кричали все СМИ. Мол, чиновник-коррупционер продал за копейки государственную землю, превысил свои полномочия и понес заслуженное наказание. Хотя и приговор был пустячный - один год условно с последующей амнистией.

Но вот две недели назад, 18 января, краевой суд на стадии апелляции дело пересматривает, приговор отменяет и выносит Мизину оправдательный приговор. Отменяет и иск, взысканный районным судом с Мизина в размере 111,6 миллиона рублей якобы упущенной казной выгоды. Объявлено о его праве на реабилитацию. И что же пресса? Молчит. Хотя событие это явно более громкое, чем первое. Потому что обвиняют у нас сейчас чиновников в коррупции часто. А вот оправдывают крайне редко. Можно сказать, что в единичных случаях. Чем и является, по сути, оправдательный приговор Мизину. Почему же тогда пресса обошла вниманием эту сенсацию?

Уверен, только потому, что те, кто разворачивал кампанию травли Мизина, кто помогал им, оказались посрамлены. И замолчали тему.

Очевидно нелепое обвинение

Тема защиты Мизина для меня не новая. Писал об этом деле трижды. Фальшивость и надуманность обвинения были настолько явными, что казались странными даже мне, не большому специалисту в области права. Казалось, как этого не могут видеть следователи и прокуроры? И тем более - суд?

Не видели. Более того, нагромоздили в обвинение и ложь, и свои домыслы, и даже пошли на фальсификацию доказательств.

Суть обвинения свелась, в общем-то, к большой нелепости. На полном серьезе утверждалось, что Мизин продал ООО ОПХ «Шпаковское» под видом земель сельхозназначения два участка за 17 миллионов рублей. Они же на самом деле являлись землями населенных пунктов и стоили 128 миллионов. У этой категории земель кадастровая стоимость на порядок выше, а продажная цена рассчитывается как 20 процентов стоимости кадастровой. Этим Мизин не только превысил свои полномочия, но и нанес огромный ущерб казне.

А между тем, Мизин, писал я тогда, всего лишь выполнил решение Арбитражного суда Ставропольского края. Именно суд обязал исполнительную власть района продать ОПХ «Шпаковское» два земельных участка. И именно за 17 миллионов рублей, и именно как земли сельхозназначения. Все эти моменты - кадастровые номера участков, площадь, их категория и цена прописаны в резолютивной части решения суда черным по белому.

Более того, хорошо было известно, что хозяйство арендовало и обрабатывало эти участки с 2006 года. По закону имело преимущественное право выкупа. И пошло в суд руководство сельхозпредприятия лишь после того, как Мизин, глава районной исполнительной власти, отказал ему в продаже. Мизин не хотел продавать. Когда же судебный пристав пришел к нему с вступившим в законную силу решением суда и предупреждением об уголовной ответственности за его невыполнение - деваться было некуда. Иначе в этом случае уголовное дело уж точно было бы возбуждено - за неисполнение решения суда.

Белые нитки лезли в глаза

Все началось с «телеги» некой А. Аксельрод, написавшей в правоохранительные органы, что Мизин разбазаривает за копейки земли бывшего ОПХ «Шпаковское» тысячами гектаров. Мол, коррупция тут, и точка.

То, что и прокуратура, и следствие, и суд первой инстанции дружно подхватили миф «Мизин - коррупционер» и расценивали его чуть ли не как самое главное доказательство, видно по материалам уголовного дела. Оно буквально состряпано на пустом месте. Там не доказательства, а притянутые за уши, под обвинение, хотелки.

Вот, например, чуть ли не главное «доказательство» - генплан Михайловска, утвержденный думой города еще в 2004 году. Там спорные земли уже указаны как земли поселений. Следствие обвинило Мизина в том, что он, руководствуясь генпланом, не принял постановления об изменении категорий земельных участков с «земли сельхозназначения» в «земли населенных пунктов» и не направил их в органы кадастрового учета. Мол, сознательно подготовил почву для коррупции.

Все это рассыпается, достаточно только заглянуть в документы. Вообще-то, Мизин приступил к работе в 2008 году, почему же в грехе, который на него вешают, не был обвинен его предшественник, бездействовавший четыре года? И с чего вы взяли, господа следователи, будто Мизин знал, что эти, вчера еще, пашни сидят в генплане города? Он не городом командует, а районом, там свой глава, муниципальная власть от районной у нас законом отделена. К тому же, инкриминируемое деяние не входит в его служебные обязанности, перевод земель из категории в категорию - полномочия исключительно правительства края, но не руководства района и тем более не города. Это тоже закреплено законом. Наконец, включение городской думой земель сельхозназначения в генплан вообще не имело юридической силы, тем более, что в нем даже перечня кадастровых участков нет. Сначала надо изменить категорию земель, а уж потом включать. Уж законники, какими по определению являются следователи с прокурорами и судьями, должны были это узнать в ходе следствия, раз оно велось. Но зачем, если хотят другого? Признать, что виновен, хотят!

Далее. Мизина обвиняли в том, что руководимая им администрация не обжаловала решение Арбитражного суда. Это, якобы, лишний раз подтверждает его заинтересованность в передаче земли ОПХ «Шпаковское». А если юристы не увидели перспективы в обжаловании, тогда что? Ломать их через колено? Ломиться в открытые ворота? Хорошо бы он выглядел перед подчиненными.

Еще большие чудеса творятся в Шпаковском районном суде, когда уже рассматривается уголовное дело Мизина. Судья А. Марьев всех этих доводов защиты не слышит. Более того, не видит даже подлога. В суд стороной обвинения была представлена схема уточнения границ Михайловска от 2010 года, якобы согласованная с Мизиным и подписанная им. Присмотрелись защитники. Оказалось, к правому углу схемы просто приклеен клочок с подписью Мизина. Обвинители поленились даже копию снять, тогда бы это было не так заметно. Проведенная по инициативе защиты экспертиза признает, что это банальная вклейка, а значит - подделка. Судье бы привлечь к ответственности за обман суда. Однако Марьев обманываться рад: признает схему как доказательство, и даже ссылается на нее в приговоре.

Еще один момент, услышав о котором, знающие процедурные моменты юристы только руками разведут и скажут: оказывается, и так лихо можно? До начала допроса в судебном заседании восемь свидетелей обвинения, в том числе уже известная нам Аксельрод, пишут судье Марьеву заявления с просьбой ознакомиться с ранее данными на следствии показаниями. Чтобы вспомнить, что тогда сказали и не завраться? А как по-другому это понимать? И Марьев, о ужас, подписывает заявления. Так они и красуются в деле с отметками свидетелей, что ознакомились.

Эти заявления одинаковые. Как близнецы. Явно написаны на одном компьютере и распечатаны на одном принтере. Забавно, что и ходатайство зам. прокурора Шпаковского района Ю. Глазкова об ознакомлении с протоколом судебного заседания отпечатано с теми же интервалами, тем же шрифтом, что и заявления свидетелей. Лежат рядом - не отличишь. Неужели в прокуратуре все это стряпалось?

Краевой суд на стороне защиты

Апелляционный суд фактически полностью согласился с доводами защиты и признал их обоснованность. Суд не усмотрел в действиях Мизина состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ - превышение полномочий должностным лицом.

Вот аргументы суда. Мизин обязан был исполнить решение Арбитражного суда о продаже земельных участков. И, к тому же, не обязан был его оспаривать, поскольку это всего лишь право стороны процесса, а не обязанность. Участки на тот момент являлись землями сельхозназначения, что подтверждается кадастровой выпиской. В материалах дела отсутствует доказательство причиненного Мизиным ущерба. В обязанности главы администрации района не входило знать о всех принимаемых муниципалитетами документах, в том числе, и о постановлении думы Михайловска о принятии генплана. Более того, этим документом границы города не утверждались. Решение думы не являлось обязательным для главы администрации района. Заключение бухгалтерской экспертизы об оценке потерь казны не может учитываться в качестве доказательств вины Мизина. Оно основано на кадастровой стоимости участков, утвержденной постановлением правительства края в 2007 году. А спорные участки были поставлены на кадастровый учет в 2009 году. Более того, само правило определения цены земельных участков в размере 20 процентов их кадастровой стоимости распространяется на земли сельхозназначения. Применять его для определения цены земель поселений некорректно и неверно.

Таким образом, делает вывод апелляционная инстанция, в действиях Мизина отсутствуют объективные и субъективные признаки преступления. Он невиновен, значит - подлежит оправданию.

Разбудил болото и поплатился

Дело Мизина уходит корнями в неразбериху, которую вышестоящие власти устроили вокруг того, кому распоряжаться землей, государственная собственность на которую не разграничена. Федеральным законом это полномочие вроде отнесено к районному уровню власти. При губернаторе А. Черногорове было принято решение делегировать эти полномочия на уровень муниципалитетов, то есть городов и сел. При В. Гаевском вдруг открылось, что ничего подобного делать нельзя, закону противоречит, и эти полномочия вновь вернулись на районный уровень. В последние два года в законодательство ввели поправку, и их опять делегировали на уровень городов и сел.

Так вот, начало конфликта вокруг злополучной михайловской земли как раз относится к 2011 году - ко времени, когда право распоряжения вернули с муниципального на районный уровень. То есть у администраций городов и сел забрали то, что кормило многих коррумпированных чиновников на этом уровне и позволяло им «решать вопросы». В тонкости законодательства никто не входил, то обстоятельство, что такое решение касается всего края, не учитывал. Крайним, забравшим у них лакомый кусок, в глазах глав поселений Шпаковского района стал, естественно, глава администрации района. Тем более, что он был пришлым здесь человеком, назначен на должность из аппарата правительства края. Тема земли много раз поднималась главами поселений на заседаниях районного совета. Мол, работать невозможно, отдайте назад. Лидером фронды выступал глава Михайловска А. Лунин. Дело в отношении него за превышение полномочий и взятки возбудили позже. Уже осужден. Приговор вступил в законную силу. Как тут не сказать, не рой другому яму.

Скорее всего, не случайно именно из стен администрации Лунина была организована атака на Мизина. Аксельрод - работник одного из подразделений аппарата администрации города. Заявлением в органы она не ограничилась. С апреля 2011 года, как раз с момента, когда у Лунина забрали полномочия по распоряжению землей, она несколько раз размещает в интернете визгливые обращения сродни тому, что отправила в полицию и прокуратуру. Таким образом, она будто бы готовила общественное мнение, что Мизин - коррупционер. И она же, как мы уже видели, выступала в суде свидетелем с обвинениями Мизина. Так что понятно, откуда ноги растут.

Для михайловцев не секрет, что у Лунина были тесные, если не сказать панибратские отношения с председателем Шпаковского районного суда В. Криулиным. Дочь Лунина работала секретарем судебных заседаний у Криулина. Помнится, лет пять назад в прессе разошлись записанные на диктофон и расшифрованные откровения Лунина о том, кто у него «схвачен». Криулин в списке значился многим ему обязанным. Кстати, Лунин выступал в суде как свидетель на стороне обвинения.

Так что все сходится. Мизин разбудил болото круговой поруки. И оно схватило его так, что четыре года не отпускало. С трудом вырвался.

И последнее. По здравому смыслу, реабилитация попавшего под несправедливое уголовное преследование, это возвращение, говоря языком дипломатов, статус-кво. То есть, надо вернуть человека к тому, что было у него до того.

У Мизина была должность. Сомнительно, что можно вернуть, она уже занята, да и возраст со здоровьем теперь не совсем подходящие для нее. Особенно здоровье. Ведь следствие с судами шло долгих четыре года.

Наверное, можно отсудить у государства, именем которого была совершена следственная ошибка, какие-то деньги. Но вряд ли они возместят все потери.

Самое главное, нужно вернуть Александру Мизину честное имя. Что мы и пытаемся сделать с помощью данной публикации.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 2.9 (67 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.